Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2618

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.
Какое из ниже перечисленных высказываний соответствует христианскому взгляду на человека
1)
Человек – это бессмертная душа и грешное тело, после смерти которого душа может обрести райское спасение;
2)
Человек – часть природы, он включен в естественный природный процесс и смысл его жизни в следовании естественному ходу вещей
3)
Человек – душа и тело, после смерти тела душа «вселяется» в новое тело в соответствии с законом воздаяния
4)
Человек – творец и преобразователь природы
5.
Человек – это звено эволюционной цепочки биологических видов
7.
Гуманизм как мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения, основано на тезисе о том, что
1)
Человек – существо творческое, в этом проявляется его свобода
2)
Человек – существо моральное, поскольку разумное
3)
Человек – это ансамбль социальных отношений
4)
Человек – существо способное любить другого как самого себя
5)
«Человек человеку волк»
8. В христианской догматике образом Бога в человеке считается
1) ум
2) фантазия
3) душа
4) тело
5) лицо
9.
Вера превосходит наше знание и разумение. Так считал
1)
Августин;
2)
Фома;
3)
Петрарка;
4)
Дж. Пико делла Мирандола
10. Родоначальником гуманизма является
1)
Августин;
2)
Фома;
3)
Петрарка;
4)
Дж. Пико делла Мирандола

Раздел: Календарно-тематический план
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

ТЕМА 5
Мыслители прошлого об обществе и человеке: Новое время.
Содержание темы.
1. Р. Декарт: открытие индивидуального Я и концепция человека как «мыслящей вещи».
2. Т. Гоббс о естественном человеке, общественном договоре и причинах гражданской жизни.
3. Французское Просвещение и немецкая классическая философия: учение Канта о нравственном сознании или практическом разуме.
4. К. Маркс о социальной сущности человека.
5. Ф. Ницше и экзистенциализм: проблема свободы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает идея Декарта о человеке как «мыслящей вещи»? Как сомнение способствует открытию мышления и сознания?
2. В чем суть теории Т.Гоббса о естественном состоянии человека и гражданском обществе (т.е. жизни в государстве)?
3.
Перечислите основные идеи Французского Просвещения.
5. В чем суть учения Канта о свободе, бессмертии души и Боге?
6. Как, с точки зрения Маркса, жизнь человека связана с природой и обществом?
7. В чем суть учения Ницше о сверхчеловеке?
8. Как понимает свободу Ж.-П. Сартр.
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Вальверде К. Философская антропология. М.: «Христианская Россия» 2001 г.
Гл.2. п. 7-10.
Доступно: http://krotov.info/libr_min/v/val/verde_00.html

Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Рене Декарт
«Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах». Декарт подчеркивает, что это сомнение должно распространяться только на область теоретического познания, но не на сферу практического поведения человека. Процедура сомнения имеет ограниченное применение, ее назначение — способствовать отысканию научной истины.
Сомнение важно не само по себе, оно вовсе не ведет к абсолютному скептицизму, его цель — «в том, чтобы достичь уверенности и, отбросив зыбучие наносы и пески, найти твердую почву».
Преодоление сомнения осуществляется Декартом с помощью указания на то, что было бы нелепостью считать несуществующим нечто мыслящее именно в то время, пока оно мыслит. Поэтому в основе познания лежит «первое и наиболее достоверное» положение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Отсюда
Декарт делает вывод о существовании души, которая для него означает интеллект, т.е. то, что обладает свойством мышления. А человек, т.е. человеческое Я есть «вещь мыслящая». Душа мыслит постоянно, хотя не всегда это мышление отчетливо. Что означает мышление для Декарта? «Под словом
«мышление» я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить».
Человек состоит из двух начал: души и тела. Человеческое тело, рассматриваемое изолированно, вне его связи с душой, представляет собой механизм, в котором функционируют кости, нервы и мышцы. Наличие разумной души, по Декарту, как раз и отличает человека от животных. Животные — это машины, состоящие из артерий, вен, костей и т. д. Доказательством этому, по мнению французского философа, служит отсутствие у них речи. Ведь речь —


