Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2638

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 определять сходства и различия, ориентироваться во множестве социальных и человеческих форм.
Методы наук о человеке и обществе.
Основными методами наук о человеке и обществе являются объяснение, описание, понимание и интерпретация (истолкование).
Объяснение можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Так, к примеру, чтобы объяснить расширение металлического стержня, указывают на непосредственно наблюдаемый факт - его нагревание, но для более глубокого объяснения этого явления физики привлекают молекулярно-кинетическую теорию вещества. Согласно этой теории при нагревании происходит увеличение величины свободного пробега молекул, вследствие чего соответственно возрастают размеры тела.
В естествознании преобладают причинные объяснения, так причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила. Подобного рода причинные объяснения-законы отображают регулярные, повторяющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. Методы объяснения выполняет еще и прогностическую функцию, т.е. принцип причинно-следственной связи между явлениями, событиями и процессами позволяет с определенной вероятностью предсказывать и ожидать будущие события, явления и процессы, опираясь на анализ настоящего. Эти методы используется в таких социальных науках экономического и политического отраслей знания.
В некоторых гуманитарных науках, например в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Поэтому есть немало историков, которые решительно возражают против переноса естественнонаучных методов объяснения в исторические исследования, так как эти методы установления причинно-следственных связей оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общее, сколько на уникальное и неповторимое в духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.
Теория, разрабатывающая принципы и методы правильной интерпретации, называется - герменевтика.

4
Суть интерпретации в гуманитарной науке состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла идей, действий и поступков людей, в конечном счете, интерпретация есть
способ понимания.
Проблема обоснования методологии гуманитарных наук была поставлена немецким философом Генрихом Риккертом (1863 - 1936) в работе «Науки о природе и науки о культуре» (1899).
Чтобы обосновать тот или иной метод, необходимо, с точки зрения Риккерта, установить критерий научности. Суть научности состоит в том, что научные понятия, преобразуют реальный мир так, что выделяют существенное в явлениях. Методы наук различаются в том, какие основания принимаются в расчет при выделении существенного в явлениях. В науках о культуре главным основанием является возможность произвести для данного явления процедуру «отнесения к ценности». Поэтому объективность в этих науках может основываться лишь на объективности ценностей и не может апеллировать к физической данности культурных объектов. Ценности — особый род объектов, которые не «существуют», но имеют значение. К примеру, как вещь, «Джоконда» Леонардо – это доска (тополь), покрытая плохо сохранившимися масляными красками, что значит эта раскрашенная доска? Почему миллионы людей стремятся увидеть ее непосредственно своими глазами? А не довольствуются, к примеру, репродукциями?
Мир культуры, в отличие от мира природы, является действительностью, которая сконструирована сознаниями людей, т.е. мир культуры – это то, что существует в
«отношении с нами и для нас».


5
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1.
Верны ли суждения?
А) Совокупность наук, предмет исследования которых - явления природы – это естественные науки;
Б) Совокупность наук, предметом исследования которых является человек как субъект деятельности – это гуманитарные науки.
1) Верно только А
2) Верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.
Верны ли суждения?
А) Любые явления культуры как и явления природы можно объяснять, выявляя универсальные причинно-следственные связи; как и Совокупность наук, предмет исследования которых - явления природы – это естественные науки;
Б) Естествознание изучает уникальные явления и процессы, а социальное знание устанавливает всеобщие принципы
1) Верно только А
2) Верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3
. Верны ли следующие суждения?
А. Метод наук о природе – обобщение достоверных фактов.
Б. Метод «наук о человеке» – описание и понимание единичных событий, явлений объектов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6 4
. Термин «социология» был введен в научный оборот
1) И. Кантом
2) О. Контом
3) В. Кантором
4) У. Кентом
5
. Понятие «позитивной науки», введенное О. Контом, обозначает
1)
Гуманитарные науки, утверждающие позитивные идеалы человеческой жизни
2)
Естественные науки, цель которых изменить жизнь человечества к лучшему;
3)
Знание, воспроизведенное не в математических абстракциях и моделях, но в художественных образах;
4)
Изучение действительных законов реальности, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности
6
. Установите соответствие между видом наук и конкретными науками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Научная дисциплина
Вид науки
А) История
1) «науки о духе»
Б) Литературоведение
2) «науки о природе»
В) Психоанализ
Г) Биология
Д) Физика
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д

