Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2616
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
руководящие места в государстве. Платон, пытавшийся осмыслить взлет и падение афинской демократии V в., увидел ее основной дефект в непрофессионализме, в непонимании того, что управление государством есть искусство и знание, которым могут владеть лишь немногие. Управлять государством должны лучшие из граждан - философы, прошедшие долгую научную подготовку.
Аристотель (384-322)
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Его отец был врачом при дворе Македонского царя. Еще в детстве Аристотель познакомился с
Филиппом, отцом Александра Македонского, воспитателем которого он станет спустя много лет. Получив первоначальное образование, Аристотель приезжает в 367 г. в Афины и становится членом платоновской Академии. После смерти учителя Аристотель становится наставником юного Александра Македонского. В 335 г. Аристотель возвращается в Афины и основывает там свою школу, которая получит название перипатетической от слова «перипат», «место для прогулок». Располагалась эта школа в местечке под названием Ликей, поэтому вторым названием ее становится «Ликей», отсюда наше «лицей». В течение 12 лет Аристотель руководит своей школой, ведет занятия для членов школы и для широкой публики, поощряет своих учеников к конкретно-научным исследованиям. После смерти Александра в Афинах усиливается антимакедонское настроение, Аристотеля, как и Сократа, обвиняют в нечестии, и он вынужден бежать из Афин в Халкиду где и умирает в 322 г.
Для Аристотеля человек — это, прежде всего, общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и обладающее нравственными качествами. Человек, по Аристотелю, от природы склонен к общественной жизни, поэтому жизнь человека не возможна вне общества.
Аристотель является родоначальником «этика», которую он относит к разряду практических наук, ее цель — совершение благих поступков или добродетельная жизнь.
Предметом этики является благо, то, к чему стремится всякий поступок и всякий выбор.
Как и Платон, Аристотель считает, что благо общества (полиса) превосходит благо отдельного человека, ведь не целое должно существовать ради части, но часть ради целого. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государств». Однако, в отличие от Платона Аристотель считает, что идея блага или благо вообще не может быть благом частным, то есть благом для отдельного человека.
Аристотель (384-322)
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Его отец был врачом при дворе Македонского царя. Еще в детстве Аристотель познакомился с
Филиппом, отцом Александра Македонского, воспитателем которого он станет спустя много лет. Получив первоначальное образование, Аристотель приезжает в 367 г. в Афины и становится членом платоновской Академии. После смерти учителя Аристотель становится наставником юного Александра Македонского. В 335 г. Аристотель возвращается в Афины и основывает там свою школу, которая получит название перипатетической от слова «перипат», «место для прогулок». Располагалась эта школа в местечке под названием Ликей, поэтому вторым названием ее становится «Ликей», отсюда наше «лицей». В течение 12 лет Аристотель руководит своей школой, ведет занятия для членов школы и для широкой публики, поощряет своих учеников к конкретно-научным исследованиям. После смерти Александра в Афинах усиливается антимакедонское настроение, Аристотеля, как и Сократа, обвиняют в нечестии, и он вынужден бежать из Афин в Халкиду где и умирает в 322 г.
Для Аристотеля человек — это, прежде всего, общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и обладающее нравственными качествами. Человек, по Аристотелю, от природы склонен к общественной жизни, поэтому жизнь человека не возможна вне общества.
Аристотель является родоначальником «этика», которую он относит к разряду практических наук, ее цель — совершение благих поступков или добродетельная жизнь.
Предметом этики является благо, то, к чему стремится всякий поступок и всякий выбор.
Как и Платон, Аристотель считает, что благо общества (полиса) превосходит благо отдельного человека, ведь не целое должно существовать ради части, но часть ради целого. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государств». Однако, в отличие от Платона Аристотель считает, что идея блага или благо вообще не может быть благом частным, то есть благом для отдельного человека.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
I.
Выберите правильный ответ
1.
Какое из перечисленных ниже суждений соответствует взгляду Платона на человека
1.
Человек самодостаточное существо, независимое от государства
2.
Человек становится человеком только в государстве, смысл его жизни в служении общему благу
3.
Государство существует для человека, а не человек для государства
4.
Государство – средство угнетения одних другими
5.
Человек от природы обладает естественными правами и свободой
2.
Что, по мнению Платона, является главным признаком идеального государства?
1.
Власть большинства;
2. всеобщее материальное благосостояние
3. правовое равенство мужчин и женщин
4. справедливый закон для всех, включая правителей
5.
Частная собственность на землю
3. Софистами в Греции называли
1. жрецов
2. дипломированных выпускников Академии
3. профессиональных учителей
4. правителей
5. нищих и бродяг
4. Академией в Афинах называли
1. место и занятия учеников Платона
2. высшее учебное заведение
3. собрание старейших и мудрейших граждан
4. главный храм
5. рынок
5.Автором доказательств бессмертия души является
1. Протагор
2. Пифагор
3. Сократ
4. Платон
5. Аристотель
6.
Для Платона диалектика означает
1. учение о человеке
2. учение о бессмертии души
3. теория государства и права
4. искусство вести беседу
5. учение о правильных поступках
7.
А) Сократ учил, что то, как мы понимаем добро, зависит от обстоятельств, в которых мы оказываемся.
Б) Платон считал, что благо отдельного индивида важнее блага общества.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8.
А) Первые философские школы античности возникли в Риме
Б) Мудрость (σοφία) греками понималась как истинное и совершенное знание о чем либо.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. А) Аристотель утверждал, что человек – это безнравственное животное
Б) Аристотель утверждал, что человеческое тело – это могила души
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. А) Аристотель, как и Платон, считал, что человек должен жить в обществе и нуждается в нем.
Б) Платон, как и Пифагор, учил о переселении душ
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Раздел: Календарно-тематический план
Тема 1.
Мыслители прошлого об обществе и человеке:
Средние века (христианская антропология) и Возрождение.
Содержание темы.
1. Основные положения христианского вероучения: проблема человека как отношение души и тела.
2. Христианские мыслители о человеке и обществе (Августин Аврелий, Фома
Аквинский).
3. Гуманизм эпохи Возрождения.
Вопросы для самоконтроля
1.
В чем главная особенность и отличие христианского учения и мировоззрения от античного (языческого)?
2.
Что означает проблема «богочеловека»? Почему эта проблема возникает исключительно в христианском вероучении?
3.
Изложите основы учения Августина о человеке и обществе.
4.
В чем особенность учения Фомы Аквинского о человеке?
5. Что означает гуманизм как мировоззрение и как деятельность?
6. Что означает «божественность» человека для гуманистов эпохи Возрождения?
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005.
Доступен: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf С.134-
135, 145-147, 153-154, 169-173, 180-184, 196-197.
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Европейская философия Средних веков существует по преимуществу как размышление над основаниями христианской религии и как их толкование. В центре размышлений оказывается проблемы божественного триединства, проблема боговоплощения Иисуса, проблема человека как проблема отношения бессмертной единичной души и смертного греховного тела, а также вопросы благочестия, праведной жизни. Наиболее общей характеристикой религиозно- философской позиции является то, что единственным смыслом и целью человеческой жизни провозглашаются богообщение и богопознание, в то время как прочие цели и смыслы (познание мира, счастья, судьбы) объявляются второстепенными и подчиненными высшей задаче богопознания — делу спасения души для вечной жизни.
Главным отличием специфически христианского богословия от языческих теологических устремлений может считаться то обстоятельство, что для язычника богопознание и спасение является, в сущности, частной проблемой отдельного человека, самостоятельно осознавшего и разрешившего эти потребности методом реализации определенных способностей; напротив, с точки зрения христианского вероучения, человек по природе своей испорчен и не способен по собственной прихоти ни обрести душевный покой, ни даже осмыслить возможность его обретения; подлинным основанием для спасения мира и человека, согласно учению церкви, является акт милосердия Бога, «ставшего плотью» (Иисуса
Христа), пострадавшего в мире и воскресшего, и через таинство своего воплощения определившего путь и конец мировой истории, предугаданный в прошлом («до нашей эры», «до воплощения») и уготованный в будущем («после рождения Христа»).
