Файл: Групповые формы работы на уроках русского языка как средство формирования учебной кооперации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Групповые формы работы на уроках русского языка как средство формирования учебной кооперации



Введение


С внедрением ФГОС в систему образования главную роль в достижении результатов является формирование универсальных учебных действий. Школа должна выпустить учеников, не только овладевших предметными знаниями, но и конкурентоспособных, готовых к самореализации в современном социуме. Все это достигается путем систематического формирования умения учиться и сознательного и активного присвоения младшими школьниками социального опыта.

Современное образование совершенствуется с каждым учебным годом, естественно, что и процесс организации и проведения самих уроков изменяется. Учитель ищет новые пути и решения для подготовки более информативных и результативных занятий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Ввиду того, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка.

Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6-7 лет у детей возникает интерес к сверстникам.

Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество и кооперация школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. Актуальность исследования определяется все возрастающими требованиями к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации; формированию у учащихся умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.


Практическая значимость исследования заключается в расширении научных знаний в области формирования учебной кооперации. Методические материалы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в практике работы учителя начальных классов.

Проблема исследования: Как использование на уроках русского языка групповых форм работы влияет на формирование учебной кооперации младших школьников?

Цель исследования: выявить роль групповой работы в формировании учебной кооперации учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования: процесс формирования учебной кооперации младших школьников.

Предмет исследования: групповая работа на уроках русского языка как средство формирования учебной кооперации младших школьников.

Гипотеза исследования: если на уроках русского языка использовать групповую работу, то уровень учебной кооперации повысится.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1) изучить сущность понятия «учебная кооперация»;

2) выявить особенности формирования коммуникационных универсальных учебных действий у младшего школьника;

3) изучить систему методик диагностики сформированности учебной кооперации и критерии оценки сформированности учебной кооперации;

4) изучить особенности организации групповой деятельности на уроке русского языка и ее роль в формировании учебной кооперации;

5) разработать систему уроков русского языка с использованием групповых форм работы.

Процесс исследования проходил в 3 этапа:

На 1 этапе был проведён теоретический анализ исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе.

На 2 этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по теме исследования.

На 3 этапе обобщался теоретический материал, оформлялись экспериментальные данные.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ данных научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Педагогический эксперимент.

База исследования: учащиеся…..

Структура: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ КООПЕРАЦИИ



    1. Сущность учебной кооперации и её место в системе коммуникативных УУД


В системе общего образования начальная школа играет очень важную роль. Это та составляющая, которая должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта, его социализацию. Определить современные требования к качеству начального образования – основная задача федерального государственного образовательного стандарта [1].



Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их направленность на достижение не только предметных образовательных результатов, но, в первую очередь, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными методами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех ступенях дальнейшего образования [3].

В настоящее время характерной особенностью общества считаются высокие темпы обновления научных познаний, технических средств и технологий, используемых не только на производстве, но и в сфере досуга.

Поэтому одной из основных проблем общеобразовательной школы является формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), необходимых для того, чтобы научить их учиться, реализовывать саморазвитие и совершенствование посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального навыка [21].

Под понятием «универсальные учебные действия» понимается умение учиться, т.е. способность субъекта активно осваивать новые знания и овладевать новыми умениями как основой саморазвития и самосовершенствования.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию этого процесса [3].

Универсальный характер, который приписывают учебным действиям, проявляется в обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности младшего школьника; обеспечении преемственности всех ступеней образовательного процесса; в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от ее предметного содержания.

В педагогике и методике обучения младших школьников выделяют следующие функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1].


В соответствии с ключевыми целями общего образования принято выделять четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [2]

Особое значение на ступени начального образования, на наш взгляд, имеет формирование коммуникативных УУД. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном процессе.

Во-первых, они влияют на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения (потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).


Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках русского языка в начальной школе, по нашему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке, а именно использование групповой работы.

В современных научных исследованиях раскрывается сущность понятия «учебная кооперация» как одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующегося объединением знаний участников для достижения совместной цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Учебная кооперация выступает как содержательно-продуктивное межличностное взаимодействие школьников, обеспечивающее формирование социальных качеств личности и включающее в себя: объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации. «Учебная кооперация» как понятие приближено к понятию «сотрудничества». [16]

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

— единой цели, которую можно достичь только сообща;

— распределённых внутригрупповых ролей, функций;

— единого учебного материала;

— общих ресурсов;

— одного поощрения на всех.

2. Личная ответственность каждого.

Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3. Равная доля участия каждого члена группы.

Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4. Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.[15]

Индивидуальная работа в команде, совместная работа, направленная на достижение общих целей — всё это способствует формированию коммуникативной компетенции младших школьников.