Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2676
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
высоко оценивается социальная и познавательная роль мифа. Во-первых, миф был первой формой систематизации, сохранения и передачи будущим поколениям человеческих знаний о мире. Во-вторых, задавая весьма специфический угол зрения, миф нередко позволял вскрывать в мире закономерности, в дальнейшем оказывавшиеся принципиально недоступными научным методам (народная медицина и т.д). В-третьих, сама наука не может быть полностью свободна от мифологизмов, поскольку она с неизбежностью основывается на неких, самой наукой не обосновываемых предпосылках (например, представление ньютоновской физики о пространстве как о бесконечной однородной реальности, которое никогда не может быть до конца подтверждено опытом).
На этапе господства мифологического сознания нормативные законы, существующие в обществе, рассматриваются как принципиально неотделимые от законов внешнего мира.
Правила поведения в таких обществах являются жестко регламентированными, одинаковыми и обязательными для всех (коллективное сознание) и в основе своей носят священный характер.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 122-133.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 53 – 69, 80-89, 373-381.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.25-36.
На этапе господства мифологического сознания нормативные законы, существующие в обществе, рассматриваются как принципиально неотделимые от законов внешнего мира.
Правила поведения в таких обществах являются жестко регламентированными, одинаковыми и обязательными для всех (коллективное сознание) и в основе своей носят священный характер.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 122-133.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 53 – 69, 80-89, 373-381.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.25-36.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Является ли верным утверждение: “Наука возникает в тот момент, когда появляется
духовная культура”?
1. Да.
2. Нет.
2. Является ли верным утверждение: “Согласно современным представлениям,
основным признаком науки является наличие в данной дисциплине определенного и
строго фиксированного метода получения нового знания (исследовательского
метода)”?
1. Да.
2. Нет.
3.
Является ли верным утверждение: " Парадигма представляет собой совокупность гипотез, которые принципиально не могут быть опровергнуты никаким опытом" ?
1.
Да
2.
Нет
4
. Согласно Попперу, гипотезы, принципиально не допускающие своего опровержения
эмпирическими фактами, называются:
1. научными;
2. научно-теоретическими;
3. экспериментальными;
4. позитивными;
5. метафизическими.
5
. В социальных науках, в отличие от естественных:
1. существует, как правило, несколько парадигм, а не одна;
2. существует одна парадигма;
3. роль интуиции выше;
4. роль интуиции ниже;
5. исследователь не является сам частью изучаемой реальности
6
. Основным принципом индуктивного метода является:
1. принцип движения от частного к общему;
2. принцип движения от общего к частному;
3. принцип ориентации только на те явления, которые могут быть наблюдаемы на опыте;
4. принцип беспристрастного отношения исследователя к получаемым результатам.
5. Среди предложенных нет правильных ответов.
7
. Согласно современным социологическим представлениям, наука и религия:
1. являются непримиримыми врагами;
2. непримиримым врагом религии являются только естественные науки, тогда как социальные науки должны исследовать религию как социальное явление;
3. в некоторых ситуациях религия создает благоприятные мировоззренческие предпосылки для развития науки;
4. религия должна быть уничтожена посредством прогресса науки.
5. Среди предложенных нет правильных вариантов
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
8
. Согласно концепции Мертона, основной причиной возникновения науки Нового
времени были:
1. сугубо случайные открытия Галилея;
2. развитие машинного производства;
3. развитие мануфактурной промышленности;
4. изменение философских представлений большинства ученых 15-17 веков (с аристотелевской на платоновскую);
5. возникновение и распространение протестантской этики.
9
. Укажите необходимые признаки науки как социального института:
1. наличие четко определенных процедур, позволяющих опровергнуть или подтвердить полученное знание;
2. наличие четко определенных процедур, позволяющих с необходимостью получать новое знание;
3. наличие неких принципов, признаваемых определенным научным сообществом в качестве бесспорных;
4. наличие профессиональных организаций ученых;
5. наличие общезначимых принципов доказательств.
10
. Всеобщими целями наук является:
1. описание явлений;
2. объяснение явлений;
3. предсказание явлений;
4. формирование явлений;
5. изменение явлений.