Вопрос о соотношении двух природ: божественной и человеческой, во
Христе, является одним из самых главных и трудноразрешимых в христианском вероучении, его решение определяет и особое представление о человеке, которое
определило облик не только средневековой европейской культуры, но также и культуры эпохи Возрождения.
Одно из решений этой проблемы предлагает римский философ
Тертуллиан (ок. 160 — после 220 г.). Христос — «человек, соединенный с
Богом». Соединение следует понимать как «двоякую природу, не смешанную, но объединенную в одном Лице». Человек есть разумное и свободное существо, созданное по образу и подобию Божьему. Образ Божий — душа, разум – это устройство души, проявляющаяся в ней после рождения. Рождение человека есть соединение души с плотью, смерть — их разделение. Как таковая душа бессмертна и обладает «естественным» знанием о Боге и своей сокровенной природе.
Аврелий Августин (354 — 430 гг.)
Главным источником сведений об Августине являются собственные его сочинения (в первую очередь «Исповедь»). Бог, по Августину, есть абсолютная
Личность (Persona Dei). Структура человеческой личности («я») есть подобие
Личности абсолютной. Ум — средоточие человеческой сущности — это то, что делает человека отличным от просто животного существа. Человек определяется как «разумная душа, пользующаяся смертным и земным телом», или, точнее, как
«разумное существо, состоящее из души и тела». Память – это свойство единичного ума. Память — это в какой-то мере сам человек, так как именно память есть гарант уникальности личного опыта. Структура человеческого «я», обеспечивающая применительно к каждому человеку самотождество личностного самосознания, проявляется, по Августину, как единство ума, памяти, знания и воли.
Августин придерживался той точки зрения, что источником зла и несчастий является злая воля; что принцип свободы нравственной личности заключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимости следования добру; что высшая справедливость всем всегда воздает по заслугам.
Однако, сам человек не способен, по Августину, встать на истинный путь.
Происходит своеобразное «раздвоение воли»: человек бесцельно растрачивает силы в борьбе с самим собой. Только божественная благодать способна вылечить
Одно из решений этой проблемы предлагает римский философ
Тертуллиан (ок. 160 — после 220 г.). Христос — «человек, соединенный с
Богом». Соединение следует понимать как «двоякую природу, не смешанную, но объединенную в одном Лице». Человек есть разумное и свободное существо, созданное по образу и подобию Божьему. Образ Божий — душа, разум – это устройство души, проявляющаяся в ней после рождения. Рождение человека есть соединение души с плотью, смерть — их разделение. Как таковая душа бессмертна и обладает «естественным» знанием о Боге и своей сокровенной природе.
Аврелий Августин (354 — 430 гг.)
Главным источником сведений об Августине являются собственные его сочинения (в первую очередь «Исповедь»). Бог, по Августину, есть абсолютная
Личность (Persona Dei). Структура человеческой личности («я») есть подобие
Личности абсолютной. Ум — средоточие человеческой сущности — это то, что делает человека отличным от просто животного существа. Человек определяется как «разумная душа, пользующаяся смертным и земным телом», или, точнее, как
«разумное существо, состоящее из души и тела». Память – это свойство единичного ума. Память — это в какой-то мере сам человек, так как именно память есть гарант уникальности личного опыта. Структура человеческого «я», обеспечивающая применительно к каждому человеку самотождество личностного самосознания, проявляется, по Августину, как единство ума, памяти, знания и воли.
Августин придерживался той точки зрения, что источником зла и несчастий является злая воля; что принцип свободы нравственной личности заключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимости следования добру; что высшая справедливость всем всегда воздает по заслугам.
