Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2709

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2.3.
Теории Фрейда и Мида призваны объяснить эмоционально-нормативный срез личности. Однако не меньшее значение имеет развитие познавательных
возможностей (Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев).
Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) разработал теорию стадий
когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно , а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял четыре
стадии интеллектуального развития ребенка:
-
сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения;
-
дооперациональную (эгоцентрическую - до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоистических потребностей;
-
стадию конкретных операций (7-11 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические операции, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей;
-
стадию формальных операций (11-15 лет), когда юноша или девушка не только научаются пользоваться всем богатством логики, начинают выбирать оптимальное решение из множества, но, самое главное, начинают, выражаясь языком
Дж. Мида, формировать образ «обобщенного другого», то есть общественного мнения, оценивающего их собственное поведение.
Близкую концепцию развивали советские психологи, предложившие так называемый деятельностный подход к анализу психологических процессов, в том числе и процесса социализации (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Согласно этому подходу, суть обучения вообще, социализации в частности, состоит в постепенном
переносе операций с предметного уровня (игра, конструирование) на
психологический уровень (логические операции, образное мышление). Школа
Рубинштейна-Леонтьева также как Дж.Мид и Ж.Пиаже выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин». В отличие от Пиаже, советские психологи подчеркивали значение культурно-исторического компонента в процессе социализации – социализация проходит по-разному в обществах разного типа, обладающих разной культурой.
Таким образом, между теориями социализации нет существенных противоречий; они скорее рассматривают различные ее стороны.
5.3. Механизмы и агенты социализации
Социализация есть процесс усвоения индивидом культуры общества в целом, и отдельных его групп. Социализация происходит как через подражание, так и через механизмы социального контроля за соблюдением основных требований культуры группы и/или общества – чувство вины (внешний контроль) и стыда (самоконтроль личности).
Поэтому социализация тесно связана с понятием "отклоняющееся
(девиантное) поведение". Индивид, становясь членом какой-либо социальной группы, неизбежно нарушает принятые в ней правила поведения, даже если он искренне стремится придерживаться их. Одним из важных механизмов социализации являются положительные санкции за конформное поведение и негативные - за нарушение норм, в результате чего индивид усваивает нормы и ценности данной группы (общества), а также получает навыки соответствующего этим нормам и ценностям поведения.
Результатом социализации является формирование личности, представляющей результат взаимодействия психологических и биологических особенностей индивида и требований культуры, усвоенных в результате социализации.


Важную роль в процессе социализации играют референтные группы (см. Тему
2). Они демонстрируют индивиду образцы культуры, которым он подражает, и которые воспринимает в процессе социализации.
Социализация включает два этапа: первичной социализации, то есть усвоения базовой системы ценностей (до 14-15 лет), и вторичной социализации, когда нормы новых групп, в которые входит индивид, как бы нанизываются на уже сложившийся "костяк" нормативной системы.
Основные агенты социализации
Первичная социализация:
1. Родительская семья;
2. Детские дошкольные учреждения;
3. Компания сверстников в раннем детстве.
Вторичная социализация:
4. Школа;
5. Детские политические и любительские организации;
6. СМИ;
7. Профессиональные учебные заведения;
8. Армия;
9. Профессиональные круги.
Социализирующая роль СМИ - положительные и отрицательные последствия. В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации - СМИ. Под эгидой "внедрения" рыночных отношений зачастую проповедуются ценности, несовместимые с развитием нормального рынка (культ лёгкой наживы, мошенничества, и т.д.).
5.4. Влияние особенностей групповой структуры современного общества на
процессы социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается "предварительной социализации". В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Так, цех подчиняется городской общине; нормы сельской и городской общины согласуются на уровне ленлорда. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;


2)коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.
3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.
Рекомендуемая литература
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.:
Русская панорама, 2002, с. 46-51.
2. Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой
А.Ю. – М.: Просвещение, 1999, с. 43-52.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с. 81-89.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. всегда ли социализация в конкретной группе сопровождается адекватной
социализацией в обществе в целом?
1. Да.
2. Нет.
2. Правильно ли с социологической точке зрения суждение: «В дошкольном
возрасте дети в основном подражают взрослым, и только в школе начинается
процесс социализации.
1. Да.
2. Нет.
3. Верно ли утверждение: «Социализация состоит в пассивном усвоении
индивидом культуры»?
1. Да.
2. Нет.
4. Верно ли утверждение: «В процессе социализации могут формироваться как
полезные для общества (для группы) социальные качества, так вредные»?
1. Да.
2. Нет.
5. Верно ли утверждение: «Согласно Фрейду, основные конфликты,
формирующие психологические комплексы у человека, возникают вследствие
несоответствия самооценки человека и представлений о нем других людей»
1. Да.
2. Нет.
6. Как соотносятся социализация и девиантное поведение?
1. Это два независимых явления.
2. Девиантное поведение обычно возникает в процессе социализации и может способствовать ей.
3. Девиация всегда мешает социализации.
4. За счет совершенствования социализации можно исключить девиантноеповедение из жизни общества.
7. В чем состоит сущность процесса социализации?
1. В максимально полном раскрытии возможностей личности, заложенных в генной программе.
2. В подробном изучении законодательных актов
3. В усвоении норм и ценностей общества (группы) через наблюдение реакции других людей на собственное поведение
4. В усвоении идеологии, распространяемой правящими слоями общества


8. Референтные группы:
1. Являются важнейшими агентами социализации.
2. Являются агентами социализации лишь в том случае, когда индивид является их членом.
3. Вообще не имеют отношения к социализации.
4. Это группы, в которых проходит первичная социализация человека.
Выберите все правильные ответы:
9.
Какие из перечисленных социальных общностей и институтов относятся к
агентам первичной социализации?
1. Профессиональные учебные заведения.
2. Родительская семья.
3. Компания сверстников в раннем детстве.
4. Средства массовой информации.
5. Коллеги по работе.
10. Вторичная социализация протекает:
1.
С момента рождения человека.
2. С того момента, как он осознал себя личностью и обрел способность к критическому и выборочному усвоению социальных норм.
3. В любой момент времени жизни взрослого человека.
4. Она происходит только у взрослых людей, оказавшихся вынужденными сменить свое социальное окружение.

Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   70

ТЕМА 6
Эволюция учений об обществе в истории социальной мысли
Содержание темы
6.1.
Культурно-исторические предпосылки формирования социально-философских учений в античности. Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля, основные подходы к классификации типов государственного устройства, учение об идеальном государстве, первые учения о законах эволюции государственных систем. Представление об обществе как об искусственной и естественной системах, основные преимущества и недостатки этих подходов.
6.2.
Особенности социальной мысли Средневековья и Возрождения. Социально- философские взгляды Августина, их роль в формировании социальных учений христианства. Изменение взглядов на историю человечества. Социально-политические взгляды Макиавелли, отделение этики от политики, исследования технологии захвата и удержания государственной власти. Учение о соединении в одном государственном устройстве монархического, аристократического и демократического принципов.
Политический идеал Макиавелли.
6.3.
Основные направления социальной мысли Нового времени. Концепции
«общественного договора», причины их возникновения и развития. Задачи концепций общественного договора. Сравнительная характеристика концепций Гоббса, Локка, Руссо.
Учение о естественном праве. Формирование предпосылок возникновения научной социологии.

Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Укажите основные особенности древнегреческой культуры. Почему, с Вашей точки зрения, Древняя Греция считается «колыбелью европейской цивилизации»? Как Вы понимаете термин «антропоцентризм», что он означает применительно к греческой культуре? Укажите основные принципы «идеального государства» Платона, его структуру. Почему с Вашей точки зрения, Платон являлся сторонником полного подавления индивидуальности человека в «идеальном государстве». Как, согласно
Платону, происходит эволюция форм государственного устройства? За что, с Вашей точки зрения, К. Поппер назвал Платона «первым социологом»?
2.
Дайте сравнительную характеристику социально-философских учений Платона и
Аристотеля. Как Вы понимаете выражение «человек есть политическое животное»? В чем, с Вашей точки зрения, состоят основные преимущества и недостатки подходов к обществу как к искусственной и естественной системам? Укажите основные принципы аристотелевской классификации типов государственного устройства. Каким образом
Аристотель обосновывал естественность рабства?
3.
Укажите основные особенности христианского мировоззрения. В чем проявилось влияние этого мировоззрения на социально-философские взгляды Августина? В чем состояло основное отличие его взглядов на историю от античных? Опишите основные принципы августиновского учения «о предопределении». Какова, с точки зрения Вебера, была роль этого учения в возникновении «западного капитализма». Укажите основные новаторства Макиавелли. Как Вы понимаете принцип «отделения этики от политики»? В чем Макиавелли усматривал основные слабости аристотелевской классификации основных типов государственного устройства, на чем базировалось его представление об оптимальности римского государства?
4.
Дайте определение парадигмы «общественного договора». Каковы, с Вашей точки зрения, были основные причины распространения этой парадигмы в эпоху Нового времени. Дайте сравнительную характеристику концепций Гоббса, Локка, Руссо. В чем
Вы видите основные преимущества и недостатки каждой из моделей? Дайте определение
«естественного права», укажите связь этой теории с теориями «общественного договора».
Какие предпосылки возникновения социологии сформировались в эпоху Нового времени?
Основные термины и понятия
Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы; приписывание богу или богам человеческого облика.
Аристократия – форма правления, при которой власть принадлежит привилегированному
(как правило, знатному) меньшинству.
Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.
Демократия – форма правления, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.
Теория общественного договора – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.
Естественное право – понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, ориентиров, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и потому независимых от конкретных социальных условий и формы государства.