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 70
ТЕМА 16
Образование в системе духовного производства, образование как социальный институт.
Содержание темы
16.1.
Образование как социальный институт и форма духовного производства.
Возникновение образования как профессиональной деятельности. Историческая эволюция форм образования. Массовое и элитарное образование, социальные причины возникновения системы массового образования. Основные функции образования в обществе. Образование как способ сохранения и передачи ценностей доминирующей культуры. Образование как средство социального контроля и социализации. Статусная функция: образование как
«фильтрующее устройства» и фактор социальной мобильности. Образование как фактор демократизации общества и как способ закрепления неравенства в обществе.
16.2.
Социальная структура института образования. Государственное и частное образование, связь этих типов образования с социальной структурой общества. Соотношение частного и государственного образования в различных странах и на разных этапах их исторического развития. Институт образования как организация. Вертикальная структура института образования. Ролевая структура, ролевые конфликты, типичные для института образования. Современные тенденции развития института образования. Специфика российского образования.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение образования. Чем отличается понятие образования от понятия социализации? Возможно ли существование общества без образования? С какими историческими факторами было связано возникновение института образования? Укажите основные факторы возникновения системы массового образования. Укажите позитивные и негативные стороны, существующие, с Вашей точки зрения, в системе массового образования. Существует ли связь между развитием массового образования и массовой культурой? В чем состояла специфика массового образования в России на различны х этапах ее исторического развития?
2.
Укажите основные функции образования как социального института. В каких случаях функции образования пересекаются с функциями других социальных институтов?
Какие функции, с вашей точки зрения, являются для образования явными, а какие – латентными. Бывают ли ситуации, когда латентные функции института образования начинают доминировать в обществе? Сравните точки зрения на социальную роль образования представителей конфликтологического и функционалистского направлений в социологии. Как Вы объясните предложение одного из представителей конфлитологического подхода относительно запрещения при приеме на работу спрашивать диплом об образовании? С какой функцией образования связано данное предложение?
3.
Укажите необходимые компоненты структуры образования как социального института. Как связано соотношение частного и государственного образования с социальной стратификацией общества? Какие функции образования в большей степени реализует система государственного образования, какие - частного? Можно ли утверждать, что развитие государственного бесплатного образования всегда однозначно позитивно сказывается на степени образованности общества? Что такое вертикальная структура института образования? Каковы ее компоненты? Какой государственный орган руководит системой образования в России? Опишите наиболее типичные ролевые конфликты в сфере образования. Можно ли утверждать, что эти конфликты всегда негативно сказываются на образовательном процессе?
Основные термины и понятия
Образование – социальный институт, представляющий собой часть процесса социализации, целенаправленно происходящего в формальных организациях и нацеленного на усвоение учащимися определенных знаний.
Социализация – совокупность способов формирования установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Элитарное образование – форма организации образования, направленная на обучение и социальное воспроизводство представителей определенных статусных групп.
Массовое образование – форма организации образования, ориентированная на обучение и социальное воспроизводство представителей большей части населения данного общества.
Конфликтологизм – направление в современной социологии, ориентированное на объяснение социальных явлений через конфликт различных социальных групп и страт.
Основными категориями этого подхода являются категории господства, конфликта и подавления.
Функционализм – теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
Вспомогательные материалы
16. Определение образования.
Образование как социальный институт представляет собойчастьпроцесса социализации, целенаправленно происходящего в формальных организациях и нацеленного на усвоение учащимися определенных знаний. Иногда так определенное образование называют формальным, в противоположность неформальному, под которым подразумевают стихийное обучение индивида знаниям и навыкам. Однако в социологии объектом изучения выступает, прежде всего, формальное образование, кроме того, именно оно в наше время играет ведущую роль. Поэтому далее будем рассматривать только формальное образование.
Образование как элемент духовного производства представляет собой важнейший фактор движения и распределения знаний.
16.2. Возникновение и развитие образования.
Поскольку образование осуществляется в формальных организациях, оно могло возникнуть лишь на определенном, причем достаточно позднем этапе развития человечества.
16.2.1.
В Европе этим рубежом стал 5 век до н.э., когда в Древней Греции стали возникать первые и учителя, объединенные в школы, которые за плату обучали детей благородных сословий. Однако эти школы были доступны лишь элите и не имели организации в масштабах всего общества. Более организованная система образования складывается в эпоху
Средневековья, когда в рамках христианской церкви в Европе возникает сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты
(Париж, Оксфорд т.д.).
16.2.2
. Однако вплоть до конца 18 века (Великая Французская революция), образование носило элитарный характер и было направлено на обучение и воспроизводство
представителей определенных статусных групп. С 19 века начинается процесс становления массового образования в Европе, и у этого процесса было несколько причин.
Во-первых, процесс демократизации политической жизни, который возможен лишь в обществе «грамотных избирателей».
Во-вторых, промышленная революция, на определенном этапе своего развертывания столкнувшаяся с проблемой квалифицированных кадров.
В-третьих, институциализация самого образования, формирование в его рамках профессиональных групп, отстаивающих свои интересы и добивающихся поддержки образования со стороны государства.
В-четвертых, ослабление роли традиционных институтов социализации и социального контроля (религия, семья), и, соответственно, возрастание в этой сфере роли института образования (см. 14.3.)
В результате действия всех этих причин начальное, а затем и неполное среднее образование становится обязательным во многих развитых странах.
16.2.3.
В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», запрещал доступ в гимназии детям из низших сословий. С другой стороны, после 1917 г. в России
(СССР) было введено обязательное начальное, затем - обязательное неполное среднее, и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация образования» привела к резкому снижению его качества.
16.3. Функции образования.
Различные социологические школы по-разному, а, порой, и противоположно, описывают функции этого социального института. Функционализм (Дюркгейм, Малиновский) выделяет следующие функции образования.
16.3.1. Реализации культурного наследования (передача ценностей господствующей культуры). Специфика культуры, таким образом, определяет специфику образования.
Культурные ценности могут транслироваться как явно (через их непосредственное изучение), так и неявно, например, через естественно возникающие в образовательном процессе привычки к дисциплине и порядку, представления о социально значимых статусах и т.д. Кроме того, в ходе образовательной деятельности ценности не только транслируются, но и видоизменяются, что способствует социальным изменениям. В современном институте образования последняя функция представлена явно, например, многие открытия
Во-первых, процесс демократизации политической жизни, который возможен лишь в обществе «грамотных избирателей».
Во-вторых, промышленная революция, на определенном этапе своего развертывания столкнувшаяся с проблемой квалифицированных кадров.
В-третьих, институциализация самого образования, формирование в его рамках профессиональных групп, отстаивающих свои интересы и добивающихся поддержки образования со стороны государства.
В-четвертых, ослабление роли традиционных институтов социализации и социального контроля (религия, семья), и, соответственно, возрастание в этой сфере роли института образования (см. 14.3.)
В результате действия всех этих причин начальное, а затем и неполное среднее образование становится обязательным во многих развитых странах.
16.2.3.
В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», запрещал доступ в гимназии детям из низших сословий. С другой стороны, после 1917 г. в России
(СССР) было введено обязательное начальное, затем - обязательное неполное среднее, и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация образования» привела к резкому снижению его качества.
16.3. Функции образования.
Различные социологические школы по-разному, а, порой, и противоположно, описывают функции этого социального института. Функционализм (Дюркгейм, Малиновский) выделяет следующие функции образования.
16.3.1. Реализации культурного наследования (передача ценностей господствующей культуры). Специфика культуры, таким образом, определяет специфику образования.
Культурные ценности могут транслироваться как явно (через их непосредственное изучение), так и неявно, например, через естественно возникающие в образовательном процессе привычки к дисциплине и порядку, представления о социально значимых статусах и т.д. Кроме того, в ходе образовательной деятельности ценности не только транслируются, но и видоизменяются, что способствует социальным изменениям. В современном институте образования последняя функция представлена явно, например, многие открытия
были сделаны на факультетах университетов, в рамках которых ведутся специально финансируемые научные исследования.
16.3.2.