7 7
. Известно, что французский философ и основатель социологии Огюст Конт был автором проекта «позитивной» науки. Установите соответствие между видом познавательного отношения к миру, который указан в столбце 2 как «наука» и «ненаука» и конкретными дисциплинами (столбец 1).
1. Научная дисциплина
2. Познавательное отношение
А) математика
1) наука
Б) социология
2) ненаука
В) теология
Г) биология
Д) историческое литературоведение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д


1
Раздел: Календарно-тематический план
Тема 16
Общество, природа, культура. Понятия культуры и цивилизации
Содержание темы
1.
История понятия «культура».
2. История понятия «цивилизация».
3. Концепция культура Дж. Вико.
4. Теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер.
Вопросы для самоконтроля
1.
Каков изначальный смысл понятий культура? Цивилизация?
2. Можно ли сказать, что древние греки не знали, что такое культура? Обоснуйте.
3. Что общего между гуманизмом, гуманитарными науками и культурой?
4. В чем суть концепции Дж. Вико?
5.
Изложите основные положения концепции Н.Я. Данилевского.
6. Как с точки зрения Шпенглера соотнесены культура и цивилизация.
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Асоян Ю. Малафеев А. Историография концепта cultura. Доступно: http://ec-dejavu.ru/c/Culture_1.html
Доброхотов А.Л. Калинкин А.Т. Культурология. М. 2010. Сс. 4-11; 285-336. Доступно: http://www.alleng.ru/d/cult/cult077.htm

2
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Культура — слово латинского происхождения. Морфологически оно представляет собой причастие будущего времени (произведенное по тому же типу, что и natura), образованное от глагола colo, со1еге. Этот латинский глагол имеет три основные группы смыслов: 1) 'обрабатывать', 'возделывать'; 2) 'взращивать'; 3) 'обитать', 'населять'
(последнее через латинское colonus трансформировалось в колония).
Латинское слова cultura включает в себя три грани единого смысла: «обустройство того места, где живешь; прежде всего обработка земли, уход за ней; почитание богов— хранителей этого места; сбережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают».
Почти во всех европейских языках и в языках многих народов, испытавших на себе глубокое европейское воздействие, культура обозначается сегодня одним и тем же словом. Это совпадение возникло относительно недавно — примерно на рубеже XVIII-
ХIХ веков. Именно тогда в социально-исторической и философской литературе Европы формировались современные термины «культура» и «цивилизация». Понятие цивилизация (civilization) появилось сперва во французской литературе, затем утвердилось в Британии, и в Германии. При этом во французском языке слова civilisation и culture синонимичны по своему значению. При этом, во французском языке слово культура появилось раньше, чем в других языках Европы, однако латинское cultura здесь довольно рано преобразовалось в couture (кутюр), приобретшее вскоре совершенно самостоятельное значение, к примеру в понятии от-кутюр («haute couture»).
Представление о различии «культуры» и «цивилизации» было впервые сформулировано в немецком языке в период, когда Германия состояла из множества карликовых феодальных государств. Единство национального политического самосознания (а понятие «цивилизация» несло ярко выраженную социально- политическую окраску, оно прямо связано с идеей «гражданственности») отсутствовало.
При этом ощущение единства национальной культуры было несомненным, ярко выраженным.
Сначала противопоставление «культуры» и «цивилизации» было исключительно немецкой идеей. В силу ряда обстоятельств со второй половины XIX века она приобрела особое значение и для русской мысли. В итальянском же языке, несмотря на то, что этот язык сформировался на основе латинского, вместо понятия культура используется старолатинское «humanitas».


3
Принято читать, что понятие cultura впервые ввел в философию Цицерон (106-43 годы до н. э.). Слово cultura употреблялось в латинском языке и до Цицерона.
Преимущественно в смысле возделывания земли, ухода за ней. Цицерон же использует данное наименование как метафору, философско-риторический троп. Он производит сочетание: «cultura animi» в смысле «возделывания души»: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души (cultura animi) — философия…».
Однако, от появления риторического тропа cultum animi у Цицерона до нынешнего понятия о культуре — дистанция огромная. Что же до того значения «культуры», которое упомянутые авторы приписывают римской эпохе, то возникло оно лишь в Европе XVIII века. Существует обоснованное мнение о том, что ни античность, ни средневековье не используют и не знают понятие культуры в смысле деятельности, цель которой преодоление природы. В основе античного мировоззрения лежало представление об исследовании природы ради жизни «сообразно природе». Средневековье унаследовало от античного мира понятие естественного закона и естественного права, человек же мыслился принадлежащим двум мирам: природе и Богу. Лишь к началу Нового времени происходит постепенное открытие и позднее концептуальное оформление идеи о противопоставлении культуры, как формы и способа исключительно человеческой активности природе. Характерно, что на рубеже ХVП-ХVШ веков слово культура впервые освобождается от сопровождавшего его ранее сельскохозяйственного смысла, метафора Цицерона становится общим понятием.
Давно укоренилось воззрение, согласно которому обращение к соответствующим античным понятиям позволяет лучше понять генетически с ними связанные (от них производные) современные понятия, используемые в европейских языках. Однако, в древнегреческом языке, из которого многие понятия были заимствованы латынью, слово аналогичное «culture» отсутствовало. У греков было понятие «пайдейя», которое обозначало одновременно и воспитание и образование, и его результат, именно этот термин Цицерон и другие римские переводчики греческих текстов переводили как humanitas, которое обозначало, в том числе, и образованного, знающего человека, стремящегося к постижению благородных, т.е. словесных наук. Это значение стало главным в эпоху Ренессанса, когда «гуманизм» вновь обретает смысл воспитания, основанного на высоком философско-риторическом образовании.
Образовательный пафос в гуманизме изначален, первичен. Образование в гуманизме (studia humanitatis) — это путь к благородству и добродетели, то есть это образ жизни и стиль мышления. Именно прибегая к понятию humanitas, строит свою концепцию


4 культуры итальянский мыслитель, которого иногда называют родоначальником
«культурологии», Джамбаттиста Вико (1668-1744). Вико известен как едва ли не первый европейский теоретик циклической концепции истории. Постоянное разрушение культур в истории древнего Востока, упадок Греции, разложение всемирного государства римлян, падение городских республик эпохи Возрождения — все это, по его мнению, свидетельствует о глубоких противоречиях «поступательного движения наций».
Стихийные катастрофы, прерывающие последовательное движение, обращают цивилизацию вспять и производят непоправимые разрушения. Однако ответственность за эти разрушения лежит и на самой цивилизации.
По Вико, на высшей ступени цивилизационного развития народы впадают в состояние варварства, разве только в худшую сторону отличающегося от «природного»,
«дикого» варварства. Важно то, что в своей культуристорической концепции, Вико использует не понятие cultura, а humanitas, в смысле «человечность». У Вико humanitas понимается в качестве ценности, противополагаемой варварству. Нации, считает Вико, делятся на варварские и гуманные. Вико много рассуждает о степенях humanitas тех или иных народов и их правителей: «император Индии скорее культурен, чем некультурен», в то время как «император Китайский в высшей степени культурен». В современной ему
Европе мыслитель находит «великие Монархии, в высшей степени культурные по своим нравам». В представлении Вико, степень humanitas зависит от того, насколько у тех или иных народов «культивируются Науки», а также насколько нациями соблюдаются установленные законы, в основе которых лежит религиозная вера.
Итак, можно сказать, что греческая образованность, римский гуманизм и современный термин «культура» являются близкими и сопоставимыми по смыслу.
В конце XVII столетия входит в обиход, а в XVIII быстро эволюционирует понятие
«цивилизация», происхождение и первоначальный смысл которого также связан с наследием Цицерона. Цивилизация в широком смысле это гражданский и одновременно городской образ жизни, противопоставляемый варварству, это вместе с тем и идеал законосообразной человеческой жизни.
Представление о цивилизации как всеобщем идеале общественной жизни изменяется на протяжении XIX века в связи с революциями и войнами, происходившими в Европе. Тогда же возникает идея о том, что цивилизация конечна, она может быть уничтожена или погибнуть; а также о том, что цивилизация может быть не одна, что возможны иные цивилизации.
В 80-х гг. XIX века русский писатель-публицист Николай Яковлевич Данилевский выпустил книгу под названием «Россия и Европа» (1871). Он размышлял на