Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2713

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие теории организации началось с разработки принципов формальных структур.
Теоретическую основу заложил М.Вебер своей теорией бюрократии.
Бюрократия, согласно М.Веберу,- "идеальный тип" организации. Новейшее время (с XVII в.) характеризуется возрастанием рационализма в общественной жизни и поведении людей в Европе и Северной Америке. Бюрократия, по мнению
М.Вебера, - наиболее разумный и эффективный тип организации их деятельности.
Основные черты идеальной бюрократии:
- рациональность цели;
- рационализация структуры и статусов;
- рационализация прав и обязанностей всех членов организации;
- рационализация способов достижения цели организации. С 40-х годов ХХ века и до наших дней продолжается ренессанс идей Вебера.
Ф. Тейлор (направление – тейлоризм, начало 90-х годов XIX в., США) исходил из следующих принципов:
- каждый работник - существо разумное и эгоистичное;
- все производственные процессы могут быть разбиты на элементарные операции и организованы по принципу оптимальной их последовательности;
- для повышения эффективности труда необходимо разработать инструкции, в которых обобщается опыт лучшей работы;
- оплата труда должна осуществляться строго пропорционально количеству выполненных операций.
Тейлоризм положил начало направлению НОТ (научная организация труда).
В 20-е годы ХХ века возникло направление научного управления организацией (А.Файоль - Франция). Организация рассматривается как безличный механизм, в котором преобладают формально-рациональные отношения. Были выделены 11 принципов идеальной организации: специализация подразделений, иерархичность, дисциплина, ответственность (и т.д.). Направление не учитывало человеческих отношений в коллективе.
Эти два направления в целом опирались на идеи, близкие к идеям М.Вебера.
В конце 20-х годов специалисты по управлению, в первую очередь в США, обнаружили, что учет одних только формальных аспектов организации не дает необходимого эффекта. Было установлено, что оптимизация межличностных отношений в формальных организациях, приведение в соответствие формальной и неформальной структуры трудового коллектива, повышение сплоченности групп, могут стать существенным фактором роста производительности труда.
Большинство социальных групп современного общества обладают формальной и неформальной структурой, то есть в них существует как бы двойная система социальных ролей. Соотношение формальных и неформальных структур оказывает решающее воздействие на эффективность функционирования группы.
Впервые этот эффект был обнаружен в 1924 г. в ходе исследований на предприятии "Вестерн электрик компани", расположенном в пригороде Чикаго
Хоуторне. Первоначально задачи исследования состояли в том, чтобы выявить влияние психофизиологических факторов (освещенности, окраски стен, ритма работы) на производительность труда бригады работниц сборочного цеха. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что производительность труда у экспериментальной группы повышается независимо от изучавшихся характеристик; причина - повысившаяся сплоченность и самооценка группы, явившаяся следствием самого факта проведения эксперимента. Этот эффект был описан
Элтоном Мэйо.


Согласно социотехнической концепции организации (50-60 гг. Лондон,
Тевисток, Райс и Миллер), социальная организация имеет две подсистемы: техническую и социальную, составляющие вместе социотехническую структуру организации.
Рекомендуемая литература
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.:
Русская панорама, 2002, с. 27-42.
2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 43-45.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с. 90-106; 220-227.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ
1.
Могут ли в нормативной системе одной и той же культуры
присутствовать нормы, противоречащие друг другу?
1. Да.
2. Нет.
2. Основное отличие териминальных ценностей от инструментальных состоит
в том, что первые существуют только в группах, передаются из поколения в
поколение, тогда как вторые вырабатываются посредством самостоятельных
размышлений людей и носят индивидуальный характер.
1.
Да.
2.
Нет.
3. Является ли верным следующее высказывание: «Экспрессивный лидер
отвечает за достижение группой поставленных перед нею задач, а
инструментальный – за поддержание благоприятного психологического
климата».
1.
Да.
2.
Нет.
4. Два человека, претендующие в одной и той же группе на роль лидеров и
конфликтующие друг с другом по этому поводу, находятся в состоянии:
1. межролевого напряжения;
2. межролевого конфликта;
3. внутриролевого напряжения;
4. внутриролевого конфликта.
5.
Среди предложенных вариантов нет правильного ответа
5.
Что такое "социальная роль"? Выделите наиболее точное суждение.
1. Это то представление, которое человек хочет создать о себе у окружающих.
2. Это его положение в обществе, определяемое его доходами, образованием, семейным состоянием, и т.д.
3. Это совокупность требований, которые члены какой-либо группы предъявляют к входящему в нее индивиду.
4. Это его должностные обязанности.
6.
Сколько социальных ролей в среднем играет современный человек в
течение жизни?
1. Одну-две.
2. Около десятка.
3. Несколько десятков, а иногда и больше.
4. Отдельный человек вообще не играет социальных ролей, в обществе все решается правительством и транснациональными корпорациями.


7. Малая группа какой численности наиболее устойчива и способна к
самоорганизации?
1. 2 чел.
2. 4 чел.
3. 5 чел.
4. 8 чел.
8. Всегда ли межролевой конфликт ведет к внутриролевому конфликту?
1.
Всегда.
2.
Иногда ведет, иногда – нет.
3.
Да, но только в том случае, если обе роли существуют в рамках одной группы.
4.
Никогда, ибо это два взаимоисключающих типа конфликтов.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
9. Согласно своему определению, любая организация является:
1. социальной категорией;
2. социальной группой;
3. целевой социальной группой;
4. вообще не является социальной группой;
5. только формальной структурой, принципиально исключающей какие-либо неформальные отношения между ее членами.
10.
Кто из перечисленных ниже участников и зрителей футбольного матча
с высокой вероятностью испытывает межролевое напряжение?
1. Судья, близкий родственник которого играет в одной из команд.
2. Игрок, по чьей вине не был забит решающий гол, в результате чего его команда упустила необходимую победу.
3. Член фан-клуба какой-либо команды, оказавшийся на матче в компании своих новых друзей, которые неожиданно для него болеют за другую команду.
4. Тренер, который понял, что его команда проигрывает по его вине.
5. Вратарь, которому срочно нужна большая сумма денег для лечения больного ребенка, и которому тренер соперника предложил взятку за пропущенный гол.

Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   70

ТЕМА 4
Элементы социального поведения.
Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
Содержание темы
4.1. Задачи и функции социального контроля.Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль.
Относительность отклоняющегося поведения. Позитивное и негативное в отклоняющемся поведении. Особенности социального контроля в различных обществах
(традиционное, индустриальное), в различных возрастных категориях. Роль формального и неформального социального контроля. Проблема самоконтроля.
4.2. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения.
Функционалистские концепции отклоняющегося поведения. Общие черты и различия в подходах Дюркгейма и Мертона к объяснению природы аномии и отклоняющегося поведения. Типология отклоняющегося поведения Мертона, понятия терминальных и инструментальных ценностей, их соотношение. Конфликтологические концепции отклоняющегося поведения. Понятия первичной и вторичной девиаций. Отклоняющееся поведение как следствие социального неравенства, как следствие несовершенства самой нормативной системы общества. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.

Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение социального контроля, укажите основные составляющие механизма его реализации. Укажите, что является объектом социального контроля.
Дайте определение социальной санкции, приведите примеры позитивных и негативных, формальных и неформальных социальных санкций. Какие из них, с
Вашей точки зрения, являются наиболее значимыми в современном мире? Как с развитием человечества менялось соотношение формального и неформального социального контроля, позитивного и негативного, внешнего и внутреннего?
Вспомните знакомые Вам проекты идеальных государств будущего. Какой тип социального контроля там преобладает? Как Вы думаете, почему именно этот тип социального контроля был избран авторами данных моделей в качестве идеального?
Приведите примеры ситуаций, когда одно и то же поведение в различных странах и в различные исторические эпохи рассматривалось как конформное и девиантное.
Можно ли назвать Сократа, Бруно, Галилея девиантами?
2. Назовите основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения.
Функционалистские концепции отклоняющегося поведения. Укажите общие черты и различия в подходах Дюркгейма и Мертона к объяснению природы аномии и отклоняющегося поведения. Укажите основные типы отклоняющегося поведения в концепции Мертона, понятия терминальных и инструментальных ценностей, их соотношение. Конфликтологические концепции отклоняющегося поведения.
Понятия первичной и вторичной девиаций. Отклоняющееся поведение как следствие социального неравенства, как следствие несовершенства самой нормативной системы общества. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.
Основные термины и понятия
1.
Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы).
2.
Санкции социальные – совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общества).
3.
Аномия – утрата значительной частью общества или социальной группы центраьных для системы ценностных ориентации.


Вспомогательные материалы
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
4. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся
поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы
социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный
социальный контроль. Особенности социального контроля в различных обществах
(традиционное и индустриальное), в различных возрастных категориях. Проблема
самоконтроля. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения
(функционализм и марксизм). Роль отклоняющегося поведения в развитии
общества. Проблема аномии.
4.1.
Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых
общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по
отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы).
Ценности, нормы, санкции - три составляющих социального контроля.
Социальный контроль осуществляется двумя взаимосвязанными способами - через
усвоение индивидом социальных норм, действующих в рамках той или иной группы и сознательное или бессознательное следование этим нормам (внутренний социальный
контроль), и через механизм санкций, с помощью которых группа оценивает поведение индивида (внешний социальный контроль).
Санкции социальные - совокупность средств внешнего воздействия на
личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной
группы (общества). Санкции могут быть позитивные (поощрение) и негативные
(изоляция, обособление, реабилитация).
Социальный контроль может быть формальным и неформальным, то есть опирающимся на формальные нормы и санкции, и на общественное мнение.
Объектом социального контроля является девиантное (отклоняющееся)
поведение.
4.2. Относительность отклоняющегося поведения.
Практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах (группах), рассматривались бы как девиантные, или наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе, поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными - по отношению к другим.
Девиантное поведение - это не всегда негативное явление, точно также как конформизм - далеко не всегда благо. Так, например, российское казачество первоначально было представлено девиантными группами, однако впоследствии было признано царским правительством в качестве необходимого элемента социальной структуры российского общества. Старообрядчество также на протяжении всей истории, начиная с XVII в., было девиантным движением; тем не менее, старообрядцы внесли значительный положительный вклад в становление российского предпринимательства.
То же самое относится к протестантизму в Европе. Предприниматели в целом в любом традиционном обществе первоначально образуют девиантную группу. Девиантные контркультуры - естественный и необходимый элемент каждого нормально функционирующего общества, обеспечивающий его поступательное развитие и адаптацию к меняющимся ситуациям. Конечно, это относится не ко всем девиантным