Файл: Здоровье человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В образовательных учреждениях введены дополнительные уроки физического воспитания и модули спортивных игр в соответствии с программами дополнительного образования, программами ФГОС и программами внеурочной работы.

Руководителями спортивных секций являются педагоги, инструкторы, спортсмены, прекратившие профессиональные выступления, мастера спорта, военнослужащие. Все они своим примером вдохновляют своих воспитанников на результат, на достижение высоко поставленных целей, на победу.

Большая роль в формировании физической культуры отводятся средствам массовой информации. Освещение и трансляции олимпийских игр, чемпионата мира по футболу и других, оказывают положительное влияние на общественное мнение. Постепенно убеждают, что необходимо всем заниматься спортом независимо от возраста или занимаемой должности.

Спорт, как важный социальный феномен, пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: «...спорт сегодня — это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам». Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Изменения, происходящие во всех областях жизни российского общества, в значительной мере влияют и на отношение к физической культуре. Новые социально-экономические, экономические и другие условия, как результат научно-технического прогресса, накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физической культуре.

Наиболее мобильной категорией общества является молодежь. Уровень физкультурно-спортивной активности современной молодежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют как на процесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, так и на развитие физкультурно-спортивного движения в целом.


Известно, если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивной деятельности, то она становится для них источником получения психосоматического комфорта, того, что П.Ф. Лесгафт называл «возвышающим чувством удовольствия». Только, в случае, если участие в физкультурно-спортивнои деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности.

Происходящие в современном обществе изменения в социально-экономической и политической сферах, предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям современной действительности. Важную роль в формировании личности в данных исторических условиях играет физическая культура. Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.

Огромную роль играет физическая культура в формировании здоровья человека. Ученые выяснили, что систематическая и умеренная физическая активность благоприятно сказывается на состоянии здоровья и даже омолаживает организм снаружи и изнутри. Выходит, занятия спортом не только помогают похудеть, укрепляя тело и ум, но и дают возможность избежать врачей и пластических хирургов.

Интенсивный жизненный ритм заставляет большинство людей испытывать стресс, что провоцирует выработку кортизола. Этот гормон негативно влияет на все обменные процессы в организме и даже является одной из причин выпадения волос. Спортивные нагрузки подавляют выработку кортизола и снижают негативное действие стресса на организм.

Масса мышц тела - около 45% у взрослого человека. Они являются мощным моторный аппаратом, который нуждается в постоянной тренировке.

Одна из особенностей 21 века - уменьшение двигательной активности населения. Еще сто лет назад около 96% трудовых действий проделывались за счёт усилий мышц и мускулов человека. Труд был ручным. В настоящее же время – почти 99% всех действий происходят с помощью всевозможных механизмов.



Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостающее развитие многочисленных форм физической культуры среди населения с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций организма.

Для обеспечения обычной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная динамичность структурных мускул. Деятельность мускульного аппарата способствует формированию мозга и установлению меж центральных и меж сенсорных связей. Ограниченность движений нарушает обычную работу практически всех систем и провоцирует возникновение таких состояний, как гипокинезия и гиподинамия.

Важнейшей характерной чертой физкультуры и спорта представляется их влияние на эмоциональное состояние человека, которое проявляется в появлении чувства бодрости, веселья, оптимистичного настроения.

Физическая культура играет огромную роль в процессе создания личности.

Регулярные физические нагрузки – основа правильного образа жизни и залог отсутствия проблем со здоровьем в преклонном возрасте. Люди, которые не пренебрегают занятиями спортом, меньше болеют, поскольку их иммунитет более эффективно борется с вирусами и возбудителями различных заболеваний, редко страдают избыточным весом и лучше справляются со стрессами и житейскими проблемами.

Во время занятий спортом в организме человека происходит выработка эндорфинов, что положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Общая выносливость повышается, снижается содержание холестерина в крови, также снижается риск заболеть бронхолегочными недугами – ведь легкие у тренированных людей сильнее и выносливее.

И, наконец, спорт воспитывает силу воли. Дисциплинируя свое тело, человек изгоняет из своей души лень, ведь только сильные духом способны победить свои вредные привычки.



Глава 2. Спорт и физическая культура в жизни современного школьника

1.1 Организация физической культуры в современной школе

Вопрос о развитии образования в современной России является одним из самых насущных. Сегодня на всех уровнях власти и в среде различных социальных групп ведётся очень много дискуссий по поводу места физической культуры в общей системе отечественного образования и воспитания. К сожалению, в педагогической среде и в широких массах населения остаётся недооценённым значение физической культуры как главного средства физического развития подрастающего поколения. Люди, далекие от практической деятельности с детьми школьного возраста, не замечают реального изменения в лучшую сторону в физическом развитии детей последних лет, которые происходят благодаря шагам государства по развитию физической культуры в стране. Дисциплина «Физическая культура» в рамках школьной программы направлена главным образом на решение задач по повышению дневной и недельной двигательной активности подрастающего поколения. Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. В младшем звене происходит закладывание и формирование основ физического воспитания и физической подготовки.

Физическое воспитание школьников четко регламентировано требованиями ФГОС и спортивными программами. Исходя из разнообразия средств и методов, используемых в физическом воспитании школьников, преподавание физической культуры должно иметь различную направленность: педагогико-познавательную, педагогико-тренировочную и воспитательно-образовательную. Помимо физического воспитания, в общеобразовательных школах используются и другие формы обучения. К малым формам обучения относятся перемены и двигательные паузы; к большим формам обучения относятся домашние задания, занятия спортом, праздники и соревнования, например, конкурсы и спартакиады.

Следует понимать, что физическая культура — это учебный предмет, содержание и преподавание которого направлено на формирование физически и психически здоровой, социально активной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. В настоящее время целью физического воспитания в системе общего образования является воспитание человека, способного и умеющего использовать физическую культуру в дальнейшей жизни после школы. Это достигается за счет специально организованного учебного процесса, в котором заранее поставленная цель решается в процессе двигательной активности. Физическая культура — это система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.


Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Не случайно ещё две с половиной тысячи лет назад на громадной скале в Элладе были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай, хочешь быть красивым – бегай». Действительно, от двигательной активности зависит наше самочувствие, здоровье, работоспособность.

Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие.

Уроки физической культуры состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Начало урока используется для создания у учащихся бодрого настроения, желания заниматься физкультурой и для подготовки детей к выполнению сложных физических упражнений в основной части занятия. Поэтому в начале урока преобладают общеразвивающие упражнения, ходьба с дополнительными движениями, пробежки и т. д. В основную часть включаются виды физических упражнений, предусмотренные программой соответствующего класса. Упражнения, а также разнообразные игры, входящие в урок, приводят учащихся в возбужденное состояние. Снять это возбуждение и подготовить учащихся к следующим урокам — задача третьей, заключительной части урока. На этом этапе урока используются ходьба, построения, разнообразные дыхательные упражнения. Урок заканчивается общим построением, подведением итогов. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни. Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей. Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой.