Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2621
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.
Томас Гоббс называл «смертным богом»:
1. любого человека
2. Иисуса Христа
3. государство
4. Высшее лицо в церковной иерархии
5. мастера-творца
9.
С точки зрения Сартра, человек следует нормам морали:
1. руководствуясь идеями Бога и бессмертия души;
2. чтобы избежать одиночества;
3. потому что быть моральным ему свойственно по природе;
4. руководствуясь инстинктом самосохранения;
5. из страха перед государством
10.Автором идеи о сверхчеловеке как разрушителе традиционной морали и творце собственных ценностей является:
1.
Декарт;
2. Гоббс;
3. Кант;
4. Ницще;
5. Маркс.
Раздел: Календарно-тематический план
Тема 6.
Проблема сознания и бессознательного в философской антропологии.
Содержание темы.
1.
Сознание: определение и структура.
2.
Концепция бессознательного З. Фрейда.
3. Сознание и язык.
Вопросы для самоконтроля
1.
Описывая человека, мы прибегаем к разным понятиям. Установите различие между понятиями: душа, сознание, мышления.
2. Что входит в структуру сознания?
3. В чем суть теории бессознательного З.Фрейда?
4. Что помимо бессознательно входит в структуру психики человека, с точки зрения Фрейда?
5. Как связаны сознание и язык?
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Раздел: Учебно-методические материалы:
Справочные материалы
Сознание представляет собой одно из самых загадочных и многоликих явлений. На протяжении многих веков философы и психологи пытались понять сущность этого феномена.
Функции сознания очень многообразны. Сознание обеспечивает ориентацию человека в мире и возможность саморегуляции его деятельности. Сознание делает возможным общение и взаимодействие человека с другими людьми, процессы обучения, познания и творчества и многое другое.
Сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму
психического отражения действительности.
Сознание и мозг. Сознание есть свойство человеческого мозга. Мозг представляет собой чрезвычайно сложную материальную, физиологическую систему. Связь сознания и мозга нетрудно установить. Например, при поражении определенных участков мозга у человека
могут исчезать некоторые функции сознания – память, речь, зрительное восприятие и т.п. Но психические процессы нельзя отождествлять с физиологическими. Процессы сознания – идеальны, физиологические процессы в мозге – материальны. Идеальным сознание является по- тому, что его образы и понятия не заключают в себе физических, химических или физиологических свойств. Кроме того, сознание всегда направлено на какой-либо предмет, а физиологические процессы не имеют такой направленности. Вообще же проблема отношения сознания и мозга – "психофизическая проблема" – чрезвычайно сложна и до сих пор далека от решения.
Структура сознания.В сознании можно выделить три основные сферы: познава- тельную, эмоциональную и волевую.
Через познавательные способности сознания человеку дан окружающий мир.
Познавательная сфера сама состоит из целого ряда уровней. Это чувственные уровни сознания
– ощущения и восприятия, представления и воображение. Ощущения и восприятия возникают в результате воздействия внешней реальности на органы чувств. Сознанию присуща также способность воспоминания. В результате человек способен к представлению – воспроизводству образов вещей, которые он воспринимал в прошлом. С помощью воображения человек способен создать образы вещей и явлений, которые он не воспринимал или вообще не мог воспринимать. Общей чертой чувственных уровней сознания является то, что они работают с
образами предметов. Помимо отражения вещей и явлений в чувственных и мысленных образах сознание способно к абстрактному мышлению с помощью понятий. Например, мы можем оперировать огромными числами без всяких конкретных образов. Этот уровень сознания обозначается также как разум или интеллект.
Эмоциональную сферу сознания составляют чувства, аффекты, страсти. Эмоция – это
психическое отношение к предметам или событиям в форме непосредственного переживания,
душевного волнения, оценочного отношения к ним. К основным эмоциям относятся удивление, радость, гнев, страх, горе, стыд, вина.
Волевую сферу сознания составляют мотивы, побуждения, потребности человека. Воля –
это способность человека к саморегуляции своей деятельности. Основная функция воли – выбор мотивов и целей деятельности, настраивание себя на выполнение определенных действий. Когда говорят, что у человека сильная воля, то обычно имеют в виду, что он может заставить себя выполнять что-то, что ему не очень хочется или тяжело делать. Воля проявляется также при конфликте желаний человека: например, солдату на посту хочется спать, но усилием воли он подавляет в себе это желание.
В структуру сознания входит также самосознание.Помимо осознания окружающего мира человек может также осознавать свой внутренний мир, свои собственные состояния сознания – чувства, мысли, эмоции. Эта способность называется самосознанием. Можно,
Структура сознания.В сознании можно выделить три основные сферы: познава- тельную, эмоциональную и волевую.
Через познавательные способности сознания человеку дан окружающий мир.
Познавательная сфера сама состоит из целого ряда уровней. Это чувственные уровни сознания
– ощущения и восприятия, представления и воображение. Ощущения и восприятия возникают в результате воздействия внешней реальности на органы чувств. Сознанию присуща также способность воспоминания. В результате человек способен к представлению – воспроизводству образов вещей, которые он воспринимал в прошлом. С помощью воображения человек способен создать образы вещей и явлений, которые он не воспринимал или вообще не мог воспринимать. Общей чертой чувственных уровней сознания является то, что они работают с
образами предметов. Помимо отражения вещей и явлений в чувственных и мысленных образах сознание способно к абстрактному мышлению с помощью понятий. Например, мы можем оперировать огромными числами без всяких конкретных образов. Этот уровень сознания обозначается также как разум или интеллект.
Эмоциональную сферу сознания составляют чувства, аффекты, страсти. Эмоция – это
психическое отношение к предметам или событиям в форме непосредственного переживания,
душевного волнения, оценочного отношения к ним. К основным эмоциям относятся удивление, радость, гнев, страх, горе, стыд, вина.
Волевую сферу сознания составляют мотивы, побуждения, потребности человека. Воля –
это способность человека к саморегуляции своей деятельности. Основная функция воли – выбор мотивов и целей деятельности, настраивание себя на выполнение определенных действий. Когда говорят, что у человека сильная воля, то обычно имеют в виду, что он может заставить себя выполнять что-то, что ему не очень хочется или тяжело делать. Воля проявляется также при конфликте желаний человека: например, солдату на посту хочется спать, но усилием воли он подавляет в себе это желание.
В структуру сознания входит также самосознание.Помимо осознания окружающего мира человек может также осознавать свой внутренний мир, свои собственные состояния сознания – чувства, мысли, эмоции. Эта способность называется самосознанием. Можно,
иными словами, выделить предметное сознание, направленное на внешние явления, и
самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения.
Сознание человека способно к рефлексии, т.е. к обращению на самое себя, на свою собственную деятельность. Человек способен к наблюдению за внутренней работой сознания, что позволяет ему осознавать собственные переживания, чувства, мысли. Многие мыслители видели в самосознании и самопознании главную способность человека. Так, например, для
Декарта самосознание выступало исходным пунктом философии.
В самосознании человеку дано его Я. В этом понятии отражается то обстоятельство, что различные проявления и действия сознания имеют некоторый центр. Я придает единство различным процессам сознания. Посредством самосознания человеку дается, в большей или меньшей мере осознанная "Я-концепция" – целостный образ самого себя, включающий осознание своей внешности и внутренних качеств и способностей, а также своей социальной значимости. "Я-концепция" – важный структурный элемент психологического содержания личности, который складывается в деятельности и общении и который осознается посредством самосознания.
