ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1177
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В структуре школьного физического воспитания используется большой арсенал физических упражнений, построенных на основе спортивных: упражнения по легкой атлетике, гимнастика с основами акробатики, спортивные игры, плавание, лыжи. В то же время на каждом этапе возрастного развития есть свои особенности.
В начальной школе необходимо продолжить процесс обучения основным движениям, включая их варианты, начатый в дошкольном возрасте: Ходьба, бег, лазание, прыжки и метание. Ведь в младшей школе формируется основа физических упражнений, без которой невозможно продолжать направленное физическое воспитание ребенка.
В средних классах продолжается формирование техники основных движений, на основе которых учащиеся овладевают первыми навыками спортивных упражнений, которые постепенно усложняются.
В старших классах требования к технике изучаемых упражнений усложняются, учащиеся осваивают новые упражнения, решают достаточно сложные технические и тактические задачи, выполняют упражнения на специфическое развитие функциональных систем. Кроме того, необходимо вводить специфические упражнения, формирующие интерес студентов к их будущей профессиональной деятельности, подбор которых является важнейшей задачей для преподавателя физической культуры.
Используется достаточно широкий спектр методов преподавания физической культуры: игровой метод (наиболее важный в начальной школе) постепенно заменяется методом строго регламентированных упражнений, который становится основным в конце школьного периода. Это связано с возрастными особенностями школьников и возрастающей сложностью выполняемых двигательных заданий.
Таким образом, в системе общего образования физическое воспитание в значительной степени структурируется в предмет «физическая культура», целью которого, помимо физической подготовки, является умственное и нравственное воспитание личности в позиции непрерывного развития. Для этого используется большой арсенал специфических и общепедагогических средств и методов, которые структурируются на протяжении всего школьного обучения с постепенным усложнением требований к их использованию.
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в нашей гимназии создан актив школьного спортивного клуба «Чемпион». Руководство клубом возлагается на учителя физической культуры Сырую Ольгу Сергеевну. Каждый учитель физкультуры отвечает за свой раздел – спортивно-массовую работу, просветительскую деятельность, работу с родителями и т д. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы. Основными формами внеклассной работы по физической культуре и спорту являются занятия в секциях и объединениях, спортивные соревнования, прогулки, туристские походы, а также праздники физической культуры и спорта.
2.2 Проблемы физического воспитания в школе
Невозможно переоценить значение физического воспитания для развития ребенка. Оно способствует морфологическому и функциональному совершенствованию организма, развитию физических способностей, формированию двигательных умений и навыков, становлению системы знаний о здоровом образе жизни. Физическое воспитание является важнейшим средством всестороннего гармонического развития личности.
Развитие физической культуры личности в нашей стране – одно из программных положений федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Российское правительство придает первостепенное значение массовому развитию физической культуры среди всех возрастных групп: в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Несмотря на государственную поддержку, многие проблемы в сфере физической культуры и спорта остаются нерешенными. Чрезвычайно актуальны они и в современной школе. За период обучения в основной школе число здоровых детей стремительно уменьшается. Ситуация может быть исправлена при условии рациональной организации образовательного процесса и создания целесообразной системы физического воспитания и образования обучающихся. Модернизация российского образования требует активных преобразований и в сфере физического воспитания подрастающего поколения.
Современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении, как в содержательном, так и в технологическом плане. Устарели методики преподавания предмета «Физическая культура», материальная база, система подготовки кадров, что в значительной степени препятствует оздоровлению и социализации учащихся.
В настоящее время многие учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно. Сотни тысяч школьников по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе и, как правило, освобождены от занятий физической культурой. Хотя именно эти дети в первую очередь должны активно заниматься физической культурой и спортом, тем самым укрепляя свое здоровье, физическое развитие и физическую подготовку.
Важнейшими факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей, рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаток двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 % учащихся, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм существенно вырос. Показатель физической подготовленности современных школьников гораздо ниже, чем у их сверстников в 60–70-е годы XX века.
Эти негативные последствия можно устранить, если целенаправленно пропагандировать физическую культуру среди детей, подростков и молодежи.
Основной причиной низкой эффективности физического воспитания и развития спорта в образовательных учреждениях является отсутствие:
– современной спортивной базы (не только спортивных залов, бассейнов, но и комплексных специально оборудованных многопрофильных спортивных площадок);
– необходимого спортивного инвентаря и оборудования для обеспечения физического воспитания, и развития детского спорта;
– системной организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, соревнований в общеобразовательных учреждениях;
– высокопрофессиональных специалистов и, прежде всего, учителей физической культуры, тренеров для работы в школах;
– социальной защиты и стимулирования труда учителей, тренеров;
– эффективной внеклассной спортивно-оздоровительной работы.
По данным международных спортивных экспертов, основными факторами, определяющими успешность развития физической культуры и спорта в государстве, являются:
– обеспечение потребностей личности (укрепление здоровья, организация свободного времени, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т. д.);
– поддержание здоровья нации, восприятие физической культуры и спорта как превентивного и профилактического средства многих неинфекционных заболеваний;
– утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);
– воспитание населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
– объединение нации (социализирующая функция) и поддержание общественного порядка;
– защита Отечества и укрепление обороноспособности страны (военная функция);
– повышение успеваемости, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в образовательных учреждениях (экономическая функция) и т.д.
Об успешном развитии физической культуры на общероссийском уровне можно говорить только в том случае, если число регулярно занимающихся физической культурой и спортом школьников и студентов не менее 40 % от общего количества.
Отмечается, что люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше утомляются, в 2 раза реже страдают заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза – гипертонической болезнью, в 3,5 раза – хроническим тонзиллитом, в 2 раза – гриппом в сравнении с теми, кто этого не делает. Как следствие, лица, активно занимающиеся спортом, в 2–3 раза реже отсутствуют на работе по состоянию здоровья. Кроме того, среди подростков и детей, увлекающихся спортом, на порядок меньше тех, кто курит, выпивает, употребляет наркотики.
В середине 1980-х годов впервые была поставлена проблема третьего урока физической культуры. Была создана рабочая группа, которая рассчитывала, сколько будет нужно учителей, какие школы предстоит модернизировать, сколько необходимо построить новых спортивных залов и т.д. Но тогда проект посчитали слишком затратным и отказались от него.
Но в 2010 году было получено письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры". На этот счет есть одна народная мудрость: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Для реализации планов по улучшению здоровья и повышения физического развития школьников в школьную программу был введён третий час физкультуры. Этот шаг, по существу, был правильным, но при этом не учитывалось резкое увеличение рождаемости, из-за которой самой школе приходится работать в две, а то и в три смены. Кроме того, остаются старые школьные здания, в которых просто нет возможности для проведения занятий. Так как трёхчасовая программа не даёт ожидаемого результата, были запущены другие меры, например, в школах исчезли малоэффективные специальные группы по физической культуре и были заменены внеурочной деятельностью. К сожалению, ухудшилось отношение к ученикам, освобождённым от занятий физической культурой. Стала преобладать тенденция, направленная на то, что якобы таких детей попросту в российских школах не должно быть и заниматься спортом обязаны все, в соответствии со своими возможностями по состоянию здоровья. При этом согласно ФГОС необходимо индивидуально учитывать способности каждого ребёнка. Одной из мер физического развития детей последнего времени стало введение нормативов ВСФК ГТО, как возвращение к практике советской школы воспитания молодёжи, в которой важное место отводится самостоятельной подготовке. Например, для сдачи норм первой и второй ступени, что соответствует только младшему школьному возрасту, даются рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 8 часов) и говорится, что не только общеобразовательные учреждения должны играть роль в организации физкультурно-оздоровительной работы, в этом должны участвовать и сами родители, большинство из которых даже не догадываются о слабом физическом развитии своих детей. Только личное участие учителя физической культуры на родительских собраниях с отчётом оценивания тестирований может дать представление и объяснить задачи современной физической культуры. Условия для взросления и развития молодёжи в нашем обществе не во всём благоприятны. Происходит закономерное изменение менталитета поколений. Современные информационные технологии вынуждают молодёжь упрощённо думать, мыслить, мало двигаться. Для
родителей условия жизни также стали другими, им приходится постоянно работать, чтобы содержать семью в достатке. Они понимают, что посещение спортивных секций — хорошее решение для воспитания ребёнка. Поэтому многие сознательно записывают своих детей с раннего возраста в спортивные секции, где дети не только постигают спортивные знания и умения, но и физически крепнут. Таким образом, несмотря на существующие проблемы в состоянии дисциплины «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, происходит постепенное изменение в лучшую сторону в физическом развитии и укреплении здоровья школьников. Модернизированная система физического воспитания предполагает следующую структуру: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.
Оздоровительная направленность третьего урока позволит повлиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у конкретного школьника. При этом предлагается использовать оздоровительные упражнения, способствующие формированию физического, психического и социального здоровья.
Третий урок физической культуры предусматривает реализацию следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
– понимание школьниками важной социальной роли физической культуры для развития их личности и подготовки к учебе;
– освоение теоретических и практических основ знаний, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой, приобретая навыки ведения здорового образа жизни;
– формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности;