Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2712
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
субкультурам, но необходим тщательный анализ, чтобы "отделить зерна от плевел"; недопустимо необдуманное уничтожение контркультур.
Девиация и преступность. Зачастую, говоря о девиантном поведении, имеют в виду преступность. Однако это верно лишь отчасти. Девиацией в преступной шайке является отказ от преступного поведения. Девиантное, с точки зрения Закона, поведение, может быть нормальным с точки зрения моральных норм, и наоборот.
4.3. Теории девиантного поведения
Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание совокупности факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению, и вызывающих различные формы девиации.
Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращаются к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч. Ламброзо, У. Шелдон).
Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так, З. Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.
Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции. Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение распадаются на две группы:
I.
Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход)
1. Теория аномии. Согласно Э. Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества.
В отличие от этого, Р. Мертон считал аномию внутренне присущей современному ему буржуазному обществу, так как она возникает в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс - отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (все, кроме конформизма).
Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона
Ценности
Тип поведения
Терминальные
Инструментальные
Конформист
+
+
Новатор
+
-
Ритуалист
-
+
Изолированный
-
-
Мятежник – создатель
-
- новых ценностей.
+
+
2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер,
Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.
Девиация и преступность. Зачастую, говоря о девиантном поведении, имеют в виду преступность. Однако это верно лишь отчасти. Девиацией в преступной шайке является отказ от преступного поведения. Девиантное, с точки зрения Закона, поведение, может быть нормальным с точки зрения моральных норм, и наоборот.
4.3. Теории девиантного поведения
Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание совокупности факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению, и вызывающих различные формы девиации.
Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращаются к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч. Ламброзо, У. Шелдон).
Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так, З. Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.
Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции. Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение распадаются на две группы:
I.
Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход)
1. Теория аномии. Согласно Э. Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества.
В отличие от этого, Р. Мертон считал аномию внутренне присущей современному ему буржуазному обществу, так как она возникает в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс - отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (все, кроме конформизма).
Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона
Ценности
Тип поведения
Терминальные
Инструментальные
Конформист
+
+
Новатор
+
-
Ритуалист
-
+
Изолированный
-
-
Мятежник – создатель
-
- новых ценностей.
+
+
2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер,
Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.
II.
Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантных субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации, и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур (конфликтологический и марксистский подход).
1.
Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор - Говард Беккер.
Основа концепции - понятие "первичной" и "вторичной" девиации. Согласно этой концепции, многие люди могут совершить аморальные и даже противоправные поступки достаточно случайно. Но после этого они получают от общества "метку" ("стигму") преступника, и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынуждены вливаться в криминальную среду.
При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решающих, какие формы поведения правомочны, а какие - нет, в соответствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу.
2. Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной системы общества пошли сторонники так называемой "радикальной криминологии". Как пишет Н.
Смелзер, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.
Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.:
Русская панорама, 2002, с. 42-46.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 43-52.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с. 107-126.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Может ли поведение, в одних случаях определяемое как «отклоняющееся», в
других случаях не считаться таковым?
1. Да.
2. Нет.
2. Негативные последствия отклоняющегося поведения для общества всегда
значительно перевешивают его позитивные результаты.
1.
Да.
2.
Нет.
3. К механизмам социального контроля относятся внешние санкции, налагаемые
группой на поведение человека. Внутреннее стремление человека следовать
социальным нормам не является формой социального контроля.
1.
Да.
2.
Нет.
4. Согласно теории Мертона, состояние аномии присущее только обществам,
переживающим кризисные периоды.
1.
Да.
2.
Нет.
5. Новатор – это характеристика человека, который в своем социальном поведении
стремится
следовать
только
терминальным
ценностям,
тогда
как
инструментальные ценности он отвергает.
1.
Да.
2.
Нет.
6. Задача социологии состоит в том, чтобы найти средства, как ликвидировать
возможности возникновения любых форм отклоняющегося поведения.
1.
Да.
2.
Нет.
7. Формальный социальный контроль характерен для:
1.
Только для традиционных
2.
Только для индустриальных
3.
И для индустриальных, и для традиционных, но в первых он играет преимущественную роль
4.
И для индустриальных, и для традиционных, но во вторых он играет преимущественную роль
Выберите все правильные ответы:
8. Какими бывают социальные санкции?
1.
Аффективными
2.
Формальными
3.
Негативными
4.
Инструментальными
5.
Нейтральными
9. Какие из приведенных суждений соответствуют концепции отклоняющегося
поведения Р. Мертона?
1.
Девиации вызваны в основном разрушением системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных изменений.
2.
Девиантное поведение в абсолютном смысле не существует, поскольку юридическую силу приобретают только нормы, выгодные правящим классам.
3.
Девиации – нормальное явление в обществе, так как они – результат неизбежного расхождения целей, одобряемых обществом, и допустимых средств их достижения.
4.
Следование принятым в обществе ритуалам может быть формой отклоняющегося поведения.
10. Укажите, кто из перечисленных ниже исторических персонажей являлся, с
точки зрения современного ему общества, девиантом?
1.
Сократ
2.
Иисус Христос
3.
Дж. Бруно
4.
Фарадей
Раздел: Календарно-тематический план
ТЕМА 5
Личность как субъект общественной жизни.
Социализация и воспитание личности.
Содержание темы
5.1. Два аспекта социализации.Социализация как процесс усвоения культуры, социализация как процесс формирования человеческого Я. Современные концепции социализации (Фрейд, Блумер, Мид, Пиаже, Леонтьев). Механизмы и агенты социализации. Социализация и социальный контроль.
5.2. Понятия первичной и вторичной социализации. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Роль референтных групп в процессе социализации. Саморегуляция. Поведение. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности. Общая характеристика межличностных отношений.
Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение социализации. В чем состоит основное отличие личности от индивида, в чем смысл введения подобных различий? Укажите, из каких основных отделов состоит психика человека в концепции Фрейда. Считал ли Фрейд, что наличие у человека психологических комплексов всегда является признаком аномалии? Что означает понятие «обобщенного другого» в концепции Мида?
Сравните концепции Фрейда и Мида, укажите, в чем они схожи, в чем – различны.
Как связана концепция социализации Мида с ролевой теорией? Укажите основные принципы концепций Пиаже и Леонтьева-Рубинштейна.
2.
Укажите, как взаимосвязаны социализация и социальный контроль? Согласитесь ли Вы с утверждением, что в идеале социализация исключает девиацию? Почему?
Какова роль референтных групп в процессе социализации? В чем состоит основное отличие социализации в традиционном и современном обществах? Чем отличаются социализирующие агенты в традиционном и современных обществах?
Дайте определение первичной и вторичной социализации. Каково их соотношение в традиционном и современном обществах?
Основные термины и понятия
1.
Социализация – совокупностьспособов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям
2.
Группа референтная – социальная группа, на нормы и ценности которой ориентируется индивид в своем социальном поведении
3.
Социализация первичная – социализация, происходящая в детстве и совпадающая с процессом формирования человеческого Я.
4.
Социализация вторичная – социализация, происходящая во взрослом состоянии и выражающаяся главным образом в изменении внешнего поведения человека
Вспомогательные материалы
5. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание
личности. Социализация как процесс усвоения культуры. Современные
концепции социализации. Особенности социализации в современном и
традиционном обществах. Понятие первичной и вторичной социализации. Роль
референтных групп в процессе социализации. Саморегуляция личности. Свобода
и ответственность личности. Общая характеристика межличностных отношений.
Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
5.1.
Социализация - совокупность способов формирования навыков и
социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям
(Смелзер).
Социализация включает две стороны. Во-первых - это процесс усвоения
культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых - формирование "Я" – личности
человека.
Понятие "личность" отличается от понятия "индивид". Под "личностью"
(personality) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом "личность" - одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как "индивид" - понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.
Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856-1939), впервые выделивший два компонента личности - "бессознательное" (id) и социальное ценностно-нормативное начало ("superego"). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека (ego), согласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.
Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится осваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он "перемещается" по мере прохождения жизненного пути.
Кроме нормального процесса социализации, при котором человек усваивает культуру новой группы, опираясь на багаж усвоенных ранее норм и ценностей, существует так называемая "ресоциализация", когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.
5.2. Теории социализации
Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как "табула раза" - чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И. Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе. Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру и по жизненному пути?
Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем - в постиндустриальное.
Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.
5.2.1. Теория З. Фрейда. Ее задача - объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. Суть его теории состоит в том, что человек в процессе взросления преодолевает противоречия между id и superego, то есть между физиологическими (в первую очередь эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую, в зависимости от того, от каких именно органов своего тела он получает наибольшее удовольствие и разрядку. Последняя стадия совпадает с формированием устойчивого влечения к лицам противоположного пола. Разные люди проходят эти стадии по-разному; зачастую это связано с неконтролируемой свободой, либо, наоборот, с чрезмерным подавлением их естественных потребностей. В зависимости от этого, формируются психологические особенности личности - крайний эгоизм или наоборот альтруизм, всевозможные психологические комплексы (которые сам Фрейд считал нормой; лишь крайние проявления комплексов можно считать аномальными). Наиболее распространенные комплексы - Эдипов (скрытое влечение мальчика к матери и конкуренция с отцом) и комплекс Электры (влечение девочек к отцу и конкуренция с матерью).
5.2.2.
В отличие от школы Фрейда (психоанализ), направление, названное впоследствие Х. Блумером символическим интеракционизмом (Ч. Кули, Дж. Мид,
А. Халлер), интересовалось не психологическими конфликтами, а отражением нормального процесса социализации, и прежде всего - почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом. Они отметили, что формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и СМИ, но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения. Наиболее разработан этот подход у американского философа Дж.Мида (1863-1931).
Основная идея Мида состояла в том, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах. При этом, в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли
(например, шлепает игрушки, или прикладывает к ним стетоскоп); стадию
индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в "социальной группе" своих игрушек (папа, мама, врач, и т.д.); наконец, стадию
коллективного играния ролей, когда группы детей (5-8 лет) распределяют роли между собой ("дочки-матери", "казаки-разбойники", "Штирлиц-Мюллер").
Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает два уровня: "I" и "Me", которые на русский язык не совсем точно переводятся как "Я" и "Меня". Оба эти местоимения должны переводиться как "Я", но в разных значениях этого слова. "I" - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. "Me" - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если "Ме" в целом идентично "Superego", то "I" отличается и от "Id", и от "Ego" поскольку не предполагает бессознательного.