ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1055
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Звездная карта лунного небосклона.
• Самонадувающаяся лодка.
• Магнитный компас.
• 25 л воды.
• Сигнальные ракеты.
• Аптечка первой помощи с инъекционными иглами.
• Приемопередатчик с частотной модуляцией на солнечных батареях.
Занимательные задачи
Занимательные задачи позволяют в интересной форме провести груп- повую дискуссию. (Также их можно использовать в тренинге развития гиб- кости мышления.) Решение задачи можно организовать следующим образом.
Группе на решение задачи дается одна минута, причем каждый участник ре- шает задачу в уме и пишет ответ на бумаге. Руководитель разделяет группу на несколько подгрупп, формируя их с учетом схожести (или различности) ответов. После этого членам подгрупп предлагается обменяться мнениями и прийти к общему решению. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники.
После решения можно также разобрать поведение группы:
− кто организатор дискуссии;
− умение слушать доводы друг друга;
− всем ли дали высказаться;
− кто вел себя наиболее эмоционально, а кто отмалчивался.
Полезно проводить видеосъемку процедуры обсуждения, результаты которой помогут восстановить события.
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Описание ситуации
Три хозяйки решили сварить три обеда на одном костре. Одна хозяйка принесла 3 полена дров, вторая 5 поленьев, а у третьей не было дров. Они со- вместно развели костер, и им хватило поленьев, чтобы сварить все три обеда.
У третьей хозяйке было припасено восемь монет, и она предложила разделить их между собой «по справедливости».
Вопрос
Как хозяйкам разделить монеты по справедливости?
«СОБАКА ГАРРИ»
83
Описание ситуации
У Гарри была пушистая собачка, которую он очень любил. Его под- ружка тоже ее любила. Когда она предложила за нее Гарри 10 фунтов — все, что у нее было, он почувствовал, что должен отдать ей собачку. Однако он так тосковал по животному, что на другой день дал своей подружке 20 фун- тов и забрал собачку домой. Но подружка, которую звали Мэри, все равно
83
Задача описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Текст изменен.
150
хотела иметь эту собачку, а потому скопила еще 30 фунтов. Бедный Гарри не любил отказывать, поэтому он оставил ей собачку и взял 30 фунтов. Но к этому времени ему надоела вся эта история, и через пару дней он отправился к Мэри, вручил ей 40 фунтов и попросил собачку назад; на этом история за- канчивается.
Вопросы
Оказался ли кто-нибудь в выигрыше после всех этих манипуляций?
Если да, то кто именно и насколько?
Дополнительный вопрос!
Кто остался в проигрыше?! (Иногда группа отвечает, что в проигрыше осталась собачка!)
«ПАДИШАХ»
84
Описание ситуации
Великий падишах, уходя на войну, оставил свою жену, собиравшуюся родить ему ребенка. Он повелел своим поданным, если аллаху будет угодно забрать его на небеса, разделить все достояние его между женою и родив- шимся ребенком. Если аллах пошлет ему сына, то отдать сыну
2
/
3 достояния, а жене
1
/
3
. Если аллах пошлет ему дочь, то отдать дочери
1
/
3
достояния, а же- не
2
/
3
Аллаху было угодно забрать его на небеса. А жена родила двойню: мальчика и девочку.
Вопрос
Как должны поступить подданные, чтобы выполнить волю падишаха?
Глава 19
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНО-
СТИ И НАВЫКА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
19.1. «ТАМОЖНЯ»
Суть игры
Из группы выбирается один человек на роль работника таможни.
Остальные участники будут изображать туристов, стремящихся про- вести через таможню контрабанду. В нашем случае контрабанда — это осо- бенная, очень «ценная» монета, которую очень легко спрятать. Кто конкрет- но из туристов будет проносить контрабанду и куда он ее спрячет, группа определится позже.
Задача работника таможни — обнаружить этот контрабандный товар.
Задача туристов — пронести монету, всячески отвлекая и притупляя бдительность работника таможни.