«достоверный признак» мышления, следовательно, отсутствие речи говорит об отсутствии разумной души.
Устанавливая «абсолютное отличие» души и тела, Декарт делает вывод о бессмертии души. Тело — делимо, душа — неделима. Тело не мыслит, душа не имеет протяжения. Если же тело и душа противоположны по своей природе, значит, гибель тела вовсе не должна вести к уничтожению души.
Томас Гоббс
В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на все, ибо разум представляет все как подчиненное разуму и принадлежащее человеку. В естественном состоянии все равны: по своей разумности и по своим притязаниям на все и по своим возможностям причинить ущерб другому, что вызывает взаимное недоверие и страх человека перед человеком. Из-за чувства соперничества, жажды наживы и стремления защитить себя люди находятся в постоянной борьбе друг с другом, идет «война всех против всех». В таких условиях «нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда ... нет общества, а ... есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Но разве в гражданском состоянии, замечает Гоббс, мы не носим оружия для защиты от разбойников, не запираем свой дом и даже свой сундук дома от своих домашних? Это означает, по его мнению, что естественное состояние лежит в основе жизни в обществе, и поэтому всегда возможно возвращение к нему, что и происходит в периоды гражданских войн. В отношениях же между государствами естественное состояние господствует в неизменном виде.
Невыносимость этого положения требует от разума найти выход из естественного состояния и встать на путь, ведущий к устойчивому миру. Этот путь принимает вид естественных законов, которые диктует разум человеку.
Первый закон как бы балансирует на грани мира и войны, он утверждает, что всегда следует искать мира и следовать ему, однако, если соблюдение мира невозможно, человеку позволено защищать себя всеми возможными средствами.
Второй закон указывает на то, каким образом можно поддержать состояние мира

— это взаимный отказ от права на все всех людей в равной мере ради мира и равной свободы и безопасности, то есть отказ от своего права ради другого человека. Взаимное перенесение права — договор — создает основу для законного и справедливого общения между людьми. Третий закон гласит, что люди должны выполнять соглашения, поскольку невыполнение договора означает возвращение к войне. Дальнейшие законы имеют вид общих моральных требований: они предполагают в людях взаимные благодарность, уступчивость, прощение, беспристрастие. «Каждый обязан предоставлять любому другому те же самые права, которые он требует для себя самого». Самое общее естественное правило: «не делай другому того, чего не желаешь самому себе».
Государство есть общая власть, способная обезопасить граждан от нападений извне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан, настолько, насколько это ведет к миру. Гоббс называет государство
«смертным богом» и сравнивает с библейским чудовищем Левиафаном. Страх перед государством должен вести к миру, согласию, повиновению и взаимопомощи между гражданами, ибо он пересиливает страх перед другим человеком и желание вступить с ним в войну.
Французское Просвещение
Для представителей философии Просвещения было характерно убеждение в том, что все знание человечества может быть систематизировано и представлено в виде единого краткого энциклопедического свода (знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была издана в 1751 — 1780 гг.).
Для просветительской идеологии было типично негативное отношение к существующим религиям (хотя и не все просветители были атеистами).
Просветители, стремившиеся опираться на «здравый смысл», своей важной задачей объявляли борьбу с предрассудками (в том числе религиозными) и невежеством. Представители французского Просвещения отрицательно характеризовали наличную социальную действительность (критика феодально- абсолютистского строя представлена в их работах как критика «деспотизма»).
Улучшение общественной жизни большинство просветителей связывало с реформами мудрого монарха (хотя некоторыми возлагались надежды и на

социальную революцию). Мыслители эпохи Просвещения (значительная их часть) придерживались теории общественного договора. Наконец, именно в эпоху
Просвещения особую популярность приобретает идея неотчуждаемых прав человека. Крупнейшими представителями французского Просвещения были
Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Немецкая классическая философия
Иммануил Кант (1724-1804) считал, что перед человеком стоят три радикальных вопроса: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что могу надеяться?
Эти вопросы сводятся к главной проблеме философии: что есть человек?
В «Критике практического разума» Кант формулирует постулаты о человеке, т.е. требования, основанные на идеях, которые мы мыслим, но не можем познать. Это идеи: свободы, бессмертия души и существования Бога. Эти три постулата выражают требования нравственного сознания и лежат в основе морального поступка. Кант утверждал, что свобода человека возвышает его над любым природным механизмом. Человек есть сам по себе цель, и вместе с ним — всё человечество.
Три других крупнейших представителя немецкой философии — Фихте,
Шеллинг и Гегель — ищут некое абсолютное знание, единственным творческим источником которого был бы человеческий дух.
Карл Маркс (1818 - 1883)
Для Маркса человек есть материальное существо, т.е. он часть физического мира и природы. От неё он рождается, в трудовом отношении с нею живёт и становится человеком; в неё же возвращается после смерти. «Материальная природа есть неорганическое тело человека». Отсюда — важное значение промышленности как науки о природе, а также экономики, определяющей отношения «человек- природа» и «человек-человек». Ибо человек, с точки зрения Маркса, есть совокупность общественных отношений, а общественные отношения в ближайшей перспективе суть экономические отношения производства и обмена.
Человек рассматривается как элемент функционирования экономики и определяется ею. Экономика представляет собой социальный базис, определяющий надстройку, то есть весь тот комплекс политических, правовых,
художественных, философских, религиозных и нравственных реалий, которые с необходимостью оформляют сущность человека и его поведение.
При капиталистических экономических отношениях человек подвергается отчуждению; он есть не-человек: капиталист — потому что полагает свою сущность в деньгах; пролетарий — потому что живёт в нищете и не имеет возможности удовлетворять свои естественные потребности. Экономическое отчуждение порождает отчуждение социальное, политическое, религиозное, идеологическое, приводя, в конечном счёте, к разрушению человека. Только с уничтожением классового капиталистического общества, отменой противоестественной частной собственности и установлением естественной общественной формы собственности, только тогда человек освободится от всяческого угнетения и тоже сможет стать естественным. «Быть естественным» означает, что человеческая природа сама по себе добра и, если не насиловать её экономически, способна породить уравновешенных, трудолюбивых, честных, общительных
— словом, совершенных людей.
Тогда возникнет коммунистическое общество, в котором завершится человеческая предыстория и начнётся подлинная История.
Маркс видит в человеке не индивидуальную личность, а представителя вида, общественное и общинное существо. Оно способно к самореализации только в качестве родового существа, и человеческий род в целом имеет большую ценность, чем отдельная личность.
Фридрих Ницше (1844_1900).
В своей философии Ницше превозносит жизнь в качестве высшей человеческой ценности, под жизнью он понимает инстинкт и волю к власти как господству над другими. Разум, с точки зрения Ницше, должен служить жизни.
Под влиянием дарвиновского эволюционизма Ницше заявляет, что как обезьяны сумели породить человека, так люди должны произвести сверхчеловека.
Сверхчеловек будущего будет свободным, то есть освободится от ценностей толпы, от внешней моральности и добропорядочности, и сам установит для себя все ценности. Ницше называет себя аморалистом и нигилистом: «Я — первый аморалист, и поэтому я — уничтожитель по преимуществу»


Философия Ницше оказала существенное влияние на развитие центрального философского движения первой половины XX века, которое получило название
«
экзистенциализм». К нему относят очень разных мыслителей, таких, как
Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и Жан-Поль Сартр.
Жан-Поль Сартр (1905_1980) является наиболее последовательным выразителем духовной атмосферы Европы эпохи диктатур и мировых войн. Его главный тезис: человеческая жизнь — это бесполезное и бессмысленное страдание, non-sens, абсурд. Нет ни сущности, ни идеи человека, т.к. существование (existence) предшествует сущности (essence)». Это значит, что мы вброшены в этот мир наугад: никто не планирует нашу жизнь, каждый должен сам создавать себе истины и ценности. Каждый человек, коль скоро он существует, выбирает собственную сущность. Быть свободным значит быть полностью автономным, т.е. выбирать себя и отвечать за себя и перед самим собой. Бога нет, ибо, если бы он существовал, человек не был бы свободным.
Общество других людей – источник несвободы, другие ограничивают свободу индивида и не позволяют ему реализовать его сущность. Тоска – основная характеристика бытия человека. Люди пытаются бежать от неё, конструируя утешительные мифы, вроде прав человека, правил поведения или нравственных норм. Тем самым они бегут от собственной свободы и от радикального одиночества, которое человек должен принять.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
I
. Выберите правильный ответ
1. А) С точки зрения экзистенциализма, «человек» - это не идея, а конкретная жизнь, проявляющаяся в свободном выборе и ответственном поступке;
Б) Маркс, как и Аристотель, полагает, что человек – существо общественное.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. А) Декарт полагал, что человек – это мыслящая вещь;
Б) Кант считал, что человек – это одушевленный механизм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. А) Маркс обосновывал идею бессмертия души как основы морального сознания;
Б) Сартр полагал, что основной ценностью человеческой жизни является любовь к ближнему.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. А) Основной вопрос философии, с точки зрения Канта, - существует ли Бог?
Б) Просветители считали, что в основе социальной справедливости должен быть закон, основанный на естественном, а не на традиционном праве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. А) Томас Гоббс полагал, что человек от природы – злой эгоист;
Б) Сартр полагал, что одиночество – единственная возможность быть свободным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6.
По мысли К. Маркса:
1. Человек – существо творческое, в этом проявляется его свобода
2. Человек – существо моральное, поскольку разумное
3. Человек – это ансамбль социальных отношений
4. Человек – существо способное любить другого как самого себя
5. «Человек человеку волк»
7. «Энциклопедисты» - так называли:
1) французских просветителей;
2) немецких философов-идеалистов;
3) философов - марксистов;
4)
философов - ницшеанцев;
5) философов - экзистенциалистов