Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2637
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 природные и социальные объекты и процессы такими, какие они есть сами по себе. Эта информация есть результат взаимодействия субъекта и объекта, или иначе отношения между человеком и окружающим его природным и социальным миром. Она фиксирует процесс взаимодействия и изменения объектов самим человеком, осуществляющим предметно- орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности.
Вывод, который можно сделать, из такого понимания критерия истины, касается убеждения в том, что истина относительна, поскольку:
1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается;
2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится и истина.
Такая точка зрения, допускающая возможность объективного, относительного, истинного знания получила название релятивизм.
Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается. В Античности ученые вслед за Аристотелем и Клавдием Птолемеем считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг
Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единственного «наблюдательного пункта» — Земли, приводило к неправильному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, а именно знание о том, что светила Солнечной системы движутся.
В учении Николая Коперника (1473-1543) утверждалось, что центром нашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астрономических наблюдений. Кеплер, опираясь на наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, еще более верным знанием.
Современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Из данных примеров явствует, что истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает.
5
Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий,
характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на
данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину.
Полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении
называют абсолютной истиной.
Кроме того, наше знание всегда содержит в себе сложную систему правил, в том числе и прагматических. Это значит, что из определенного вида знаний можно извлечь определенные указания, рекомендации или нормы деятельности. Так, из утверждения «дом стоит на горе» можно вычитать правило: «тот, кто желает попасть в данный дом, должен подняться на данную гору». Если первое утверждение истинно, то правило, точнее, его практическое осуществление позволяет одновременно решить две задачи: подтвердить истинность правила и достичь цели.
«Истина» и «ложь» — это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей. Но существуют и другие социально значимые оценки знания. В повседневной, производственной, социальной, политической и иной деятельности знания могут оцениваться как полезные и бесполезные.
Причем полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда. Когда один рыбак говорит другому, что надо выходить на рыбалку сразу после восхода солнца, то это практически полезное знание. Однако утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно. Тем не менее, в прагматическом смысле для решения данной задачи это несущественно. Бывает и так, что истинное знание в конкретной ситуации оказывается совершенно бесполезным. Так, правильный диагноз при отсутствии соответствующих лекарственных средств может оказаться бесполезным для данного больного.
Критерии истины. Существуют различные способы и методы, которыми проверяется истинность знания. Они называются критериями истины. Главными такими критериями являются экспериментальная проверка знания и возможность его применения на практике.
Экспериментальная проверка знания характерна, прежде всего, для науки. Научное познание отличается от других форм познания (повседневного познания, философского познания и т.п.) тем, что наука тщательно проверяет результаты познания в наблюдении и эксперименте. Эксперимент – это целесообразно сконструированная ситуация, в которой предположительное знание (гипотеза) подтверждается или опровергается опытом. В экспериментах часто используют точные методы измерения и сложные приборы, чтобы максимально точно проверять знание.
Оценка истинности знания может осуществляться также с помощью практики. Например, на основе определенного знания люди могут создать некоторое техническое устройство,
6 осуществить определенные экономические реформы или лечить людей. Если это техническое устройство будет функционировать успешно, реформы дадут ожидаемые результаты, а больные исцелятся, то это будет важным показателем истинности знания.
Еще один критерий истинности знания – логическая непротиворечивость.
Во-первых, знание не может быть основано на взаимно исключающих друг друга понятиях и утверждениях: к примеру, противоречивым будет утверждение, «всякая прямая линия - кривая».
Во-вторых, оно должно логически согласовываться с проверенными, подтвержденными
фактами, достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, то можно предполагать, что она вряд ли будет истинной.
Однако, отметим, что нет универсальных и однозначных критериев истины.
Эксперимент не может быть полностью точным, практика изменяется и развивается, а логическая непротиворечивость связана с отношениям внутри знания, а не с отношением знания и реальности. Поэтому даже то знание, которое выдерживает проверку по указанным критериям, не может считаться абсолютно истинным и установленным раз и навсегда.
Мы можем оценивать наше знание не только с позиций истинности или ложности, т.е. с точки зрения его соответствия нашему представлению о том, что мы считаем объективной реальностью, наше знание может быть также и заблуждением. Заблуждением называют несоответствие знания своему объекту, к примеру, перемещаясь по пустыни, вам может показаться, что вы видите на горизонте водную гладь, однако это знание не будет соответствовать своему объекту (т.е. реальному водоему), будет заблуждением. В данном случае такое иллюзорное явление мы называем миражом.
Заблуждением является и несовместимость знания или убеждения с имеющимся принятым достоверным знанием. В повседневном словоупотреблении непроизвольность и объективная обусловленность заблуждения отличают его от случайной ошибки, преднамеренной лжи и неосведомленности (отсутствия знания).
7
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1. Точка зрения, согласно которой объективное знание возможно, но всегда относительно называется:
1) рационализм;
2) релятивизм;
3) теория относительности;
4) эмпиризм.
2. Точка зрения, согласно которой можно усомниться в любом, каким бы надежным он ни был, критерии истины, называется:
1) скептицизм;
2) релятивизм;
3) рационализм;
4) эмпиризм.
3.
Точное, полное, непротиворечивое, не зависящее от времени и обстоятельств знание – это:
1) абсолютная истина
2) относительная истина
3) религиозная истина
4) научная истина
4.
Верны ли следующие утверждения:
А) В отличие от философии критерием истинности научной теории является возможность фактического подтверждения или опровержения;
Б) Современная фундаментальная наука открывает абсолютно истинное знание о мире
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.
Какие уровни научного познания выделяют?
1) объективный и субъективный
2) абсолютный и относительный
3) эмпирический и теоретический
4) естественнонаучный и гуманитарный
6.
К чему стремится научная деятельность?
1) выразить индивидуальные представления ученого о мире
2) получить объективное знание о мире
3) дать моральную оценку вещам и явлениям
4) отразить эмоциональную сторону человеческого мировосприятия
7
. По убеждению эмпириков:
1) критерием истины может быть только разум
2) получить достоверные знания невозможно
3) источником достоверных знаний является опыт
4) вера должна быть основана на знании
8 8. Верны ли следующие суждения?
А. Наука открывает относительные истины.
Б. Научное познание – единственно возможная форма познания реального мира. принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения?
А) Знание зависит от биологических и социальных факторов, определяющих познавательные возможности субъекта познания
Б) Истина – это всегда знание о мире, таком, каким он является сам по себе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения?
А) Естествознание субъективно, поскольку существуют разные точки зрения по поводу одной и той же научной проблемы
Б) Естествознание относительно, потому что законы природы меняются с течением времени под влиянием вмешательства человека в природные процессы
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1
Раздел: Календарно-тематический план
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 70
Тема 15
Науки о природе и науки об обществе: социальное, гуманитарное и
естественнонаучное знание.
Содержание темы
1. Огюст Конт: классификация наук и изобретение социологии.
2. Вильгельм Дильтей: о различии наук о природе и наук о «духе».
3.
Генрих Риккерт: проблема предмета и метода в социальных и гуманитарных науках.
Вопросы для самоконтроля
1.
Ради каких целей Огюст Конт создает такую позитивную науку как социология?
2. В чем различие между объектами и методами наук о природе и наук о духе?
3. Составьте самостоятельно перечень наук, распределяя науки по категориям: естественные, социальные, гуманитарные?
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. М.: Просвещение, 2011.
2
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Огюст Конт: классификация наук и изобретение социологии
Французский философ О. Конт (1798-1857) известен как автор термина
«социология» и как изобретатель «новой науки». Конт предлагает классификацию
(иерархию) наук в соответствии с их предметом и методами. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания, Конт его называет «позитивным», что означает достоверное, точное, полезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, Конт пришёл к звыводу, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Таким образом, социология создается для изучения законов функционирования и реорганизации обществ.
Специфика естественных и гуманитарных наук.
Разделение наук на науки о духе (культуре) и науки о природе предложил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) в работе «Введение в науки о духе» (1880). По мнению Дильтея, условием объективного познания является принципиальное различие наук о физическом мире и наук о мире человеческих действий, мыслей, эмоций и ценностей. В основе этого различия лежит различие предмета и метода. Гуманитарные науки изучают человека, его чувства, мысли, сознательные действия, одним словом, реальности внутренней жизни, в отличие наук о природе, которые изучают «внешнюю» по отношению к субъекту реальность. Из подобного различия в предмете следует и различие в методах его изучения. Сходные с науками о природе благодаря практике анализа, гуманитарные науки не имеют средств «объективного исследования», к которым прибегают науки о природе. Так, к примеру, история изучает прошедшую реальность в ее бесконечном многообразии. Изучение исторических документов делает доступными исчезнувшие миры, сравнительный метод, заимствованный из биологии, позволяет