Описание процедуры
Организационная часть
84
Задача описана Е. В. Сидоренко. [48]
151
Вопросы
Оказался ли кто-нибудь в выигрыше после всех этих манипуляций?
Если да, то кто именно и насколько?
Дополнительный вопрос!
Кто остался в проигрыше?! (Иногда группа отвечает, что в проигрыше осталась собачка!)
«ПАДИШАХ»
84
Описание ситуации
Великий падишах, уходя на войну, оставил свою жену, собиравшуюся родить ему ребенка. Он повелел своим поданным, если аллаху будет угодно забрать его на небеса, разделить все достояние его между женою и родив- шимся ребенком. Если аллах пошлет ему сына, то отдать сыну
2
/
3 достояния, а жене
1
/
3
. Если аллах пошлет ему дочь, то отдать дочери
1
/
3
достояния, а же- не
2
/
3
Аллаху было угодно забрать его на небеса. А жена родила двойню: мальчика и девочку.
Вопрос
Как должны поступить подданные, чтобы выполнить волю падишаха?
Глава 19
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНО-
СТИ И НАВЫКА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
19.1. «ТАМОЖНЯ»
Суть игры
Из группы выбирается один человек на роль работника таможни.
Остальные участники будут изображать туристов, стремящихся про- вести через таможню контрабанду. В нашем случае контрабанда — это осо- бенная, очень «ценная» монета, которую очень легко спрятать. Кто конкрет- но из туристов будет проносить контрабанду и куда он ее спрячет, группа определится позже.
Задача работника таможни — обнаружить этот контрабандный товар.
Задача туристов — пронести монету, всячески отвлекая и притупляя бдительность работника таможни.
Описание процедуры
Организационная часть
84
Задача описана Е. В. Сидоренко. [48]
151
1. Сначала оформляется сама территория таможни. Это могут быть два рядом стоящих стула, между которыми будут проходить участники под при- стальным взором работника таможни.
2. Выбирается работник таможни.
3. Находится монета, которая будет контрабандным товаром.
4. Данная монета показывается работнику таможни.
5. Работник таможни выходит за дверь.
Подготовительная часть
1. Группа выбирает участника, который будет проносить «контрабан- ду» через таможню.
2. Все участники выбирают себе роли, в качестве которых они и будут
«пересекать границу». Это могут быть самые разнообразные роли: влюблен- ная парочка, профессор с чемоданчиком и т. п. Но желательно, чтобы участ- ники действительно отразили имидж выбранной роли. Творческий подход участников наполняет игру интересным содержанием.
Игровая часть
Приглашается работник таможни, который встает на своем заранее оп- ределенном месте, и начинается основная процедура. Участники в порядке очереди «проходят контроль». Задача работника таможни: очень вниматель- но досматривать проходящих мимо него участников и определить, у кого на- ходится монета. Он может задавать им интересующие его вопросы и при не- обходимости просить предъявить содержимое сумочек и карманов. Хотя, как правило, это не приносит для него желаемого результата, но именно на этом и заканчиваются его полномочия.
Основная задача контрабандиста вести себя как можно естественнее и никоим образом не вызвать подозрение работника таможни.
Задача остальных участников — отвлечь внимание работника таможни от контрабандиста.
Ведущему следует отметить, что основная задача работника таможни в конечном итоге не найти монету, а показать, у кого она находится. А для это- го необязательно обыскивать человека, иначе игра не имела бы большого психологического смысла. Работнику таможни необходимо анализировать вербальную и невербальную реакции человека на создаваемую им, то есть работником таможни, ситуацию. Данная ситуация задается посредством во- просов и действий.
Работник таможни может дать свой ответ в процессе процедуры, если будет уверен. Или после того, как «досмотрит» всех участников.
Ведущему, прежде чем ответить, прав или нет участник, играющий роль работника таможни, следует попросить его аргументировать свой ответ, пояснить, на основании какой именно информации был сделан его вывод.
19.2. «МАФИЯ»
Существует несколько вариантов данной игры. Мы предлагаем вари- ант, в котором все участники находятся в равных условиях, являясь членами правительства большого города.
152
Суть игры
Участникам объясняется, что все они являются членами правительства мирного и прекрасного города. Но среди них, добропорядочных жителей, бу- дет несколько человек, которые, прикрываясь личиной добропорядочного человека, на самом деле будут представителями мафии, желающей захватить власть в городе. Главная задача членов правительства — выявить этих лю- дей. Причем члены мафии, по всем законам жанра, должны всячески скры- вать свои криминальные корни и вести себя естественно, как добропорядоч- ные люди, принимая участие в поиске преступников. По ночам у мафии бу- дет возможность производить коварные убийства членов правительства. Игра закончится тогда, когда будут выявлены и казнены все члены мафии или уничтожено все правительство.
Описание процедуры
Игра выполняется в круге. Сначала необходимо определить, кто есть кто. Для этого изготавливаются карточки, количество которых должно быть равно количеству участников, и несколько из них помечается крестиком
(примерно 20-25% от общего числа). (Вместо карточек можно использовать игральные карты.) Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Те участники, которым достались карточки с крестиком и будут являться чле- нами мафии. Естественно, участники должны брать свои карточки так, чтобы никто не видел их содержания. Участникам необходимо следовать инструк- циям, которые они будут получать во время игры, и выполнять все команды ведущего игры.
Последовательность команд ведущего:
- Город уснул. Все участники закрывают глаза
- Мафия проснулась и познакомилась. Члены мафии открывают глаза и взглядом находят друг друга.
- Мафия тоже уснула. Члены мафии закрывают глаза.
- Город проснулся. Все, включая «мафию», открывают глаза.
Ведущий объявляет участникам, что в городе появилась мафия и сей- час вся надежда на них, членов правительства. Тем более что мафия сейчас также находится среди них и готовит свои коварные планы по захвату власти и уничтожению всех неугодных им людей.
Задача группы — выявить эти «мафиозные элементы» в своих рядах и казнить, пока те не уничтожили их всех по одному.
Группа начинает обсуждение, анализирует поведение и слова каждого участника. При этом участники высказывают свои предположения, на- пример: «Я считаю, что мафия это Сергей». Ведущий предлагает участнику обосновать свое предположение: «На основании какой именно информации
ты считаешь, что Сергей является мафией?». Если участник не может сде- лать этого и ссылается на интуицию, то ведущему следует напомнить, что от этого обвинения зависит «жизнь» человека, и предложить все-таки попы- таться развернуто представить свои предположения. Это наполняет игру психологическим содержанием. Как правило, участнику удается сформули- ровать, что именно вызвало подозрение.
153
Члены мафии естественным образом принимают участие в процессе обсуждения, стараясь никак не компрометировать себя.
Если группа вяло включается в обсуждение, тогда ведущий может предложить каждому участнику (по кругу) высказать свои предположения и подозрения. После того как определился круг подозреваемых, ведущий пред- лагает проголосовать за каждого в отдельности.
Перед голосованием необходимо дать последнее слово в свое оправда- ние каждому человеку, в отношении которого будет голосование. От этого выступления часто зависит исход голосования. Как член мафии, будет «каз- нен» тот человек, за которого проголосует большее число участников.
Если группа не ошиблась, то ведущий поздравляет группу с тем, что они казнили одного из членов мафии. В ином случае — соболезнует им в том, что они казнили добропорядочного гражданина. После этого наступает
«ход» мафии.
По команде «Город уснул» все участники закрывают глаза.
По команде «Мафия проснулась и выбирает себе жертву» члены- мафии открывают глаза и взглядами, мимикой, так, чтобы не выдать себя, определяются по поводу кандидатуры жертвы и таким же образом сообщают об этом ведущему. Когда жертва определена, ведущий предлагает мафии то- же закрыть глаза и говорит: «Наступило утро. Город проснулся. Но один
человек не проснулся». И указывает на жертву. «Вы пали жертвой мафии».