Однако, сам человек не способен, по Августину, встать на истинный путь.
Происходит своеобразное «раздвоение воли»: человек бесцельно растрачивает силы в борьбе с самим собой. Только божественная благодать способна вылечить
больную душу, благодать невозможно сравнить ни с какими заслугами человека и дается ему на совершенно непознаваемых основаниях. Человек, говорит
Августин, избирается и предопределяется к спасению божественной мудростью.
Это решение Бога невозможно понять: в Его справедливость можно только верить. Вера — это единственный незамутившийся чистый источник истины и спасения: «Будем же верить, если не можем уразуметь».
Человеческое общество Августин определяет как совокупность людей, объединенных общим согласием относительно предмета своего стремления.
Сообщество праведных есть незримый Град Божий. Град земной — это все люди, живущие по велению гордыни: «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный — любовью к Богу, вплоть до забвения себя».
Схоластика.
Латинское слово scholastica происходит от греческого σχολαστικός
(«школьный», «школярский»), в современной науке служит обозначением совокупности философских и богословских способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века
(XI —
XIV вв.).
Значения этого термина связано с образовательным процессом средневековых школ и, начиная с XIII в. первых европейских университетов, программа которых включала «семь свободных искусств» (septem artes liberales).
Этот канон сохранился еще со времен поздней Античности: «тривий» (лат. trivium, букв. «трехпутье») — грамматика, риторика и диалектика — и
«квадривий» (лат. quadrivium, букв. «четырехпутье») — арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Таким образом, схоластика – это прежде всего, университетская философия или точнее богословие.
Наиболее выдающимся представителем университетской схоластики, учение которого было признано официальной доктриной римского католицизма, является
Фома Аквинский (1224 / 1225—1274 гг.; «Doctor angelicus», «Ангелический доктор»).
Августин, избирается и предопределяется к спасению божественной мудростью.
Это решение Бога невозможно понять: в Его справедливость можно только верить. Вера — это единственный незамутившийся чистый источник истины и спасения: «Будем же верить, если не можем уразуметь».
Человеческое общество Августин определяет как совокупность людей, объединенных общим согласием относительно предмета своего стремления.
Сообщество праведных есть незримый Град Божий. Град земной — это все люди, живущие по велению гордыни: «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный — любовью к Богу, вплоть до забвения себя».
Схоластика.
Латинское слово scholastica происходит от греческого σχολαστικός
(«школьный», «школярский»), в современной науке служит обозначением совокупности философских и богословских способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века
(XI —
XIV вв.).
Значения этого термина связано с образовательным процессом средневековых школ и, начиная с XIII в. первых европейских университетов, программа которых включала «семь свободных искусств» (septem artes liberales).
Этот канон сохранился еще со времен поздней Античности: «тривий» (лат. trivium, букв. «трехпутье») — грамматика, риторика и диалектика — и
«квадривий» (лат. quadrivium, букв. «четырехпутье») — арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Таким образом, схоластика – это прежде всего, университетская философия или точнее богословие.
Наиболее выдающимся представителем университетской схоластики, учение которого было признано официальной доктриной римского католицизма, является
Фома Аквинский (1224 / 1225—1274 гг.; «Doctor angelicus», «Ангелический доктор»).
Фома утверждал, что интеллект и знание о мире могут способствовать делу спасения индивидуальной души. Вопреки устоявшейся в богословской культуре
Средних веков негативной оценке способностей человека как природного смертного и согрешившего существа, богослов возвышает разум человека и его возможности, находя ему наилучшее применение и конечное оправдание.
Возрождение
Главной чертой духовного своеобразия Возрождения является глубокое почтение к природе и к каждому проявлению жизни как к символу, образу
Абсолюта. Зачастую главными достижениями этой эпохи считаются лишь великие творения живописи, скульптуры, архитектуры, религиозная реформа
Мартина Лютера, в результате которой возникло новое движение внутри христианской религии – протестантизм.