Образование как средство социального контроля. В условиях снижения контролирующей роли таких традиционных институтов, как религия и семья, значение образовательного института в этой сфере резко возрастает. Большую часть дня дети, в особенности в странах с обязательным начальным и среднем образованием, находятся в школе, где их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Однако и в тех случаях, когда учащиеся оказываются вне школьных стен, контролирующие функции этих образовательных заведений косвенно сохраняются (о подростках, находящихся на учете в милиции, сообщают по месту учебы). Высшие учебные заведения, как правило предъявляющие повышенные требования к социальному поведению индивидов, через систему позитивных и негативных санкций также выполняют функции социального контроля.
16.3.3. Образование как фильтрующее устройство и фактор вертикальной
мобильности. С точки зрения функционализма образование представляет собой разумный способ распределения людей в соответствии с их способностями и их достоинствами, что, в свою очередь, оказывается позитивным фактором для общества в целом. Соответственно, самые способные и трудолюбивые люди благодаря образованию получают возможность занять в обществе более высокий статус.
16.3.4.
Образование как фактор демократизации общества. Образованные люди в меньшей степени подвержены «фактору толпы» и необдуманным эмоциональным действиям, они обладают более широким кругозором, благодаря чему оказывается весьма затруднительным манипулировать их поведением. Кроме того, по мнению ряда исследователей, образование ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств.
Однако необходимо помнить, что этот фактор действует лишь как тенденция, поскольку, например, немцы всегда были одной из самых образованных наций и, тем не менее, именно они приняли фашизм со всей его архаической символикой и, более того, выказывали Гитлеру практически религиозные чувства (Юнг).
Представители конфликтологического подхода (Маркс, Дарендорф), для которого характерно отношение к обществу как к совокупности противоборствующих социальных групп и слоев, как к системе, естественным (а не аномальным) состоянием которой является состояние внутренней борьбы и конфликта, выделяют следующие функции образования:
16.3.5.
Образование как статусообразющий фактор. Поскольку получение образования способствует восходящей вертикальной мобильности, образовательный институт следует
16.3.2.
Образование как средство социального контроля. В условиях снижения контролирующей роли таких традиционных институтов, как религия и семья, значение образовательного института в этой сфере резко возрастает. Большую часть дня дети, в особенности в странах с обязательным начальным и среднем образованием, находятся в школе, где их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Однако и в тех случаях, когда учащиеся оказываются вне школьных стен, контролирующие функции этих образовательных заведений косвенно сохраняются (о подростках, находящихся на учете в милиции, сообщают по месту учебы). Высшие учебные заведения, как правило предъявляющие повышенные требования к социальному поведению индивидов, через систему позитивных и негативных санкций также выполняют функции социального контроля.
16.3.3. Образование как фильтрующее устройство и фактор вертикальной
мобильности. С точки зрения функционализма образование представляет собой разумный способ распределения людей в соответствии с их способностями и их достоинствами, что, в свою очередь, оказывается позитивным фактором для общества в целом. Соответственно, самые способные и трудолюбивые люди благодаря образованию получают возможность занять в обществе более высокий статус.
16.3.4.
Образование как фактор демократизации общества. Образованные люди в меньшей степени подвержены «фактору толпы» и необдуманным эмоциональным действиям, они обладают более широким кругозором, благодаря чему оказывается весьма затруднительным манипулировать их поведением. Кроме того, по мнению ряда исследователей, образование ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств.
Однако необходимо помнить, что этот фактор действует лишь как тенденция, поскольку, например, немцы всегда были одной из самых образованных наций и, тем не менее, именно они приняли фашизм со всей его архаической символикой и, более того, выказывали Гитлеру практически религиозные чувства (Юнг).
Представители конфликтологического подхода (Маркс, Дарендорф), для которого характерно отношение к обществу как к совокупности противоборствующих социальных групп и слоев, как к системе, естественным (а не аномальным) состоянием которой является состояние внутренней борьбы и конфликта, выделяют следующие функции образования:
16.3.5.
Образование как статусообразющий фактор. Поскольку получение образования способствует восходящей вертикальной мобильности, образовательный институт следует