(В некоторых вариантах игры «жертве» дается возможность последний раз высказать свое предположение о том, кто ее убил.)
После этого обсуждение продолжается. Убитые люди не принимают участия в обсуждении и, когда город засыпает, вместе со всеми закрывают глаза.
Далее процедура повторяется. Оставшиеся в живых участники ищут второго подозреваемого, дают ему последнее слово и голосуют. Казнят того подозреваемого, за кого больше всего голосов. Затем следует ход мафии, ко- торая «отстреливает» одного из добропорядочных граждан.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут казнены все члены мафии или убиты все мирные жители.
19.3. «ШЕРИФ И УБИЙЦА»
Описание процедуры
Игра выполняется в круге. Изготавливаются карточки в количестве, равном числу участников. На одной карточке пишется слово «шериф», еще на одной — «убийца». Остальные карточки пустые. Каждый участник вытя- гивает карточку, не показывая ее другим. Ведущий просит открыться только участнику, которому досталась карточка «шериф». С этого момента все уча- стники, кроме шерифа, должны молчать. Шерифу сообщается, что в группе есть убийца. Его задача: найти этого человека и казнить.
Команды ведущего
Наступила ночь. Все участники закрывают глаза.
154
Убийца проснулся. Частник в роли убийцы открывает глаза и тихо жестом показывает на участника — «жертву», который будет объявлен уби- тым. При этом жертвой может стать любой игрок. Единственная поправка — для «убийства» шерифа необходимо потратить два хода.
Ведущий извещает о наступлении утра и сообщает имя «убитого» уча- стника или о ранении шерифа. Все участники открывают глаза. Участник- жертва слегка выдвигается из круга. С этого момента вступает в игру шериф, задача которого найти убийцу и спасти оставшихся людей. При этом он мо- жет подходить к любому игроку, смотреть ему в глаза, может задавать во- просы. Игрок может отвечать только невербально. Участники, которым
достались чистые карточки, также заинтересованы в том, чтобы шериф
нашел убийцу, так как именно они могут стать очередной жертвой.
Через некоторое время (3—5 минут) ведущий просит шерифа вынести свой приговор преступнику и сообщить имя казненного игрока, которого считает «убийцей». Если он угадал, то ведущий поздравляет его и игра за- канчивается. Если нет — сообщает, что он убил добропорядочного гражда- нина, который также выдвигается .из круга. После этого снова наступает ночь и от рук «убийцы» погибает еще один игрок. К этому времени участни- ки уже начинают беспокоиться от такого беспредела. Им дается возможность переизбрать шерифа, если они этого пожелают. Для этого каждый участник пишет на листочке имя игрока, которого он выдвигает на эту роль, и отдает ведущему. В выборах побеждает тот игрок, чье имя предложено большим количеством игроков.
Наступает время действия шерифа. Игра становится более эмоциональ- ной. Некоторых игроков буквально распирают слова, которые они хотят вы- сказать, но не имеют права.
В процессе игры шериф казнит подозреваемых, «убийца» тоже не дремлет. Группа буквально тает на глазах. Игра продолжается до тех пор, по- ка не будет найден и казнен «убийца» или убиты все игроки. Чаще, конечно же, убийца находится, так как круг подозреваемых уменьшается вместе с уменьшением количества оставшихся в живых игроков. Поэтому в больших группах для усложнения игры можно выбрать несколько «преступников».
Комментарии
Игра отличается от игры «Мафия» тем, что в поиске преступника при- нимает участие только один человек. Он один несет ответственность за свои промахи, казня своих избирателей. Игроки знают, что они рискуют выбрать на роль шерифа участника, исполняющего роль преступника. Поэтому после нескольких промахов шериф обычно переизбирается.
По окончании игры следует провести обсуждение, предоставив нако- нец-то возможность участникам высказаться.
Интересным является и вариант, в котором участники могут разговари- вать и отвечать на вопросы шерифа. Вы сами можете выбрать вариант в со- ответствии с целями вашего тренинга и особенностями группы.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15