Наконец, как уже отмечалось выше, в человеческой психике есть и бессознательный
уровень. Не все освещено светом сознания, не все доступно самосознанию, как это показал в начале XX в. З.Фрейд.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) основатель психоаналитического направления в философии, психологии и психотерапии. В результате многолетней врачебной практики Фрейд обнаружил наиболее глубокие структуры человеческой психики и предложил для их описания язык, он назвал эти структуры бессознательным. В бессознательном накапливаются в беспорядке эмоционально-аффективные следы психических переживаний, испытанных нами начиная с раннего детства и потом забытых. Их сложнейший и запутанный комплекс образует область, в которой определяются наши личностные черты. Многие эмоции: страх, ярость, любовь, симпатии или антипатии, депрессии или возбуждения, переживаемые позднее сознательно, происходят из этой тёмной и таинственной области (Фрейд называет её das «Es»,
«Оно») — области нерешённых конфликтов и забытых впечатлений. Практикуемый Фрейдом психоаналитический метод заключается в попытке проникнуть (по мере возможности) в эти глубочайшие слои с тем, чтобы извлечь их содержимое на уровень сознания. Содержимое бессознательного рационализируется для того, чтобы на место «Оно» заступило «Я», — чтобы прояснить иррациональное рациональным и овладеть им, освободив, таким образом, человека.
Не менее важна фрейдистская теория сверх-Я. В первые годы жизни мы усваиваем (главным образом от родителей) комплекс жизненных моделей и норм поведения. Они бессознательно сопровождают нас всегда как парадигмы, с которыми нам приходится сообразовывать свои
самосознание. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения.
Сознание человека способно к рефлексии, т.е. к обращению на самое себя, на свою собственную деятельность. Человек способен к наблюдению за внутренней работой сознания, что позволяет ему осознавать собственные переживания, чувства, мысли. Многие мыслители видели в самосознании и самопознании главную способность человека. Так, например, для
Декарта самосознание выступало исходным пунктом философии.
В самосознании человеку дано его Я. В этом понятии отражается то обстоятельство, что различные проявления и действия сознания имеют некоторый центр. Я придает единство различным процессам сознания. Посредством самосознания человеку дается, в большей или меньшей мере осознанная "Я-концепция" – целостный образ самого себя, включающий осознание своей внешности и внутренних качеств и способностей, а также своей социальной значимости. "Я-концепция" – важный структурный элемент психологического содержания личности, который складывается в деятельности и общении и который осознается посредством самосознания.
Наконец, как уже отмечалось выше, в человеческой психике есть и бессознательный
уровень. Не все освещено светом сознания, не все доступно самосознанию, как это показал в начале XX в. З.Фрейд.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) основатель психоаналитического направления в философии, психологии и психотерапии. В результате многолетней врачебной практики Фрейд обнаружил наиболее глубокие структуры человеческой психики и предложил для их описания язык, он назвал эти структуры бессознательным. В бессознательном накапливаются в беспорядке эмоционально-аффективные следы психических переживаний, испытанных нами начиная с раннего детства и потом забытых. Их сложнейший и запутанный комплекс образует область, в которой определяются наши личностные черты. Многие эмоции: страх, ярость, любовь, симпатии или антипатии, депрессии или возбуждения, переживаемые позднее сознательно, происходят из этой тёмной и таинственной области (Фрейд называет её das «Es»,
«Оно») — области нерешённых конфликтов и забытых впечатлений. Практикуемый Фрейдом психоаналитический метод заключается в попытке проникнуть (по мере возможности) в эти глубочайшие слои с тем, чтобы извлечь их содержимое на уровень сознания. Содержимое бессознательного рационализируется для того, чтобы на место «Оно» заступило «Я», — чтобы прояснить иррациональное рациональным и овладеть им, освободив, таким образом, человека.
Не менее важна фрейдистская теория сверх-Я. В первые годы жизни мы усваиваем (главным образом от родителей) комплекс жизненных моделей и норм поведения. Они бессознательно сопровождают нас всегда как парадигмы, с которыми нам приходится сообразовывать свои
поступки. Сверх-Я исполняет также функцию цензора: оно одобряет или порицает нас в зависимости от того, соответствует или не соответствуют наши действия принятой модели.