Основная тенденция философии и письменной культуры Возрождения – гуманизм.
Термин «humanitas», от которого происходит «гуманизм», ввел в обращение
Цицерон для обозначения того качества, которое римская культура унаследовала от греческой, а именно образованность. Родоначальником гуманистического движения в Италии можно считать Франческо Петрарку (1304—1374), первого поэта общеевропейской славы, к которому прислушивались папы и короли. Он одним из первых дал пример «гуманиста» как занимающегося «гуманитарными» науками (прежде всего собиранием, переводом и комментированием античных текстов, филологической критикой и философией). Эти занятия мыслители
Возрождения понимали как утверждение достоинства человека, его благородства и доблести. Важно, что доблесть у гуманистов противопоставляется родовым заслугам и наследуемому социальному статусу: «Доблесть проявляется не в том, что уже сделано, но в том, что должно быть сделано» (Петрарка).
Одной из тем гуманизма было восхваление человеческого творчества.
Творчество — не только прерогатива Бога, но и человек в творчестве может уподобиться Богу. Более того, мир, сотворенный Богом, иногда рассматривается гуманистами лишь как материал для творчества человека, и только человек своим трудом придает творениям Бога образ совершенства.
Еще одна тема – гражданственность. В отличие от Средних веков и подражая Риму, итальянские гуманисты, считавшие себя наследниками римских государственных деятелей, призывали проявлять доблесть не только в духовной жизни, в борьбе с собственными пороками, но и на поприще гражданской жизни, способствуя благу общества. Гуманисты Возрождения считали всех людей равными перед Богом, отстаивали идею духовного братства. Гуманисты признавали, что люди по природе разные, они различаются в физических, умственных и творческих способностях, но возможность совершенствования дана каждому: «Из любого состояния позволено подняться над судьбой» (Салютати).
Гуманисты считали, что человек в некотором смысле подобен Богу, прежде всего, поскольку способен к свободному творчеству по законам красоты. Кроме того, сам человек, его тело, которое раньше представлялось источником греха, становятся воплощением красоты. Христос воплотился в человеке, «чтобы, сделавшись человеком, сделать человека богом» (Петрарка).
Тезис о фундаментальной свободе человека-творца обосновывал флорентийский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494). Он понимает свободу, как стремление и желание изменяться, творить себя и свой мир. «Наполняет душу некое священное стремление, такое, что мы не удовлетворяемся средним и стремимся к высшему, всеми силами пытаясь следовать за ним, когда можем и хотим». Эта свобода абсолютно ничем не ограничена, вплоть до того, что человек может «стать единым духом с Богом».
Именно в этом смысле человек понимается как «микрокосм»: «На земле нет ничего великого, кроме человека, в человеке нет ничего великого, кроме разума и души. Если ты возвысишься до этого, то превзойдешь небо, если склонишься к телу и воззришь на небо — увидишь себя мухой и меньше, чем мухой».
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
I.
Выберите правильный ответ
1. А) Средневековый мыслитель Августин Аврелий полагал, что человек является пленником тех социальных условий, в которых он оказался.
Б) Гуманизм как мировоззренческая позиция исходит из понимания сущности человека как совокупности его общественных отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. А) Гуманисты оправдывали справедливость сословного деления общества божественным установлением;
Б) Августин считал, что истинное общество – это духовное единство верующих,
«град божий»
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. А) Фома Аквинский утверждал, что разум человека ведет его к знанию, а значит и к спасению души;
Б) Августин считал, что существо свободное, а стало быть, богоподобное
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. А) Микрокосм – это небольшая религиозная община
Б) Схоластика – это правила школьного воспитания добропорядочного христианина
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5.
А) Итальянские гуманисты считали, что человек – микрокосм.
Б) По мысли гуманистов, микрокосм – это физический объект, обладающий большим объемом памяти и функционирующий как вычислительная машина.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны