Файл: Оп 6B01901 Дефектология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 945

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Қысым күшейген сайын, мезгіл-мезгіл ұсақ соққылардың күшімен ауа вокалдық қатпарлар арасында жарыла бастайды және осы ауаның қысымымен вокалдық қатпарлар этимақты тербеле бастайды, осылайша бастапқы тонды құрайды.

Дауыс қатпарларының бұл тербелістері кеңірдекпен байланысатын резонаторлық қуыстардағы ауа бөлшектерінің тербелісін тудырады. Бұл ауамен толтырылған қуыстардың барлығы көмейден шыққан дыбысты күшейтеді және оған резонаторлардың нақты мөлшері мен пішініне байланысты әр адамға тән жеке тембр бояуын береді. Осы себепті әр адамның дауысы терең жеке және қайталанбас, бұл бізге адамдарды дауыс арқылы оңай тануға мүмкіндік береді. Жоғарғы резонаторлар дауысқа жеке түс пен тән дыбыс береді: жұтқыншақ, мұрын-жұтқыншақ, ауыз қуысы, мұрын қуысы және оның параназальды синустары.
73. Опишите основы фонопедии. Проанализируйте становление детского голоса
Жауабы: Фонопедию можно определить как комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.

По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.

В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.


Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности.

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. В системе образования Древней Греции важное место отводилось риторике — дисциплине, в задачи которой входило формирование правильной речи, выносливого красивого голоса, умения логично излагать свои мысли, убедительно вести полемику. Исторические источники сохранили для нас имя Демосфена (ок. 384—322 гг. до н.э.), сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи и ставшего затем известным оратором. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 — ок. 200) изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани.


Ученый средневековья Авиценна (Ибн Сина, ок. 980—1037) довольно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в фундаментальном труде «Канон врачебной науки». К 1024 г. им был завершен фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования. В нем объяснялись причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, анатомия и физиология функционирования голосо-речевых органов, давались физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в механизме голосообразования отводилось голосовым складкам: ученый указывал на их активную роль в фонации. В своих трудах Авиценна подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

В конце XVI в. историческое развитие мировой культуры знаменовалось появлением нового музыкального сценического жанра — оперы (ее родиной признают Флоренцию). Для исполнения оперных партий артист должен был обладать не только хорошими вокальными данными, но и большой выносливостью голосового аппарата, иначе наступало переутомление, и вследствие этого возникали нарушения голоса, которые уже можно было считать профессиональными. Выявление характерных для певцов специфических заболеваний, высокие требования к мастерству и качеству исполнения вынуждали специалистов пристально изучать физиологию голосообразования, искать пути совершенствования голосовых возможностей и способов устранения дефектов в случае их появления.

Исследования на изолированной гортани трупов позволили немецкому физиологу И. Мюллеру установить (1840), что оформление звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки. Однако в это время еще были недоступны наблюдения гортани живого человека.

В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо) впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом. Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод исследования получил название ларингоскопия (от греч. laryngis 'гортань', scopia 'смотрю') и сохраняется по сей день. Однако в тот период, по мнению болгарского фониатра И. Максимова (1987), еще нельзя было говорить о становлении фониатрии — медицинской науки о лечении голосового аппарата. Все исследования касались нарушений речевой и вокальной функций различной этиологии, попыток их устранения совместными усилиями врачей и логопедов. А потому И. Максимов назвал его «реабилитационно педагогическим».


В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г. Гутцман (Н. Hutzmann) защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности. Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцманна — Г. Штерн (Н. Stern) и М. Зееман (М. Seemann). Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге.

В 1971 г. был образован Союз Европейских фониатров (UEP), объединивший всех специалистов, работающих в области патологии голоса. Ежегодно в одном из европейских городов проводятся конгрессы, на которых обсуждаются многообразные аспекты изучения голоса и его нарушений — диагностика, инструментальные и объективные методы исследования, классификация и терминология, методы лечения и голосовой реабилитации.

В 1991 г. была создана Ассоциация фониатров и логопедов (фонопедов) России, которая в качестве коллективного члена вошла в Союз Европейских фониатров и в Международный Союз. Российская ассоциация организует ежегодные конференции, посвященные актуальным вопросам исследования, лечения и восстановления голосовой функции, к участию в которых привлекаются специалисты из СНГ, а часто и из Европы. Усиление международных связей и научного взаимодействия, изменение социального характера, стиля и темпа жизни — все это требует большего общения между людьми. Голос, как одно из средств коммуникации, его качество и возможности играют в этом процессе весьма значительную роль.
Фонопедияны арнайы жаттығулармен көмейдің жүйке-бұлшықет аппаратын біртіндеп белсендіруге және үйлестіруге, тыныс алуды және оқушының жеке басын түзетуге бағытталған педагогикалық әсер ету кешені ретінде анықтауға болады.

