Файл: Групповые формы работы на уроках русского языка как средство формирования учебной кооперации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.3. Методика организации групповой работы на уроках русского языка в начальной школе



Групповая работа на уроках русского языка должна строиться с учетом необходимости развития у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

− умений понять тему сообщения, логику развития мысли;

− извлечь нужную информацию (полно или частично);

− проникнуть в смысл высказывания – слушание;

− навыков изучающего чтения;

− умений ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение;

− умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания;

− собирать и систематизировать материал;

− составлять план, пользоваться различными типами речи;

− строить высказывание в определенном стиле;

− отбирать языковые средства;

− совершенствовать высказывание – письмо, говорение [13, с. 87-89].

При планировании на уроке русского языка групповой формы работы учитель должен провести тщательную подготовку, определить количество участников каждой группы, совместно с учащимися установить подходящие для работы в данной группе правила, которые должны дополнять правила проведения урока, например:

– в разговоре должен участвовать каждый участник группы;

– говорить нужно спокойно, четко и с расстановкой, чтобы каждый участник группы понял информацию, которую для него пытаются донести;

– говорить нужно только по делу. После установленных правил, необходимо перейти к следующему этапу.

1. Подготовка к групповой работе. На данном этапе происходит постановка познавательных задач и проблемной ситуации, дается инструктаж по выполнению работы и раздается материал, необходимый для проведения наблюдений.

2. Групповая работа. На этом этапе происходит формирование таких коммуникативных УУД, как умение договариваться друг с другом, ведение диалога, слушание собеседника, дополнение, высказывание своей точки зрения, распределение обязанностей внутри группы.

У учащихся формируются следующие коммуникативные УУД:

– способность строить высказывания, которые понятны партнеру;

– умение ставить цель и находить пути её достижения, умение договариваться друг с другом, умение приходить к совместному решению;

– умение аргументировать свое решение, убеждать партнеров группы и уступать друг другу;

– способность сохранять доброжелательную атмосферу, даже если произошла ситуация конфликта;


– способность к взаимоконтролю, анализ ранее поставленных познавательных задач, рефлексия собственной деятельности, делаются общие выводы о проведенной работе, о достижении поставленных задач.

На данном этапе формируются следующие коммуникативные УУД:

− ориентация на позицию партнера;

− уважение точки зрения собеседника;

− умение оценивать работу партнера;

− умение оценивать собственную работу и свой вклад в совместную деятельность.

На уроках русского языка могут использоваться, как однородная, так и дифференцированная виды групповых форм. Первая предполагает выдачу одинаковых заданий для всех групп. Причем можно разбить одно большое задание на определенные операции, каждую из которых и будет выполнять отдельная группа.

Итогом такой работы может стать коллективный продукт. В этом случае в работе используется технология проектного обучения. Дифференцированная форма работы связана с выполнением разных заданий. После их выполнения заслушиваются результаты работы каждой группы, проводится обобщение и оценка вклада каждой группы.

Включение групповых форм работы на уроках русского языка можно проводить на всех этапах (при изучении нового материала, при повторении и обобщении изученного материала, на этапе контроля). Так, на этапе открытия нового знания, которое связано с решением проблемной ситуации, групповая форма работы будет наиболее эффективна.

Само разрешение проблемы всегда требует обсуждения нескольких мнений, выдвижение разных гипотез. Это и объясняет положительное влияние использование групповой формы в объяснении нового материала. А. И. Гавриш по этому поводу говорит, что организация групповой работы на этом этапе «наиболее эффективно при решении проблем, в ситуациях «интеллектуального конфликта», когда нужны новые знания – способы решения учебных задач» [1,96].

Этап обобщения связан с систематизацией теоретического материала. Используя групповую форму работы на данном этапе можно создать коллективный продукт. Это может быть модель, обобщающий граф по изученной теме, таблица, опорный конспект.

Так, например, изучение раздела «Глагол как часть речи» можно закончить коллективным созданием обобщающей таблицы, где указаны постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Для ее создания следует организовать работу на основе использования однородных групп, каждой из которых поручено создать определенный пункт обобщающей таблицы по выбранным морфологическим признакам. Эффективно использовать и групповые формы на этапе коррекции знаний и умений учащихся.



Так, по мнению А. И. Гавриш, «группы можно организовать на этапе работы над ошибками контрольного диктанта, когда осуществляется коррекция знаний и умений учащихся (учащиеся могут объединиться в группы на основе собственных допущенных ошибок, проработать их и тем самым заполнить имеющиеся пробелы в знаниях и умениях» [1,97].

Можно организовать и контроль знаний и умений учащихся на основе использования групповых или парных форм работы. В основе такого контроля будет лежать прием взаимооценки. Для этого выбирается консультант, который сначала отвечает учителю, а потом сам проводит опрос. Как правило, в роли консультантов выступают «сильные» учащихся.

Такой вид контроля позволяет оценить индивидуальный вклад каждого ребенка учащихся. Также можно использовать организацию группового контроля при проведении нетрадиционных уроков русского языка.

Одной из видов групповой работы является парная работа. Этот вид работы эффективно использовать на этапе повторения и закрепления изученного материала.

Для этой цели можно использовать различные приемы активизации познавательной деятельности, например, приемы «Мозговая атака», «Снежный ком», игры «Продолжи», «Пила», «Лови ошибку», «Эксперты» и т.п.

Также, как отмечают И.О. Еремеева, «парную работу можно использовать при взаимопроверке самостоятельных работ на уроке, при проверке домашних заданий, на этапе актуализации знаний, при закреплении и повторении учебного материала, при решении проблемных и поисково-исследовательских заданий» [2].

К числу таких заданий может быть отнесено объяснение орфограмм в тексте, приведение своих примеров, иллюстрирующих определение грамматической категории или орфографического правила и т.п. при работе в парах отрабатываются умения качественного общения, формируются навыки сотрудничества.

В учебниках по русскому языку предусмотрены специальные задания для групповой работы, которые помогают младшим школьникам овладеть навыками устного общения. При разыгрывании учеником различных ситуаций, он учится понимать чувства и эмоции других людей.

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным при работе в группах является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо).


В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности [11]. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

− синтаксическая пятиминутка;

− включи воображение;

− напиши подобно;

− через дополнительное задание к диктанту;

− составление таблицы [15, с. 20-23].

На уроках русского языка при изучении предложения, работая в группах можно использовать следующие задания, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Например:

1. Составь предложение по картинке и запиши. Составь предложение со словом, например, Родина.

2. Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.

3. Объясни смысл пословицы «Родная земля и в горсти мила».

4. Составь предложение из набора слов: лес, зимний, школьники, пришли.

5. Замени слова в предложении, сохранив его смысл: Звери быстро двигались. (Животные активно ходили).

6. Взаимоконтроль, взаимопроверка и взаимоопрос. Учащиеся могут:

– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;

– задать друг другу или всему классу вопросы по теме «Предложение» или по прочитанному тексту;

– проанализировать работу своего одноклассника;

– оценить работу товарища по заданным критериям.

7. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Выполнять задание, комментируя свои действия соседу по парте; раскрывать содержание задания какого-либо упражнения; объяснить друг другу понятие слова «предложение»; помочь своему однокласснику; продиктовать друг другу заданный материал (предложение); совместно выполнить практическое задание.

Весь новый материал подается в виде проблемной задачи, например, поврежденное послание, которое состоит из одного предложения. Дети, работая в группе должны правильно расставить слова в предложении, восстановив его смысл. Затем в ходе урока, учитель должен так выстроить деятельность детей, чтобы в процессе урока дети сами пришли к выводу, что такое предложение и в чем его особенность. Вся эта работа сопровождается непрерывным общением детей с учителем, с одноклассниками.


На уроках материал должен присутствовать разнообразный, интересный: например, работа с моделями, со словарем при составлении предложений, или при вставке пропущенных слов в предложении, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

8. Составь схему предложения: Горные вершины Спят во тьме ночной. (М. Лермонтов).

9. Выполни полный синтаксический разбор предложения: А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С. Есенин).

10. Озаглавь текст и составь его план: Скучно Егорке целый день в избе. Поглядит в окошко, а там бело кругом. Замело лесникову избушку снегом, белым стоит лес. Знает Егорка одну полянку в лесу. Там всегда много следов. А вчера он видел на поляне ещё один след, с лисий будет, а когтищи прямые, длинные. Вот бы самому выследить такого зверя. Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать! Вот его уже нет в избе, стал на лыжи – и в лес. (По В. Бианки).

11. Подчеркни слова, связывающие предложения в тексте: Завтрак, ворона. Недавно к нашей кормушке прилетел ворон. Он схватил сухую корку. Птица уселась на дерево и стала орудовать клювом. Корка была твёрдой. Мудрая птица устремилась к речке и окунула гостинец в воду. Хлеб размяк, и ворон стал завтракать. (Г. С. Щёголева).

12. Определи тип текста: Особенно красив и печален русский лес осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие листья. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачен и чист осенью воздух. Прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы. (М. Пришвин).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка является групповая работа. Группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно-ориентированную (направленную на самоорганизацию) функцию. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [7, с. 65-77].
Вывод по первой главе

Таким образом, групповая работа с младшими школьниками на уроках русского языка будет эффективно сказываться на качество формирования учебной кооперации, если будет организована в соответствии с принципами этапности, постепенности усложнения заданий, последовательного включения в групповую работу новых организационных форм группового взаимодействия.