Файл: Групповые формы работы на уроках русского языка как средство формирования учебной кооперации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.
Если в начальной школе у детей коммуникативные универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им легко учиться в дальнейшем, он будет способен взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информацией, отыскивать, анализировать и передавать информацию.
Также ребенок со сформированными коммуникативными умениями и навыками легче адаптируется в современном обществе, успешно выполняет разные социальные роли в группе и коллективе.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, а также обеспечивают успешность его пребывания в детском обществе. [4, 5]
1.2 Особенности и роль групповой работы в начальной школе
Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. [1]
Одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД в начальной школе является организация групповых 16 форм занятий. В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества.
В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что подавляющее большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.
В одном из важных документов – федеральном государственном образовательном стандарте формирование навыков сотрудничества со сверстниками является одним из важных ориентиров формирования личностных характеристик выпускника начальной школы. Документ включает формирование таких важных качеств сотрудничества как: умение слушать и слышать собеседника, доброжелательность к сверстникам, высказывать свою точку зрения, умение обосновывать свою позицию.
ФГОС НОО также предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, одним из которых является требование к личностным результатам младшего школьника: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и деятельности, умение находить выход из спорных ситуаций и не создавать конфликтов [25].
Похожий аспект, мы можем проследить и в федеральном законе «Об образовании», который указывает на то, что основное направление начального образования должно быть нацелено на формирование личности обучающегося простейшими навыками самоконтроля, сотрудничества, культурой поведения и речи и так далее [18].
Учебное сотрудничество, по определению, данному Г. А. Цукерман, – это «взаимодействие, в котором учитель:
а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия,
б) организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому,
в) вступает в сотрудничество с учениками только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании» [28].
Г. А. Цукерман называет групповую работу областью «детской полусамостоятельности», где помощь взрослого уже не нужна и даже вредна, так как мешает становлению рефлексии, а полностью самостоятельно ребенок действовать еще не может.
Здесь необходима помощь сверстника. Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи. По её мнению, суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности [8, с. 19-23].
Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке [36, с. 34-45].
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
− предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;
− обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;
− работа по выполнению учебного задания;
− наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных детей;
− взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;
− сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;
− индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Применение педагогических методов и технологий, построенных на индивидуализации обучения, ее дифференциации и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика, его развитие в рамках реализации ФГОС невозможно без применения различных форм организации деятельности обучающихся.
Важны для применения такие формы деятельности на уроках, которые дают больше возможности для работы с учениками различных уровней развития, не ущемляя их личности, не нанося морального вреда, развивая творческие возможности и сохраняя его желание учиться. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Именно поэтому целесообразно использование на уроках групповой формы работы. Это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно.
В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, у них формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать.
Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт, исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. [4]
Большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса. Вообще, под этим понятием в педагогике рассматриваются «дифференцированные занятия с группами учащихся, имеющих различную подготовку» [4,354].
В практике работы школы чаще всего группы комплектуются исходя из уровня обученности детей. При этом желательно, чтобы в группу входили дети с разными уровнями, что позволяет учащимся в процессе работы взаимно дополнять и обогащать друг друга. Следует учитывать и психологическую совместимость членов группы. В процессе работы группы обязательно следует поощрять совместное обсуждение хода и результатов работы.
Для этого на первых этапах обучения групповой работе разрабатываются различные памятки по правилам проведения такой работы. Эти памятки должны повторяться каждый раз, пока у детей не сформируется навыки взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия могут быть следующими:
– слушай внимательно мнение каждого члена группы;
– при работе учитывай мнение каждого;
– уважай чужое мнение, даже если оно ошибочное;
– научись тактично давать пояснения к своей точке зрения, не перебивай других;
– если возникли затруднения – обратись за помощью к другому члену группы. Оказывай помощь и сам, если кто-то просит;
– ваш ответ – это результат общей работы группы, а значит он должен учитывать все мнения;
– работайте дружно, вместе – вы сила;
– скажите спасибо каждому в своей группе.
В значительной степени при организации работы в группах происходит взаимообучение, что важно для всех его сторон: сильный ученик актуализирует, конкретизирует и закрепляет свои знания, а слабый – получает учебную информацию от своего товарища, что часто делает ее доступнее. Групповая форма работы состоит из определенных этапов:
1 этап – распределение по группам и подготовка к выполнению группового задания. Здесь педагогом ставится познавательная задача, чаще всего в виде проблемной ситуации, и проводится инструктаж, касающийся последовательности выполнения задания. На этом этапе педагог раздает дидактический материал, предназначенной для каждой группы.
2 этап непосредственно связан с работой в группах. На этом этапе члены группы знакомятся с материалом, планируют работу, распределяют задания между членами группы. Далее каждый выполняет свое задание индивидуально. После чего проводится общее обсуждение работ каждого, в ходе которого делаются замечания, исправления, дополнения, уточнения. Затем ребята обобщают все результаты, подводят итоги группового задания.
3 этап – это заключительный этап, который проводится с целью оглашения результатах работы каждой группы. Этот этап связан с анализом познавательной задачи рефлексией.
Групповая форма работы заканчивается общим выводом. При этом он должен касаться как результатов достижения поставленной задачи, так и оценкой самого процесса групповой работы. Роль учителя при организации групповых форм заключается в контроле за ходом работы в группах, помощи в работе при возникновении затруднений, регулировке споров.
Организация групповых форм работы с младшими школьниками имеет свои особенности. Так, нельзя заставлять учащихся заниматься групповой работой. Не стоит, и высказывать неудовольствие по этому поводу. Если какой-либо ученик отказывается от работы в группе, то следует выяснить причину отказа, но это стоит делать позже.
Групповая форма работы в начальной школе не должна занимать более 15-20 минут в 1-2 классах и 20-30 минут в 3-4 классах. При групповой работе неизбежен рабочий шум, педагог не должен требовать в классе абсолютной тишины. Нельзя и наказывать учеников тем, что запретить им работать в группе, если они нарушают дисциплину, но при этом стоит напомнить ребят, что при работе они общаются вполголоса и строго за этим следить.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.