Фрейд относится к числу самых влиятельных мыслителей ХХ века, оказавших огромное воздействие на человеческую жизнь как в теоретическом, так и в практическом отношении. Его предположение о детерминирующей роли бессознательного, его теории сексуальности как основного и радикального человеческого инстинкта и т. д. послужили источником многих психологических концепций, литературных произведений, а также личностных и общественных форм поведения.
Сознание и язык. Важную роль в формировании и работе сознания играет язык. Обычно язык понимают лишь как средство выражения наших мыслей, как средство коммуникации между людьми. Однако есть точка зрения, что сознание, мышление не может существовать и функционировать без языка, без него мышление было бы лишь потоком непосредственных переживаний. Возьмем, например, предметную сторону сознания. Через предметное сознание нам даны не просто некие непонятные предметы, а осмысленные, имеющие значения вещи – дерево, дом, камень, лошадь и т.п. Язык дает сознанию систему значений, поэтому человек в сознании имеет осмысленный мир.
Итак, можно сказать, что сознание человека представляет собой сложную многоуровневую систему, которая обеспечивает различные виды деятельности человека.
Сознанию также присуще самосознание, которое придает единство различным его явлениям, которые осознаются как принадлежащие одному и тому же Я.
Фрейд относится к числу самых влиятельных мыслителей ХХ века, оказавших огромное воздействие на человеческую жизнь как в теоретическом, так и в практическом отношении. Его предположение о детерминирующей роли бессознательного, его теории сексуальности как основного и радикального человеческого инстинкта и т. д. послужили источником многих психологических концепций, литературных произведений, а также личностных и общественных форм поведения.
Сознание и язык. Важную роль в формировании и работе сознания играет язык. Обычно язык понимают лишь как средство выражения наших мыслей, как средство коммуникации между людьми. Однако есть точка зрения, что сознание, мышление не может существовать и функционировать без языка, без него мышление было бы лишь потоком непосредственных переживаний. Возьмем, например, предметную сторону сознания. Через предметное сознание нам даны не просто некие непонятные предметы, а осмысленные, имеющие значения вещи – дерево, дом, камень, лошадь и т.п. Язык дает сознанию систему значений, поэтому человек в сознании имеет осмысленный мир.
Итак, можно сказать, что сознание человека представляет собой сложную многоуровневую систему, которая обеспечивает различные виды деятельности человека.
Сознанию также присуще самосознание, которое придает единство различным его явлениям, которые осознаются как принадлежащие одному и тому же Я.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1. А) Сознание – это синоним термина мышление.
Б) Мышление означает внутренний процесс в психике человека, а сознание – внешний.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. А) Сознание присуще только человеку.
Б) Сновидение может быть сознательным, т.е. мы можем отличить сон от яви и понимаем это.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. А) С точки зрения Зигмунда Фрейда, индивидуальное сознание бессмертно.
Б) С точки зрения Зигмунда Фрейда, в структура человеческой психики входяи «оно», «я»,
«сверх-я».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. А) Рефлексия – это способность сознания к обращению на самое себя;
Б) Сознание и интеллект – понятия –синонимы;
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Физиологической основой сознания является
1. Мозг
2. Сердце
3. Желудок
4. Печень
6.
Для обозначения сферы бессознательного Фрейд использует местоимение
1.
«я»
2.
«ты»
3.
«он»
4.
«она»
5. «оно»
7. Посредством какого инструмента сознательный мир человека может быть осмыслен?
1. посредством веры
2. посредством воображения
3. посредством языка
4. посредством трудовой деятельности
8.
Утверждение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» обосновывает
1. первичность самосознания
2. первичность существования
3. возможность существования без мышления
4. первичность бессознательного
9. Человеческое «я» - это столкновение инстинктов, влечений, эмоций с запретами и требованиями морали – этой точки зрения развивает
1. философская антропология
2. христианская теология
3. психоанализ
4. экзистенциализм
10. Психическое отношение к предметам или событиям реального или воображаемого мира в форме непосредственного переживания называется
1. бессознательным
2. эмоцией
3. мышлением
4. сознанием
Раздел: Календарно-тематический план
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 70