Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2667

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматривать как арену борьбы различных статусных групп за овладение богатством, властью и престижем. Например, привилегированные статусные группы (напр., юристы) сознательно ставят завышенные образовательные барьеры, чтобы создать препятствия для проникновения в эти группы «посторонних». Таким образом, существующие в различных профессиях требования к уровню образования рассматриваются как результат борьбы определенных статусных групп. Так, повышенные требования к образованию врачей
(например, знание латыни) являются фактором, защищающим «традиционных» эскулапов от конкуренции со стороны нетрадиционной медицины.
16.3.6. Образование как фактор, способствующий эксплуатации угнетенных групп. С этой точки зрения учебные заведения, прежде всего, созданы для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы в капиталистическом обществе.
Система массовых начальных школ, действительно возникшая одновременно с развитием промышленного капитализма, помимо значимых для этой промышленности знаний, прививает учащимся такие важные для будущих рабочих качества, как пунктуальность, дисциплинированность, привычку подчиняться и т.д. Напротив, в университетах, служащих для подготовки элиты, больше внимания уделяется развитию таких качеств, как умение самостоятельно мыслить и т.д. Таким образом, в отличие от функционалистов, рассматривавших образование как фактор, способствующий вертикальной мобильности и равенству возможностей, представители данного подхода, напротив, видели в образовании фактор закрепления существующей структуры социального неравенства.
16.4. Структура образования.
С точки зрения структуры образование, прежде всего, делится на государственное и
частное. Очевидно, что такое образование никогда не может быть в равной степени доступным для разных статусных групп. Доступность образования, в конечном счете, определяется характером социальной стратификации общества.
16.4.1.
Для западных стран и России 19 века была характерна ориентация на жесткую стратификацию образования: большая часть высших и даже средних учебных заведений предназначалась исключительно для лиц из привилегированных сословий, а выходцы из рабочего класса и крестьянства учились в начальных школах. Соответственно, доля государственного образования была невелика. Более того, считалось, что чрезмерное образование сделает бедных неприспособленными к жизни, поэтому их доступ нередко ограничивался даже специальными законами. Большую роль в образовании того времени играли также различные религиозные учебные заведения.


16.4.2. В 20 веке, напротив, резко возросла доля государственных учебных заведений, а с
1954 г. в США официально было отменено раздельное обучение по расовым и иным признакам. В советский период в России существовало исключительно государственное образование, и лишь в последние полтора десятилетия стали появляться негосударственные учебные заведения. Вопрос об их оптимальном соотношении в российском обществе и по сей день является дискуссионным.
16.4.3. Вертикальная структура института образования (институт образования как
организация). Не только в России, но и в большинстве развитых стран и государственные, и негосударственные учебные заведения объединены в единую систему в масштабах всего общества. Во главе этой системы, как правило, стоит соответствующее министерство (в
России – Министерство образования), в отношении к негосударственным учреждениям выполняющее контролирующие функции. Одна из задач министерства - стандартизация учебного процесса. На следующих ступенях иерархии стоят местные департаменты образования, далее – школы и институты. Разграничение полномочий между высшими и низшими уровнями образовательного института определяет собой соотношение централизации и децентрализации образования. Институт образования, таким образом, представляет собой сложную формальную организацию.
16.4.4.
Как и любая формальная организация, образование предполагает наличие четкой системы социальных ролей, и, соответственно, возможность возникновения ролевых
конфликтов. Так, например, учитель в школе постоянно выполняет две роли – педагога и воспитателя, которые нередко требуют от него противоположных действий (удаление из класса нарушающего дисциплину ученика может сыграть положительную воспитательную роль, однако знания его от этого пострадают). Другие две роли – роль руководителя в группе учащихся, и роль подчиненного в группе с директором. Выработанная тысячелетиями преподавательская этика требует избегать возникновения конфликтов между этими двумя ролями (директор не должен делать замечаний учителю в присутствии учеников). В вузах у профессоров и доцентов возникают конфликты между их ролями ученых и преподавателей
(чему отдать приоритет – науке или преподаванию?).
16.5. Современные тенденции развития института образования.
Хотя в каждом государстве образование имеет свою ярко выраженную специфику, тем не менее можно выделить несколько самых общих черт в развитии мирового образования в целом. Во-первых, превращение современных информационных технологий в неотъемлемый элемент образовательного процесса. Во-вторых, превращение образования в


непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. В-третьих,
глобализация образования, превращение его в международный институт.
16.5.1
Тенденции развития современного российского образования в первую очередь связаны с вхождением страны в систему современной рыночной экономики. Во-первых, с конца 80-ых годов развертывается процесс децентрализации образования. Так, уже в настоящий момент министерство РФ определяет отнюдь не все содержание образования – в школьных программах специально предусмотрено время для занятий, содержание которых определяется местными образовательными органами и самими школами. Подобная же тенденция наблюдается и в вузовском образовании. Во-вторых, происходит активный процесс формирования негосударственных образовательных учреждений, в частности, вузов и школ. В-третьих, возрастает внимание к изучению дисциплин социально-
экономического профиля. В-четвертых, формируется более тесное сотрудничество между школами и вузами, возникают новые организационные формы (совмещенные экзамены
«школа – вуз). В-пятых, усиливается профилизация среднего образования, возрастает доля специализированных школ.
В то же время, есть и негативные тенденции, в частности, ослабление школьного
самоуправления учащихся, ослабление роли образовательных учреждений в реализации функции социального контроля. Серьезно сказались современные процессы и на таких факторах, как престиж учителя, качество массового образования и т.д.
Рекомендуемая литература
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 133-138.
2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. –
М.: Просвещение, 1999, с. 376-381.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
16.1.
Согласно принятому в современной социологии определению, образование
является процессом, протекающим в формальных организациях.
1. Да.
2. Нет.
16.2.
Для функционализма характерно отношение к образованию как
к институту, одной из важнейших функций которого является поддержание и
укрепление позиций привилегированных социальных групп.
1. Да.
2. Нет.
16.3. Процесс первичной социализации всегда, одновременно, является процессом
образования.
1. Да.
2. Нет.
16.4. Для функционализма характерно отношение к образованию как к институту,
одной из важнейших которого является поддержание и укрепление позиций
привилегированных социальных групп.
1. Да.
2. Нет.
16.5.
Выберите правильное утверждение:
1. Вертикальная структура института образования характерна только для Российского общества после 1917 г.
2. Вертикальная структура института образования характерна для всех современных стран.
3. Вертикальная структура института образования характерна только для Российского общества на протяжении всей его истории.
4.
Вертикальная структура института образования характерна только для стран со слабыми традициями демократизма.
16.6. Согласно функционалисткой теории, расширение сферы образования в
современном обществе вызвано:
1. Развитием демократии.
2. Развитием производства.
3. Развитием гуманистических тенденций в современном обществе.
4. Все ответы являются правильными.


16.7. Под вертикальной структурой института образования понимается:
1. Иерархическая организация образовательного учреждения.
2. Наличие у местных органов образования оперативной самостоятельности в рамках принятых программ и стандартов.
3. Любая стандартизация образования.
4. Все перечисленные ответы являются правильными.
5. Среди предложенных нет правильных вариантов ответов.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
16.8.
Развитие системы массового образования было связано с:
1. Образовательной реформой Карла Великого.
2. Процессами демократизации политической жизни, начавшимися после Великой французской революции.
3. Развитием промышленной революции.
4. Ослаблением роли традиционных институтов социализации и социального контроля.
5. Развитием науки.
16.9.
Укажите основные тенденции развития современного образования
1. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
2. Превращение образования в непрерывный процесс.
3. Возникновение массового образования.
4. Превращение образования в самостоятельный институт, независимый от института церкви.
5. Превращение образования в международный институт.
16.10. Укажите все верные утверждения:
1. Образование – это специфический вид социализации, происходящий в формальных организациях.
2. Только в современном обществе образование происходит в формальных организациях, тогда как для традиционного характерна семейная форма его организации.
3. В процессе образования могут формироваться как положительные так и отрицательные черты личности.
4. Поскольку социализация происходит на протяжении всей жизни, то и образование также всегда происходит на протяжении всей жизни.
5. Согласно функционалисткому подходу, одной из важнейших причин развития системы массового образования явилось распространение в Европе гуманистического мировоззрения.

Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   70

ТЕМА 17
Семья как социальный институт и малая группа.
Содержание темы
1.
Определение семьи, необходимые признаки. Специфика семьи как социального института. Семья и брак, различие этих понятий. Типология брака. Моногамия, полигамия, основные формы полигамного брака. Социальные причины, обусловливающие различия в формах брака. Типология семьи. Нуклеарные, расширенные, неполные семьи. Основные признаки рода. Экзогамия и эндогамия, относительность этих понятий.
2.
Основные социальные функции семьи. Экономическая функция, ее исторический генезис. Патриархальная семья, ее специфика. Изменение экономической роли семьи в современном мире, основные причины. Репродуктивная функция семьи, функция социализации. Зависимость этих функций от социально-экономических условий. Статусная функция. Специфика семьи как малой и первичной группы. Релаксационная функция.

Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Дайте определение семьи. Почему, с Вашей точки зрения, именно данные признаки выделены в качестве необходимых признаков семьи? Чем отличается содержание слова семья в обыденном смысле от понятия семьи в строго научном значении? Приведите примеры, когда социальная группа, в обыденной жизни называемая семьей, не является таковой с точки зрения науки, и наоборот.
2.
В чем принципиальное отличие понятий семьи и брака? Укажите основные типы брака.
Назовите известные Вам точки зрения, объясняющие многообразие форм брака. Дайте определение нуклеарной, патриархальной, расширенной и неполной семьи. Раскройте содержание понятий экзогамии и эндогамии. Какое из этих понятий является основным признаком рода? Можно ли род считать семьей?
3.
Перечислите основные функции семьи. Какая из этих функций является наиболее значимой в традиционном обществе? Какие функции выходят на первый план в индустриальном и постиндустриальном обществах? Каким образом изменение функций семьи сказалось на их устойчивости? Приведите аргументы в пользу утверждения о постепенном отмирании формы нуклеарной семьи в современном мире. Какие аргументы можно привести против этого утверждения? В чем состоит специфика семьи как малой и первичной группы?
Основные термины и понятия
Семья – это малая или средняя социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:
- все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;
- все они проживают в одном помещении (или сооружении, которое в данном обществе принято считать одним сооружением);
- они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существования.
Брак – устойчивый и признанный в данном обществе союз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами), созданный, как правило, для воспроизводства воспитания детей.
Моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
Полигамный брак – общее название форм группового брака.
Полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен.
Полиандрия – форма брака, при которой у одной женщины существует несколько законных мужей.
Нуклеарная семья – форма семьи, включающая в себя одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей.