Файл: Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 340
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67 стратегические проблемы без дополнительных затрат, а также повысить его конкурентоспособность.
52
Еще одним направлением политики ГЧП является поддержка инвестиций в инфраструктуру. В целях увеличения объема, которых в стране все активнее используются механизмы ГЧП. Так, 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации». Его принятие направлено на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики, в целях повышения качества, предоставляемых населению услуг.
53
Также следует отметить, что при реализации политики ГЧП приоритет государственной поддержки необходимо отдавать инновационным проектам, направленным на современное производство, внедрение инноваций, обеспечение использования нано-технологий.
Реализация территориального инвестиционного потенциала регионов
России играет важную роль в повышении инвестиционной привлекательности страны в целом. Необходимо сформировать определенное резюме по каждому отдельно взятому региону для привлечения инвестиционных средств. Характеристика региона чаще всего ассоциируется с его культурными и социально-экономическими составляющими.
Приоритетным направлением привлечения инвестиционных средств, в данном случае, может стать курортный, портовый, исторический и другой имидж конкретного региона.
52
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 03.05.2017).
53
Официальный сайт Министерства иностранных дел [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/ru/home
(дата обращения 03.05.2017).
68
Кроме того, следует отметить, что обширные территории Российской
Федерации обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом.
Учитывая высокие темпы роста спроса на рекреацию со стороны жителей разных стран и роста мобильности населения, целесообразна реализация мегапроектов по развитию туристического направления, которая может стать одним из важных направлений экономического развития конкретного региона и способствовать подъему его инвестиционной привлекательности.
Вторым ключом в рамках регионального вопроса повышения инвестиционной привлекательности российской экономики является географический вектор или территориальный акцент. Необходимо рассматривать потенциальных инвесторов близлежащих стран, разрабатывать для них проекты и привлекать их интересными условиями для работы на обширной территории. Например, партнерам из Западной Европы затруднительно вкладывать огромные деньги в промышленные объекты, находящиеся в Забайкалье, а вот партнерам из Японии, Китая, Малайзии данные территории будут более привлекательны.
Третьим аспектом является формирование эффективной системы мер государственного воздействия на инвестиционную привлекательность регионов с учетом особенностей развития отдельных территорий.
Дифференциация экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности территорий, позволяет более адекватно направлять и использовать инвестиционные средства, в том числе бюджетные, направляемые на развитие экономики конкретного региона, что является одной из основных экономико-политических функций региональных властей.
54
Таким образом, меры государственного регулирования в целях повышения инвестиционной привлекательности могут стать адресными. На
54
Рысухина Д. В., Коровин В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 28-30.
69 данный момент меры государственного регулирования носят универсальный характер.
Активизация процессов по внедрению инноваций и новых современных технологий приведет к росту инновационного потенциала
Российской экономике. Эффективные мегапроекты в инновационной сфере в настоящее время привлекают огромное количество иностранных партнеров.
Для этого необходимо на базе технических университетов проектировать современные центры, в которых студенты и преподаватели будут с самого основания заниматься научными исследованиями инновационного характера.
В качестве примера можно рассмотреть современный город Иннополис в
Республике Татарстан.
Большинство специалистов сходятся в том, что главный резерв для повышения инвестиционной привлекательности России заключается в создании прозрачного законодательного и юридического поля, в рамках которого могут действовать партнеры. Зачастую многие иностранные фирмы просто не владеют истинной ситуацией, не знают, куда можно вкладывать деньги и под какие гарантии. Ничем не обеспеченные банковские и страховые обязательства уже не действуют так, как это было еще десять лет назад, ибо сами финансовые институты стали менее надежными.
Государственные гарантии – следующая отправная точка для роста иностранных денежных вливаний.
Предложение о создании экономических зон особого статуса, в которые будут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы на текущий момент достаточно актуально. Создание свободных экономических зон в регионах, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и хорошее инфраструктурное обустройство, играет одну из самых важных ролей в рамках рассмотрения вопроса о повышении инвестиционной привлекательности. Подробнее вопрос создания особых экономических зон будет рассмотрен нами в параграфе 3.2 данной дипломной работы.
