Файл: На современном этапе развития гражданской авиации, который характеризуется ростом пассажирских и грузовых перевозок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При наличии горения изливающегося топлива и топлива, горящего внизу на грунте (бетоне), тушение начинается снизу вверх по струе при предварительном тушении разлитого топлива.

Достаточно эффективным зарекомендовал себя комбинированный способ тушения с использованием порошка и пены низкой кратности. При данном способе тушения порошок подается в зону горения для полного тушения пламени, а пена — для охлаждения топлива и конструкции.

Участвующий личный состав и пожарное оборудование, используемое для тушения силовых установок не должны, находиться непосредственно под силовой установкой, где существует опасность попадания на них истекающего топлива и расплавленного металла. Выключить двигатели. Тушение порошком, ВМП, фреон, углекислота (0,7 кг/м3), состав СЖБ (0,450 кг/м3.)

Основное средство тушения – пена, низкой и средней кратности, порошковые составы, тонкораспыленная струя воды. Одновременно проводятся работы по охлаждению фюзеляжа (интенсивность 0,2 л/с м2) топливных баков. Стволы подают с помощью лестниц, подъемников через прогары и т. д. Одновременно проводятся работы по охлаждению капота силовой установки и примыкающего к ней участка крыла.

При ожидаемой аварийной посадке воздушного судна пожарно-спасательные расчеты занимают, заранее намеченные исходные позиции на летном поле. При приземлении самолета все аэродромные пожарные автомобили следуют к предполагаемому месту его остановки.

В случае, если при приземлении возникает пожар ВС, личный состав ПСР (АСС) и пожарной охраны принимает все необходимые меры к его ликвидации.

Одной из мер, позволяющих исключить или уменьшить вероятность возникновения пожара самолета при посадке с убранными или неисправными шасси, является покрытие ВПП слоем огнетушащей пены.

Целесообразность применения ВМП в указанной ситуации подтверждается статистическими данными ИКАО, согласно которым при посадке ВС с отказавшими органами приземления на ВПП без пены пожар возникал приблизительно в 30 % случаев, а при посадке на пенную полосу

– лишь в 3- х % случаев.

К огнетушащей пене, которую предполагается использовать для покрытия ВПП, должны предъявляться особые требования:

- пена должна иметь достаточную кратность, чтобы создавался слой требуемых размеров при минимальном расходовании раствора пенообразователя;

- пена должна быть стойкой, т. е. способна сохранять на бетонном покрытии слой требуемой толщины в течение 40 – 45 минут.

Желательно, чтобы перед посадкой ВС слой пены выдерживался на ВПП не менееминут. Это позволит образоваться сплошному эффективному пенному покрытию. Выдерживание пены в течение слишком длительного времени (например, более одного часа) может оказаться неэффективным из – за ухудшения качества пены, ее обезвоживания.


Повышение пожарной безопасности при посадке на ВПП, покрытую пеной (пенную полосу), обусловлено следующими факторами:

— уменьшением степени повреждения конструкции самолета при посадке на пенную полосу из-за снижения сил торможения при скольжении его по пене, что снижает вероятность разрушения топливной системы и, как следствие, возникновение пожара;

— уменьшением вероятности воспламенения авиатоплива вследствие снижения концентрации его паров в воздухе из-за изолирующих свойств пенного слоя;

— эффектом искрогашения в пене.

Кроме того, при аварийной посадке самолета на пенную полосу за счет изолирующего действия пены снижается интенсивность возможного послеаварийного пожара.

Размеры пенного покрытия (пенных полос) зависят от вида аварийной посадки и типа самолета. Минимальная толщина пенного покрытия должна быть 5 см.

Для нанесения на ВПП пенных полос указанных размеров целесообразно использовать специальную установку для покрытия ВПП пеной (УПП). УПП используется с аэродромным пожарным автомобилем типа АА-60 и позволяет получать слой пены средней кратности шириной 8—9 м толщиной от 5 до 12 см.

При нанесении пенного слоя необходимо учитывать, что воздушное судно с убранными шасси касается поверхности ВПП значительно дальше ее порога (на 150-600 м), чем при обычных условиях посадки. В связи с этим при отказе передней стойки шасси пенная полоса должна начинаться в точке, удаленной от порога ВПП на половину расстояния, располагаемого при посадке. Для посадки с убранными шасси пенная полоса должна начинаться в точке, удаленной от порога ВПП на одну треть расстояния, располагаемого для посадки.

Решение о покрытии ВПП пеной принимается руководителем, аварийно-спасательных работ по согласованию с командиром экипажа самолета. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

1. Запас времени от принятия решения на покрытие ВПП пеной до момента приземления самолета должен быть таким, чтобы к моменту приземления самолета пожарно-спасательные расчеты и пожарные подразделения, осуществляющие покрытие ВПП пеной, находились в полной готовности для тушения возможного послеаварийного пожара.

В случае применения УПП это время не должно превышать 50 мин, включая время на:

— развертывание аэродромных пожарных автомобилей, пожарных подразделений и УПП по сигналу вызова;



— покрытие ВПП пеной;

— перезаправку автомобилей огнетушащими составами;

— установку автомобилей на исходные позиции у ВПП. Минимально необходимый запас времени должен быть выявлен для каждого конкретного аэродрома проведением тренировочных занятий по покрытию ВПП пеной в реальных условиях.

В случае, если после посадки самолета на ВПП, покрытую пеной, происходит его загорание, пожарно-спасательные расчеты немедленно ликвидируют пожар, действуя в соответствии с вышеизложенными рекомендациями.

После использования пенного покрытия необходимо тщательно смыть пену с поверхности ВПП водой.

