Файл: Инвестиции способствуют экономическому росту, обеспечивают благоприятный финансовый климат страны, являются дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров, работ и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
России являются страхование (0,695), банковский сектор (0,500), воздушный транспорт (0,650) и сфера информаций и телекоммуникаций (0,550).
Кроме этого, исходя из обзора консалтинговой компании EY
«Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы», презентованного на Петербургском международном экономическом форуме, в котором оценивалось не ПИИ в денежном выражении, а число проектов и количество созданных на них рабочих мест, Россия в 2015 году привлекла
201 инвестиционный проект из-за рубежа против 125 годом ранее, рост по количеству составил 61% . Наибольшее число проектов в 2015 году, по данным EY, привлекли Великобритания (1065), Германия (946) и Франция
(598). Россия в этом рейтинге стала восьмой. По данным EY, самой привлекательной областью для инвестиций в Россию оказалось производство — на него пришелся 171 проект из 201, а также 96% всех созданных рабочих мест.
46
Не смотря на то, что экономика России переживает не лучшие времена, инвестиционный потенциал страны огромен. Только лишь вернув иностранного инвестора на российский рынок, можно добиться увеличения объемов ВВП в реальном секторе экономики. Именно поэтому правительство делает попытки стабилизации экономической ситуации и улучшения инвестиционного микроклимата. Таким образом, перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его меры экономического регулирования на достижение национальных целей нашей страны.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

2.3. Проблемы привлечения иностранных инвесторов в Россию
46
Число зарубежных инвестиций в Россию выросло до пятилетнего максимума [Электронный ресурс] /
Информационный портал РБК URL: www.rbc.ru/economics/16/06/2016/ (дата обращения 24.04.2017).

58
Иностранные инвестиции являются важнейшим источником капитала и крайне необходимы российской экономике на современном этапе развития.
Размер привлечения иностранного капитала в страну напрямую зависит от инвестиционного климата в ней. В России реализуются проекты, направленные на улучшение инвестиционного климата, но даже, несмотря на это, существует ряд проблем, с которыми сталкивается иностранный инвестор при выходе на российский рынок. Решение проблем привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику достаточно актуально на сегодняшний день, т.к. трудности, с которыми сталкиваются инвесторы, значительно сдерживают инвестиционные потоки в РФ.
Основной проблемой является несовершенство законодательной базы между государством и иностранным инвестором в отношении гарантирования безопасности получения прибыли. Неполная проработка федерального законодательства в области иностранных инвестиций, достаточно частые изменения и дополнения в нормативно-правовые акты снижают инвестиционную привлекательность нашей страны, что непосредственным образом сказывается на оценке в международных рейтингах.
Недостатки в таможенном законодательстве, с точки зрения иностранных партнеров, также отпугивают потенциальных инвесторов от российской экономики. В связи с этим, необходимо сформировать прозрачную систему и создать простые, понятные для применения нормативные документы в таможенной сфере, так как многие товары и услуги, созданные на территории страны-реципиента, экспортируются и вывозятся в другие страны.
Еще одной существенной проблемой является несовершенство системы налогового стимулирования. Необходимо установить такие налоговые ставки и льготы, чтобы наша страна могла на равных правах конкурировать со странами – лидерами на рынке инвестиционных капиталов.

59
Однако следует отметить, что налоговое и таможенное администрирование вызывают меньшие нарекания со стороны иностранных инвесторов.
Отмечаются значительные позитивные сдвиги в области налогового регулирования.
Что касается поддержки инвестиций в НИОКР и модернизации производств, то было разрешено освободить от налога на имущество организаций - энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию.
Ряд мер был проведен в части стимулирования инновационной активности и поддержки компаний с преобладающим применением интеллектуального труда, стимулирования венчурного инвестирования, совершения амортизационной политики. В итоге была снижена налоговая нагрузка на отдельные категории плательщиков, предприняты конкретные меры налогового стимулирования инновационной деятельности и повышено качество налогового администрирования по ряду направлений.
47
Вместе с тем по-прежнему существуют значительные проблемы, связанные с административными процедурами и техническим регулированием, что в сочетании с бюрократическими действиями и низкой эффективностью государственных институтов серьезно затрудняет работу компаний.
Иностранные компании часто сталкиваются с отказом органов исполнительной власти от деловых контактов, низкой оперативностью решения вопросов, избыточным количеством документов. По словам экспертов Всемирного банка, по данным которых, разрабатывается рейтинг, оценивающий процедуры ведения бизнеса и правовую сферу деятельности различных групп предприятий, в
России существует высокая бюрократизация всех важных этапов в сфере бизнес отношений.
47
Петрова Я.В. Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Научный журнал КубГАУ. – 2014. - №102.


60
Другой причиной снижения привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов является сложность ведения и открытия собственного бизнеса. Следовательно, объем иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, сдерживается также из-за бюрократических операций, которые приводят к увеличению затратной части бизнеса. Сложности с получением лицензий, разрешительной документации, согласований и других документов существенно усложняют работу компаний и ведут к затягиванию сроков реализации проектов с международными инвестициями. Так, к примеру, для возведения здания в
России необходимо собрать более 50 документов, в Сингапуре понадобится
11 разрешительных «бумаг».
48
Важной проблемой, влияющей на величину потока иностранных инвестиций, является превышение полномочий государственных чиновников и коррупция. Как было отмечено нами ранее, по показателю восприятия коррупции наша страна из 176 мест находится на 134, что представляет собой достаточно негативную оценку. Согласно мнению подавляющего числа инвесторов, данный фактор очень сильно влияет на инвестиционную привлекательность российского рынка. В настоящее время из-за коррупционных действий под нереализацию попадают многие проекты, чаще всего это касается проектов среднего уровня.
Наряду с высоким уровнем коррупции наиболее важной причиной является высокий уровень экономической преступности в России. По данным отчета МВД РФ, за 2016 г. сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 93 тыс. преступлений экономической направленности, что составило 86% от общего количества преступлений данной категории.
49 48
Пономарева, И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы //
Молодой ученый. - 2014. - № 12. – С.170.
49
Состояние преступности январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт МВД РФ
URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/9338947/ (дата обращения 24.04.2017).

61
Следующей проблемой является нестабильная внешняя политическая и экономическая обстановка, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем.
Введение западных санкций, конфликтная ситуация с Украиной и кризис в российской экономике ограничили приток иностранного капитала из ряда европейских государств, а также стран-партнеров, поддержавших санкции. В структуре мировых инвестиций Россия не входит в первые 20 стран с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, хотя в предыдущие периоды занимала практически лидирующие позиции совместно с США, Китаем и другими развитыми странами и странами с переходной экономикой.
Нестабильная экономическая ситуация, неразвитость законодательства, а так же дефицит технологий повлияли и на доходность многих компаний привлекающих прямые иностранные инвестиции, что привело к их сокращению. Данная ситуация показала и то, что отечественные инвесторы вкладывающие прямые инвестиции так же отказываются от инвестирования отечественных компаний и вывозят свой капитал заграницу. О чем свидетельствует сравнительная динамика ввоза и вывоза иностранных инвестиций с территории и на территорию Российской Федерации на рисунке 2.
Страна сталкивается с проблемой оттока инвестиций за границу.
Данный показатель оказывает негативное влияние на экономику страны: снижается инвестиционный климат, затормаживаются некоторые отрасли производства, снижается ВВП страны, что приводит к диспропорциям в балансе страны и появлению дефицита. Необходимо разработать меры стимулирующего характера для отечественного бизнеса, либо в более жестких условиях ввести ограничительные меры на отток капитала с российского рынка.
При рассмотрении вопросов вывоза отечественного капитала с внутреннего рынка России следует отметить, что отток капитала


62 отечественных компаний осуществляется в страны оффшорной юрисдикции.
Исходя из этого, высокий уровень офшоризации экономики России является следующей важной проблемой на пути привлечения иностранных инвесторов в Россию. Ежегодно российский бюджет недополучает миллиарды долларов налоговых поступлений из-за компаний, осуществляющих деятельность через офшоры.
Кроме этого, сами российские крупные бизнесмены больше не видят перспективы в российской экономике, не хотят возвращать деньги из офшоров и не поддерживают идею президента о деоффшоризации экономики.
С другой стороны, для российских компаний и банков закрываются внешние рынки долгового и акционерного капитала, что в совокупности с ситуацией вокруг введения санкций со стороны Запада автоматически усложнить и без того непростую ситуацию с рефинансированием внешних долгов и займов российскими компаниями.
Необходимость реструктуризации российской экономики также затрагивает аспекты иностранного инвестирования. Как уже упоминалось,
Россия придерживается сырьевой модели развития экономики, при этом большинство остальных сфер производства развиты очень слабо.
Результатом является наблюдаемое нами замедление темпов роста российской экономики, и как следствие, ухудшение инвестиционного климата в стране.
50
В рамках реструктуризации среди причин, которые отстраняют иностранных инвесторов, можно выделить высокую стоимость заемных средств, и достаточно жесткую зависимость России от собственной нефти, которая является одним из основных источников доходов бюджета страны.
Это связано с необходимостью перехода от ресурсо-добывающей деятельности к инновационной, поскольку развитие наукоемких и
50
Проблема инвестиционной привлекательности России для зарубежных инвесторов [Электронный ресурс] /
Conomy people URL: https://people.conomy.ru/blog/economics/333.html (дата обращения 24.04.2017).

63 высокотехнологичных отраслей позволит улучшить состояние инвестиционного климата страны.
Особое внимание в вопросах привлечения иностранного капитала необходимо уделить развитию бизнес-среды в регионах. Очевидно, что в среднем по стране немногие регионы активно нацелены на разработку мер и ориентиров, способствующих повышению инвестиционной привлекательности территории.
На примере Калужской области можно видеть, что областному
Правительству удалось создать благоприятный инвестиционный климат на территории области. В настоящее время, Калужская область, не обладая минерально-сырьевыми ресурсами, создала крупный автомобильный кластер. Также, в начале 2013 года была создана особая экономическая зона
«Людиново».
Кроме рассмотренных выше факторов, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется следующими аспектами:
- значительными размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции;
- высокими инвестиционными рисками и низкой нормой рентабельности большинства предприятий, функционирующих в реальном секторе экономики;
- низким уровнем реальных доходов и накоплений населения.
Данные обстоятельства во взаимосвязи со сложившейся экономической и политической ситуацией делают инвестиционный климат России крайне непривлекательным для иностранных инвесторов.
Недостаточно высокий уровень взаимного доверия между участниками инвестиционного процесса, отсутствие эффективного корпоративного управления высшего менеджмента крупных предприятий сказывается на неготовности иностранных партнеров к совместной работе в рамках долгосрочных проектов.


64
В то же время следует отметить, что согласно опросам многих консалтинговых организаций, положительным моментом является то, что иностранные партнеры отмечают изменение российскими коллегами стиля ведения бизнеса и повышение уровня соответствия корпоративных отношений международным стандартам.
К негативным факторам, оказывающим влияние на иностранные инвестиции, в настоящее время добавилось падение спроса на внутреннем рынке, а также экономические санкции и снижение мировых цен на нефть.
Все это в совокупности с традиционными явлениями российской экономики
– коррупцией и безнаказанностью, неэффективностью корпоративного управления на крупных предприятиях, высокими налогами снижает конкурентоспособность и создает существенные препятствия на пути иностранных инвестиций.
Однако внедрение механизмов совершенствования законодательства, модернизация технических программных продуктов, показателей эффективности деятельности органов власти и современных методов работы постепенно повышает взаимопонимание между сторонами.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что иностранные капиталовложения являются весомым фактором развития экономики, однако в России накопилось много нерешенных проблем, осложняющих перспективы ее участия в международном обмене капиталом в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Следует особое внимание уделить проработке и внедрению мер по решению комплекса вышеуказанных проблем по привлечению прямых иностранных инвестиций. Разработанные мероприятия напрямую будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста иностранных инвестиций в российскую экономику и повышения позиций самой страны в разнообразных мировых рейтингах.

65
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
3.1. Пути повышения инвестиционной привлекательности
России для иностранных инвесторов
Российская Федерация обогащена природными ресурсами и имеет высокий промышленный и научно-исследовательский потенциал, но вопрос

66 привлечения иностранных инвестиций в экономику страны является достаточно актуальным. Для достойного участия в мировых процессах привлечения иностранного капитала необходимо: повышение конкурентоспособности национального производства, участие в международном финансовом обмене, стремление к открытости экономки и доверию на мировом рынке. Все вышеперечисленное указывает на необходимость создания условий для повышения инвестиционной привлекательности страны.
Напомним, что инвестиционная привлекательность представляет собой совокупность признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в страну (регион) и оцениваемых показателями инвестиционной активностью и инвестиционным риском.
Инвестиционная активность в России в 2016 году снижалась, хотя темпы снижения были самыми медленными за последние три года. По итогам трех кварталов 2016 г. объем инвестиций в основной капитал составил 97,7% от уровня 2015 года. Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 1 полугодии 2016 года также сократился, составив 90,4% от уровня 2015 года.
51
Рассмотрим несколько путей повышения реальной активности иностранных партнеров на российском рынке, которые при эффективном выполнении всех условий содействуют росту инвестиционной привлекательности страны в целом.
Первым направлением является необходимость развития сотрудничества между органами государственной власти, бизнесом и населением, другими словами, необходимо способствовать расширению сектора государственно-частного партнерства (далее, ГЧП). В данном случае государство может выступать как партнер, обладающий определенными средствами и властью, а использование частного капитала позволит решить
51
Доклад о мировых инвестициях 2016. Основные тенденции и общий обзор. Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию [Электронный ресурс] / ЮНКТАД URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_Overview_ru.pdf (дата обращения 20.03.2017).