Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2622

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7
Мировоззрение: виды и формы
Содержание темы
1. Понятие мировоззрения.
2.
Типы мировоззрений.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какие элементы составляют содержание мировоззрения? Попробуйте проанализировать мировоззрение (свое, своих близких, любимых литературных или кино- героев), выделив отмеченные элементы.
2. В чем особенность мифологического мировоззрения? Приведите пример.
3. В чем особенность религиозного мировоззрения? Приведите пример.
4. В чем особенность философского мировоззрения? Приведите пример.
5. В чем особенность научного мировоззрения? Приведите пример.
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Фролов И. Введение в философию. С. 7-13.
Доступно: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/intro.php
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
1. Понятие мировоззрения.
С детства, осваивая мир, накапливая знания, мы задаемся вопросами, на которые, взрослея, перестаем искать ответы, обоснованно полагая, что ответы на эти вопросы «очевидны» или что сами вопросы бессмысленны. Среди подобных вопросов, к примеру, есть следующие: То, что именно я родился (родилась) у своих родителей это случайность? Или закономерность? Что будет, если я умру? Или если «все умрут, а я останусь?» Почему я должен поступать так, а не иначе? Почему мы называем вещи теми, а не иными именами? Есть ли Дед Мороз? (Или почему стоит/не стоит верить в Бога)? Как устроен мир? Взрослея, мы привыкаем поступать тем или иным способом и оценивать поступки и мысли свои собственные и других людей, исходя из якобы известных ответов на эти вопросы. Мы, например, можем считать, что Бога не существует, не верить в бессмертие души и «жить один раз, как в раю». Или верить в Бога и жить так, чтобы обрести посмертный рай как воздаяние за «земные страдания» и т.д. Эти вопросы и возможные варианты ответов на них имеют обобщающее название – мировоззрение, т.е. иначе точка зрения или взгляд на мир.

Таким образом, мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Знания не единственное содержание мировоззрения. Представьте себе врача, который знает что его пациент умирает. Должен ли он сообщить родственникам о том, что их родной человек умирает? Должен ли пациент знать о собственной смерти? И врач, и пациент, и родственники знают, что любой биологический организм смертен, но какое значение имеет это знание в указанной ситуации? Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении формируется также смысловая основа человеческой жизни, т.е. система ценностей
(представления о том, что правильно или не правильно, о добре/зле, справедливости, долге, красоте и т.д.), складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение
(осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия (или практика) - взаимосвязаны.
Таким образом, мировоззрение всегда стоит между человеком и миром (природой и обществом), связывает человека с ним. Мировоззрения - это то, как человек определяет смысл своей жизни, какими представлениями, ценностями и идеалами руководствуется в своих практиках. Мировоззрение не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, которое определяет выбор тех или иных средств деятельности и способов достижения поставленных целей.
Мировоззрение может быть как коллективным, групповым, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Л.
Фейербах утверждал, что "в хижинах мыслят иначе, чем во дворцах", т.е. мировоззрение обычного человека в определяющей степени зависит от общества, культуры, социальных обстоятельств, образованности. Это означает, что мировоззрение исторично, определяется эпохой и временем, в которых живет человек.
Типы мировоззрения
Выделяют следующие типы мировоззрений:
Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - называют такое мировоззрение (или такую систему взглядов), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на эмоционально- образном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.
В исторической перспективе можно выделить следующие развитые формы мифологического мировоззрения:
• космоцентризм - в основе такого мировоззрения представление о том, что человек и общество мыслились в рамках космоса, т.е. единства законосообразной природы (у греков логоса и фюзиса);
• теоцентризм – мировоззрение, основанное на представлении о том, что Бог является творцом порядка природы (материального мира), а также источником всякой жизни и блага;
• антропоцентризм – в центре такого мировоззрения представление о творческом человеке как источнике своей собственной свободы и блага, т.е. человек считается
«
мерой всех вещей»;


Религиозное мировоззрение.
Как и мифология, религия апеллирует к фантазии, представлениям, переживаниям и эмоциям
(любовь, надежда, страх, отчаяние и т.п.). Как и мифология религия основана на вере. Однако в отличие от мифа религия "не смешивает" земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что после смерти его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в область "вечной" жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Философское мировоззрение
Философское мировоззрение возникает из мифологического, как попытка мыслить и рассуждать абстрактно о том, что миф предлагает в качестве «готового» образа. Оно близко религиозному. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли единичного человека, или, выражаясь метафорически, «путь философа». В чудесные дела и мистический опыт святых можно только верить, их невозможно повторить или пережить. Понять ход чужой мысли, оценить красоту и глубину рассуждения, разделить или не разделить точку зрения на тот или иной предмет, к примеру, Платона может при определенных усилиях любой. Однако, не любое мировоззрение и не всякое рассуждение можно считать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Философия требует последовательно рассуждения, где вывод должен быть аргументативно обоснован, а понятия, которые используются в рассуждении четко определены. Такой тип интеллектуальной деятельности называется теоретическим.
Обыденное (житейское) мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и личным опытом. Оно отражает представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Его носителем является средний человек.
Научное мировоззрение
В.И. Вернадский в статье «О научном мировоззрении» дает следующее определение научному мировоззрению: «представление о явлениях, доступных научному изучению, … определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» т.е. научное мировоззрение основано на рациональном способе объяснения мира природных явлений. К примеру, «любовь». Миф ее представит в образе истории Эрота и
Психеи, философы будут рассуждать о ее определении с тем, чтобы отличать любовь правильную и неправильную; а ученые исследовать «технологию» и «механику» любви: от гормонов до социально обусловленных стереотипов. Научное мировоззрение, поскольку оно основано на «безличных» рациональных началах, носит абстрактно-теоретический, т.е. коллективный и обобщенный характер.
Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего.


Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1. Ниже даны определения и указаны характеристики мифа. Укажите то, которое характерно для современной интерпретации мифологического мировоззрения;
1) предание, сказание о мире, о человеке и обществе, их происхождении, о Богах и героях.
2) система знания, которая позволять понимать, описывать и объяснять окружающий мир;
3) освоение действительности в формах образного повествования;
4) коллективная фантазия, порожденная искаженным восприятием мира
2.
А) Миф - знание позволяющее понимать и объяснять окружающий мир посредством, образов, метафор и фантазий;
Б) Философия – знание, основанное на обыденном опыте.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.
А) Религия - форма отношения к миру, обусловленная верой в сверхъестественное.
Б) Философия - рациональная форма отношения к миру, предполагающая теоретически обоснованное рассуждение-доказательство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Форма осмысления действительности, в которой соединяются первобытные верования, образное отношение к миру и практические знания?
1) наука
2) искусство
3) миф
4) мировоззрение
5.
А) В отличие от философии научное мировоззрение рационально
Б) Философское как и религиозное мировоззрение – способ осмысления человеческой жизни
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Укажите неверный ответ. Мировоззрение бывает
1) религиозным;
2) обыденным;
3) философским;
4) гуманитарным;

7.
В отличие от мифологии и религии философия основана на
1) поэтическом, образном описании мира
2) вере в сверхъестественные свойства человеческого разума
3) теоретическом осмыслении мира
4) вере в возможность разумного ответа на вопрос о происхождении мира и человека
8. Ниже указаны формы мифологического мировоззрения. Укажите неверное
1) гелиоцентризм;
2) космоцентризм;
3) теоцентризм;
4) антропоцентризм.
9. В структуру мировоззрения не входят:
1) идеалы и ценности;
2) практический опыт;
3) эмоции и переживания;
4) бессознательные инстинкты.
10. Какой из перечисленных вопросов является мировоззренческим?
1)
Является ли неандерталец предком кроманьонца?
2)
Являются ли вирусы живыми организмами?
3)
Существуют ли физические пределы Вселенной?
4)
Где и как существует совесть?


Раздел: Календарно-тематический план
Тема 8.
Потребности и интересы человека. Классификации потребностей
Содержание темы.
1. Потребности и интересы: проблема определения.
2. Классификация потребностей по А. Маслоу.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятиям потребность и интерес? Каковы источники потребностей?
2. Как потребность становится осознанным интересом? Приведите конкретный пример?
3. Изложите концепцию пирамиды потребностей А. Маслоу? В чем суть его идеи иерархии потребностей?
4
. Приведите конкретные примеры, соответствующие каждому уровню иерархии А.
Маслоу.
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Раздел: Учебно-методические материалы.
Справочные материалы
1. Потребности и интересы.
В самом общем смысле потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя (или субъекта). Носителем потребности могут быть: индивид, группы, организации и т.д. Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта и может угрожать его существованию. Неудовлетворенная потребность может проявляться в разных формах.
Например, неудовлетворенная потребность в пище - в чувстве голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в скуке, тоске и т.д. Люди замечают потребность тогда, когда она не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее.
Например, заболела голова: надо выпить кофе.
Итак, потребности индивида - это объективно необходимые условия его существования. Эти условия можно разделить на две группы: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей не себе отпечаток культуры данного общества.
Интерес.
С категорией потребности тесно связана категория интереса. В самом общем виде интерес определяют как реальную причину социальных действий, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Объективный интерес - это наилучший способ удовлетворения потребности.
Интерес носит объективный характер, то есть не зависит от сознания человека. Например, есть объективно оптимальные способы лечения и предотвращения той или иной болезни.
Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении.
Именно осознанный интерес является непосредственной причиной действий человека.
Например, где-то в городе есть самый дешевый и белый сахарный песок, но мне об этом не известно. Поэтому у меня есть представление о том, какой сахар лучше всего купить в моих конкретных условиях. Это представление, основывающееся на моем ограниченном опыте и является осознанным интересом.
Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел в конкретной ситуации субъект. Он может, как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровью, но справиться с привычкой они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.


2. Классификация потребностей
В общественных науках давно утвердилась мысль, что потребности человека многообразны и имеют разную значимость. Карл Маркс (1818-1883) сформулировал эту идею так: «Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.» «Есть, пить, иметь жилище, одеваться» - эти потребности называются иначе базисными или первичными, остальные потребности – «заниматься политикой, наукой, искусством, религией» - вторичными. Удовлетворение базисных, простейших потребностей способствует появлению новых, более сложных потребностей. В марксизме эта идея называется законом возвышения потребностей.
Эта идея получила дальнейшее развитие в психологической концепции мотивации, разработанной американцем (сыном иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-
1970) в работе «
Мотивация и личность
» (1954)
. Он утверждал, что потребности человека выстраиваются в следующую иерархию или, как ее еще называют «пирамиду» или
«лестницу»:
Эта иерархия в частности означает, что чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Рассмотрим каждый этаж иерархии подробнее. Самыми сильными и неотложными являются физиологические потребности, то есть условия, существенные для физического выживания. А. Маслоу характеризовал их как «самые насущные, самые мощные из всех потребностей», подчеркивал факт их первичности по отношению ко всем прочим потребностям. Об их неудовлетворении организм сигнализирует позывами, которые при длительном неудовлетворении могут приобретать мучительный характер. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, сне, защите от экстремальных температур, в физической активности, в сенсорной стимуляции. Для существования человека эти потребности должны быть удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма потребности. «На практике это означает, - писал А.Маслоу - что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня».
До этого момента человек не будет заинтересован в потребностях более высокого уровня. К высшему уровню физиологических потребностей относятся сексуальные потребности, без удовлетворения которых еще никто не умер, но их неудовлетворенность оказывает существенное воздействие на поведение людей, хотя они часто причину и не осознают.
К физиологическим потребностям относятся не только те, которые сформированы природой, но и некоторые потребности, сконструированные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения. У человека есть природная потребность в пище, но она может трансформироваться в обжорство, гурманство, привередливость, брезгливость и т.д. И эти новые социальные добавки к природным потребностям могут быть столь же неумолимы в своих позывах, как и базовые физиологические потребности.
Как отмечал А.Маслоу: «Человеку, измученному голодом раем покажется такое место, где можно до отвала наесться… Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста: «Любовью сыт не будешь»».
Физиологические потребности выступают как мотивы поведения людей, но способы их удовлетворения определяются культурой, а это значит, что одна и та же потребность удовлетворяется в разных культурах по-разному. Осознав свою потребность в пище, индивид готовит блюда, которые принято есть в данной культуре, пьет напитки, которые типичны для данной культуры. Голодный человек мечтает о еде, но в разных культурах в воображении всплывают разные блюда.