Файл: Отчет по практике Технологическая (проектнотехнологическая) практика (учебная).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 389
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи психолога в техникуме:
-
Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения. -
Содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов на каждом возрастном этапе развития личности. -
Формирование у студентов, способности к самоопределению и саморазвитию. -
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата в колледже. -
Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся. -
Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие студентов. -
Содействие и распространению и внедрению в практику техникума достижений в области отечественной и зарубежной психологии. -
Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников техникума научно – методическими материалами и разработками в области психологии.
Основные функции психолога техникума:
- Гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их студентов в колледже в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучения ряда психофизиологических, индивидуально – психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, студентов, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и группах студентов. Итог такой работы – психологическая характеристика личности преподавателя, студента, позволяющая осуществлять коррекционные психотерапевтические мероприятия.
- Конструктивно – просветительская, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и мастерам п/о основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.
- Консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей, мастеров п/о, студентов или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни. Кодекс психолога образования и основные направления работы психолога техникума.
- Воспитательная, которая включает в себя выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально – волевое воспитание студентов, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах студентов.
- Психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состояние.
- Методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики в колледже.
Работа с участниками учебно-воспитательного процесса:
С учащимися
-
Планы и программы проводимых занятий с учащимися (по направлениям деятельности: коррекционная, профилактическая) -
Коррекционно-развивающие программы.
С педагогами
-
Семинары, тренинги для педагогического коллектива. -
Плановое посещение уроков (тетрадь посещения уроков)
С родителями
-
Программы работы с родителями: просветительская, консультативная, исследовательская
5. Наблюдение занятий
5.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме
Наблюдая воспитательное занятие по адаптации первокурсников, я определила следующую цель: определение признаков склонности к аддиктивному поведению, выявления уровня эмпатических способностей, определения психологического климата и стиля воспитания в семье, изучения запросов и образовательных потребностей родителей, выявления интересов обучающихся и изучения профессиональной направленности, выявления незаконного потребления наркотических веществ и ПАВ, степени отношения к здоровому образу жизни, определения проявлений вредных привычек, определения уровня удовлетворенности качеством образования в техникуме, определения уровня тревожности, конфликтности, самооценки поведения в конфликтной ситуации, интеллекта и эрудиции.
Психолог проводила анкетирование по проверке знаний по проблеме наркомании и табакокурения и тестирование «Интеллектуальная лабильность» позволило спрогнозировать успешность в профессиональном бучении и освоении новым видом деятельности студентов 1 курса, выявить их способность переключать внимание, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, определить способность обучающегося к кратковременной интенсивной деятельности, владение точным анализом различных признаков.
Так же проводилась индивидуальная диагностика по определению эмоционального состояния внутреннего конфликта, по выявлению зависимости от табакокурения, измерению психофизиологического состояния, стрессоустойчивости и коммуникативности.
В начале учебного года психолог проводит анкетирование «Психологический климат в семье и стили воспитания», анкетирование студентов с целью выявления обучающихся «группы риска», составлены рекомендации по работе с обучающимися «группы риска» для родителей и руководителей групп. Было проведено тестирование студентов с целью определения признаков склонности к аддиктивному поведению, анкетирование по выявлению незаконного потребления наркотических средств и ПВ (анкета «Отношение к вредным привычкам», «Наркотики и подросток» и т.д.), анкетирование по выявлению степени отношения к здоровому образу жизни и проявлению вредных привычек, тестирование по определению уровня тревожности и степени одиночества, анкетирование по выявлению признаков агрессии, недоверия к людям, неуверенности и занятия по коррекции данного поведения.
Психолог интрапретирола результаты полученные в ходе первичной экспресс-диагностики обучающихся I курса (121 человек), которые стали основанием для проведения психолого-педагогического консилиума, в рамках которого всеми его участниками был разработан план комплексного сопровождения обучающихся «группы риска» - детей, имеющих пониженный уровень адаптации к условиям обучения в техникуме.
На основании решения консилиумов педагогом-психологом были проведены:
-
индивидуальные консультации с учащимися «группы риска»; -
групповые консультаций (собрания) для родителей; -
индивидуальные консультации по запросу родителей и педагогов; -
повторная экспресс-диагностика обучающихся I курса (114 человек).
5.2. Психологическое сопровождение детей «группы социального риска»
Наблюдая за данным образовательным занятием была выдвинута его цель: выявить затруднения в социальной адаптации обучающихся, стоящих на внутреннем учёте техникума или на других видах учёта, вызванные либо их психологическими особенностями (склонность к повышенной тревожности, наличие страхов, особенности мотивационной сферы и т.д.), либо особенностями поведения (агрессивность, избегание контактов, демостративность, повышенная двигательная активность и т.д.) и составить рекомендации для руководителей групп и мастеров п/о по оказанию помощи им.
Всего психологическим сопровождением было охвачено 32 обучающихся, которые на начало учебного года были поставлены на учёт. Эта работа заключала в себе:
- проведение углубленной диагностики детей «группы риска»;
Проанализировав полученные результаты первичной диагностики обучающихся «группы риска» можно сделать следующие выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение будет способствовать:
-
снижению количества проявлений различных форм агрессивного поведения: физической агрессии, негативизм, обиды, вербальной агрессии; -
овладению навыками саморегуляции и релаксации; -
повышению уверенности в себе и своих возможностях; -
положительному отношению к окружающему миру; -
овладению начальными навыки нравственного поведения и представлениями о социальной жизни.
5.3. Психологическое сопровождение профилактики суицида среди обучающихся
Профилактика суицидального поведения предполагает определенную последовательность. Я наблюдала за первым этапом воспитательного занятия- общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в учебной группе и техникуме.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого студента с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Психолог занималась осуществлением входную диагностику, выявляла лиц с повышенным риском из числа студентов-первокурсников.
Использовались различные методы диагностики:
-
Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
-
Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич.Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов 15-17 лет. -
. Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет. -
Методика диагностики суицидального поведения Горской М.В. Предназначена для подростков 16-17 лет.
Целенаправленно организованная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту обучающихся, снизить количество студентов с отклоняющимся поведением и избежать суицидальных попыток.
Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
5.4. Психологическое консультирование
Так же наблюдала за необычным форматом образовательного психологического консультирования. Целью этого вида работы является помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения для того, чтобы принимать важные решения.
Этот вид деятельности проводился по запросам руководителей групп, мастеров п/о, педагогов, обучающихся, родителей.