При определении необходимости и возможности нанесения пены на ВПП следует учитывать следующие факторы, которые имеют место в конкретной аварийной ситуации:

1) характер неисправностей

2) достоверность информации о способе посадки

3) наличие в аэропорту соответствующего оборудования и техники для нанесения пены на ВПП

4) достаточность времени, которое потребуется для получения пенной полосы нужных размеров

5) осуществимость получения пенной полосы с учетом погодных условий (сильный дождь, снегопад, низкие температуры)

При тушении пожаров в ангарах одной из основных задач является эвакуация самолётов. Поэтому РТП сразу же должен определить необходимость и возможность эвакуации. Эвакуация возможна, когда самолёты находятся не на подставках, а на шасси.

Эвакуировать можно одновременно с тушением, если достаточно сил и средств. При недостатке сил и средств и значительном времени прибытия дополнительной помощи (более 20 мин) первоочередной задачей подразделений является эвакуация самолётов. Немедленную эвакуацию производят также и в случае, когда локализацию пожара невозможно осуществить в течение первых 15 минут.

К эвакуации привлекают обслуживающий персонал, в помощь которому выделяют личный состав пожарной охраны.

При сильном задымлении разведку пожара проводят в нескольких направлениях. При этом в ходе разведки принимают меры по удалению дыма из помещения.

Борьбу с дымом ведут путём аэрации (вскрытие световых фонарей, остекление над воротами).

Боевое развёртывание необходимо выполнять с таким расчётом, чтобы не мешать эвакуации самолётов. Основным огнетушащим веществом при тушении пожаров в помещении ангаров является вода и пена. Интенсивность подачи пены должна быть не менее 0,05 – 0,1 л/с*м2 по раствору.

Для тушения строительных конструкций эффективно применение воды в виде компактных и распылённых струй из мощных стволов (как правило лафетных ) с интенсивностью подачи 0,2 л/с*м2.


Здания аэровокзалов предназначены для обслуживания пассажиров и имеют специфическое объёмно - планировочное решение, независимо от числа обслуживаемых людей.

В каждом аэровокзале имеются:

- зал ожидания;

-  кассовый зал;

-  комната матери и ребёнка;

-  ресторан и буфеты;

-  служебные помещения для обслуживающего персонала.

При возникновении горения в помещениях аэровокзала:

-  первый увидевший пожар сообщает в пожарную охрану аэропорта;

-  силами членов ДПД аэровокзала организуется эвакуация пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей при возникновении пожара на первом этаже аэровокзала пожарный автомобиль, прибывший первым устанавливают ближе к месту пожара и подают РСК - 50 или РС - Б непосредственно в зону горения, остальные автомобили подключают к водоисточникам, и от них прокладывают магистральные рукавные линии;

- параллельно с этим РТП проводит разведку помещений, смежных с горящим;

- если имеющихся сил и средств недостаточно для одновременного тушения пожара и проведения безопасной эвакуации людей, то основные силы караула направляются на эвакуацию людей, а часть его личного состава обеспечивает безопасность путей эвакуации.

  1. 1   2   3   4


Организация тушения пожара и проведение аварийно – спасательных работ в аэропорту Шереметьево рейса SU1492

  1. Оценка и создание практических рекомендаций для участников ликвидации происшествия

Международный аэропорт Шереметьево является одним из крупнейших аэропортов России и Европы. Аэропорт находится на северо-западе от Москвы между городами Химки и Лобня.

Аэропорт Шереметьево был задуман в качестве главного аэродрома Военно-воздушных сил СССР.

Постановление о строительстве Шереметьево вышло 1 сентября 1953 года. Название аэродрома происходит от поселка Шереметьево и одноименной железнодорожной станции.

В 1957 году были введены в строй Центральный пункт управления, взлетно-посадочная полоса, три перрона, рулежные дорожки.

В 1959 году по инициативе Н.С.Хрущёва, аэропорт был передан гражданской авиации.

Датой открытия аэропорта является Шереметьево является 11 августа 1959 года, когда был обслужен первый пассажирский рейс из Ленинграда на самолете Ту-134.

1 июня 1960 года был обслужен первый для Шереметьево международный рейс Москва - Шёнефельд (самолет Ил-18)
В первый год работы новый аэропорт обслужил около 50 тысяч пассажиров.
с 1961 года из аэропорта Шереметьево совершались регулярные, чартерные и специальные рейсы в США, на Кубу, Мексику, Канаду, Австралию и Аргентину.

С 1964 года начал принимать первых пассажиров аэровокзальный комплекс Шереметьево-1. Комплекс зданий аэровокзала является одним из лучших архитектурных сооружений подобного рода на просторах бывшего СССР.

К 1970 году аэропорт Шереметьево тал крупнейшим в СССР.
В 1972-1974 гг. была построена новая взлетно-посадочная полоса ВПП-2.
К Московской Олимпиаде 1980 года был построен новый аэровокзал Шереметьево-2. За время проведения Олимпиады аэропорт Шереметьево обслужил около 500 тысяч иностранных пассажиров.
В 1985 году аэропорт обслужил около 3,5 миллионов пассажиров. Полеты выполнялись в 97 стран мира по 172 маршрутам. В этом же году началась эксплуатация международного грузового аэровокзала.

С 1991 года аэропорт Шереметьево имеет статус госпредприятия.

К 1997 году была реконструирована ВПП-1.

В 2007 году был открыт международный Терминал С, имеющий четырехуровневую стоянку на 2500 машин. К этому году аэропорт обслуживало более 70 авиакомпаний. Услугами аэропорта ежегодно пользуется более 15 млн. пассажиров.