Арнайы жаттығулар дауыстық аппараттың жұмыс істеу тәсілін орнатуға мүмкіндік береді, онда толыққанды акустикалық әсерге ең аз жүктемемен қол жеткізуге болады. Фонопедия дауысты қалыптастыру физиологиясына, дидактика принциптеріне және логопедияның әдіснамалық негіздеріне негізделген және медициналық-биологиялық цикл пәндерімен тығыз байланысты.

Дауысты түзетуге бағытталған функционалдық жаттығулар Фониатр-дәрігер немесе оториноларинголог диагностикалайтын дауыс аппаратының патологиялық өзгерістерін ескере отырып жүргізіледі. Сонымен қатар, дауыстық ақаудың біріншілігін немесе қайталануын анықтау үшін адамның жүйке-психикалық жағдайы ескеріледі.


Дауыстың бұзылуының этиологиясы мен көріністерінің табиғаты бойынша олар өте алуан түрлі (олардың әртүрлілігін біз бөлек қарастырамыз), сонымен қатар фонопедиялық түзету әдістерін тек созылмалы патологияда қолдану керек екенін атап өткен жөн.

Қазіргі уақытта фонопедия емдеу-оңалту іс-шараларының кешенінде өз орнын алды, ал кейбір жағдайларда бұл толыққанды дауыстық функцияны қайтарудың жалғыз әдісі болып табылады. Оның негіздерін, сондай-ақ дауыстық бұзылулардың алдын алу әдістерін білу логопедтерге кәсіби қызметке дайындық кезінде қажет. Олардың өздері жақсы, төзімді дауысқа ие болуы керек, оның патологиясының алуан түрлілігін ескере отырып, балаларда да, ересектерде де дауысты түзету әдістерін білуі керек.

Дауысты зерттеу мәселелеріне арналған ғылымның қалыптасу процестері ежелгі заманнан бері байқалады.

Сөйлеу мен дауыс қарым-қатынас құралы ретінде әрқашан тығыз бірлікте қарастырылды. Ежелгі Грецияның білім беру жүйесінде риторикаға маңызды орын берілді, оның міндеттері дұрыс сөйлеуді, төзімді әдемі дауысты, өз ойларын қисынды түрде жеткізе білуді, дау-дамайды сенімді түрде жүргізуді қалыптастыру болды. Тарихи дереккөздер біз үшін Демосфеннің есімін сақтап қалды (б.з. д. 384-322 жж.), ол арнайы жаттығулар арқылы өз сөйлеуіндегі ақауларды жойып, содан кейін танымал спикерге айналды. Гиппократ (шамамен 460 — б. з. д. 370 ж.), Аристотель (384-322 жж б.з. д.), Гален (шамамен 130 — шамамен 200) сөйлеудің кемшіліктерін зерттеп, көмейдің құрылымын сипаттауға тырысты.

Ортағасырлық ғалым Авиценна (Ибн Сина, шамамен 980-1037) "дәрігерлік ғылым каноны"іргелі еңбегінде дауыстық аппараттың аурулары мен емдеу әдістерін егжей-тегжейлі қарастырды. 1024 жылға қарай ол дауысты қалыптастырудың көптеген мәселелерін қамтитын фонетикалық трактатты аяқтады. Ол дыбыстың пайда болу себептерін және оны есту органымен қабылдау процестерін, дауыс-сөйлеу органдарының жұмысының анатомиясы мен физиологиясын түсіндірді, фонемалардың физиологиялық және акустикалық сипаттамаларын берді. Дауыс түзілу механизмінде дауыстық қатпарларға ерекше мән берілді: ғалым олардың фонациядағы белсенді рөлін атап өтті. Авиценна өз еңбектерінде ми мен дауыстық аппарат функцияларының өзара байланысын атап өтті.

XVI ғасырдың аяғында. әлемдік мәдениеттің тарихи дамуы жаңа музыкалық сахналық жанр — Операның пайда болуымен ерекшеленді (Флоренция оның Отаны деп танылады). Опералық партияларды орындау үшін әртіс тек жақсы вокалдық деректерге ғана емес, сонымен қатар дауыстық аппараттың үлкен төзімділігіне ие болуы керек еді, әйтпесе шамадан тыс жұмыс пайда болды, нәтижесінде кәсіби деп санауға болатын дауыстың бұзылуы пайда болды. Әншілерге тән ерекше ауруларды анықтау, шеберлікке және орындау сапасына қойылатын жоғары талаптар мамандарды дауыс түзілу физиологиясын мұқият зерделеуге, дауыстық мүмкіндіктерді жақсарту жолдарын және олар пайда болған жағдайда ақауларды жою жолдарын іздеуге мәжбүр етті.