70
Повышению инвестиционной привлекательности способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является важная роль экспо-дипломатии в процессах привлечения иностранных инвестиций. Экспо-дипломатия - культурная дипломатия, предоставляющая возможность для расширения гуманитарных контактов и улучшения взаимопонимания между странами и народами.
55
Данная форма взаимодействия дает уникальную возможность обратной связи, возможность оценить степень эффективности информационной политики государства и привлекательность проецируемых образов.
Следовательно, основными задачами современной экспо-дипломатии как для государства, так и для региона является повышение осведомленности о стране и на этом фоне формирование позитивных представлений о стране и их ценностях, обеспечение понимания превалирующих идей и взглядов.
Создание системы информационно-посреднических центров, которые оказывают помощь иностранным инвесторам в подборе инвестиционных объектов, также рассматривается в рамках данного вопроса. В состав участников соответствующего центра для выстраивания коммуникаций с властями необходимо включать представителей иностранных компаний и делать ставку на личные контакты при взаимодействии с государственными органами. Вторым по эффективности является участие данного представителей данного центра, в составе постоянно действующих
55
Лопатенко А. Экспо-дипломатия как инструмент привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере Иркутской области) [Электронный ресурс] / Клуб публичной политики URL: http://xn--
90aavaaaeegdccyobjg1dgc1g.xn--p1ai/news/analitika/ekspo-diplomatiya-kak-instrument-privlecheniya- inostrannykh-investitsiy-v-region-na-primere-irkutsko (дата обращения 24.04.2017)
71 консультативных совещательных органах, в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях, конференциях и презентациях.
В настоящее время избыточные административные барьеры стали синонимом понятия бюрократии, коррупции и чрезмерного присутствия государства в корпоративной среде. В рамках данного аспекта проведены мероприятия, которые способствуют упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ. В распоряжении Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» приводятся, в частности, следующие мероприятия:
56
- сокращены сроки прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство и прохождения процедур, необходимых для подключения к электрическим и газораспределительным сетям;
- рассмотрены вопросы регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества, а также Постановки на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества.
Важным инструментом улучшения условий ведения бизнеса являются
«дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, которые содержат конкретные мероприятия по совершенствованию бизнес- среды. При этом, «дорожные карты» разрабатывались предпринимателями при поддержке государственных органов. «Дорожные карты» реализуются с середины 2012 года к настоящему моменту реализация «дорожных карт» по четырем направлениям (в сферах регистрации предприятий, развития конкуренции, совершенствования регуляторной среды и доступа субъектов
56
Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
03.05.2017)
72 малого и среднего бизнеса к закупкам) завершена, при этом исполнено 179 мероприятий.
57
Мероприятия, направленные на уменьшение административных барьеров проводятся достаточно часто, но многочисленные рейтинги и опытные опросы бизнес-сообщества показывают, что административные барьеры – ключевая проблема в развитии бизнеса, развитии новых компаний и, в заключительном счете, формировании в России современной инновационной экономики сегодня. Поэтому необходимо учитывать мнения как отечественных, так и иностранных партнеров и направлять ресурсы на разработку мероприятий, которые будут способствовать смягчению или уменьшению административных барьеров, не снижая при этом функцию контроля со стороны государственного аппарата.
Стимулирование и совершенствование положений налоговой политики должно быть нацелено на создание условий для обеспечения обслуживания и реализации стимулирующих мер, направленных на привлечение иностранного капитала в российский бизнес. В рамках данного вопроса необходимо представить тезисы Российская общественная инициатива
№61Ф28519:
58 1) обеспечить для зарубежных предприятий в сфере IT, фармакологии, машиностроении,
(перечень можно оптимизировать) возможность упрощенной регистрации в юрисдикции РФ;
2) организовать следующий режим налогообложения в части налога на прибыль организации: 1-й год осуществления деятельности – ставка 1%, с каждым последующим годом осуществления деятельности налоговая ставка повышается на 1%, до достижения ставки налога на прибыль организаций в
20% через 20 лет. Данный режим налогообложения начинает действовать только для компаний, осуществивших регистрацию, вставших на налоговый
57
Официальный сайт Министерства иностранных дел [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/ru/home
(дата обращения 03.05.2017)
58
Российская общественная инициатива №61Ф28519 [Электронный ресурс] URL: https://www.roi.ru/ (дата доступа 03.05.2017)
73 учет, и перенесший структуры корпоративного управления на территорию
РФ;
3) для организации корпоративного управления на территории РФ, международными компаниями за свой счет должны быть построены административно-управленческие и производственные площади, что позволит привлечь в страну наиболее квалифицированные кадры, а так же обеспечить рабочие места для российских граждан;
4) для строительства административно-управленческих и производственных площадей, компаниям, принявшим соответствующее решение, из числа земель муниципалитетов и государства будет предоставлять в аренду без возможности выкупа, на срок равный сроку осуществления деятельности предприятия на этом участке, стоимостью от 1 руб. до 5% от кадастровой стоимости в год (стоимость платежа будет повышаться ежегодно в течение 10 лет, на сумму, равную 0,5% от кадастровой стоимости, до достижения величины в 5%). На компании будет возложена обязанность по благоустройству предоставленной территории, и проведению коммуникаций. Данные обязательства позволят оживить строительный рынок, благо устроить неиспользуемые земельные участки;
5) на 5 лет с начала осуществления деятельности, предлагается освободить компании от налога на имущество;
6) во избежание злоупотреблений со стороны недобросовестных предпринимателей, право, на использование озвученных выше льгот, будут иметь компании
- с конечными бенефициарами, не являющимися на момент регистрации налоговыми агентами РФ, не зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях,
- осуществляющие деятельность в течение срока не менее чем 7 лет
(ценз можно регулировать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) за пределами Российской Федерации.
74
Комплекс указанных мероприятий, на наш взгляд, является достаточно эффективным и будет активно способствовать привлечению иностранных партнеров на рынок российского капитала.
Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности в
России, важно совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям:
59
- Активизация усилий по снижению административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур;
- Принятие мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства. Следует устранить препятствия и неопределенности юридического характера, которые позволяют по-разному интерпретировать одну и ту же норму закона, что может быть использовано для создания искусственных барьеров;
- Дальнейшая либерализация миграционного законодательства, которая позволяет привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов – носителей международного опыта, что позволяет использовать необходимые для работы технологии и знания;
- Необходимо развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье;
- Снижение уровня государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов: отказ от устаревших норм промышленной безопасности, сокращение избыточных требований к сырью и продукции, гармонизация отечественных и международных стандартов сырья и продукции.
В целом Россия является привлекательным рынком для инвесторов.
Более того, за счет обширных территорий и множества отраслей, развитых в
59
Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов [Электронный ресурс] / Комплексное исследование EY URL: http://www.ey.com/ru/ru/services/strategic-growth-markets/ey-investment-climate-in- russia-foreign-investor-perception (дата обращения 20.03.2017)
75 различных регионах, Россия дает возможность диверсифицировать иностранные инвестиции. Наличие огромных запасов природных ресурсов на территории страны, отраслевая и региональная диверсификация, владение квалифицированным человеческим капиталом, объемный потребительский рынок, развитая транспортная система – все эти факторы благотворно влияют на инвестиции.
В сложившихся условиях наиболее эффективный способ привлечения иностранных компаний в Россию должен быть связан не только с налоговыми льготами или какими-либо преференциями, но и с такими показателями как: надежность, прозрачность законов, стабильность социальной и политической ситуации. Несмотря на негативную ситуацию в инвестиционном климате Россия путем совершенствования и дальнейшей реализации, предложенных нами мероприятий, а также сглаживания мировых политических конфликтов может добиться стабильности в процессах привлечения иностранного капитала и повышения инвестиционной привлекательности, как отдельных регионов, так и страны в целом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9