Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1022

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
положил в ящик. Королева заметила это и поспешила рассказать об этом принцессе, чтобы та сумела предупредить своего возлюбленного о неразре- шимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул кар- точку, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
Вопрос
Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым коро- лем?
17.15. «КОМАНДИРОВАННЫЙ»
Описание ситуации
Человек приехал в командировку в другой город и поселился в гости- нице. Устав после трудного дня, он поужинал и лег спать. Посреди ночи он внезапно включает свет, встает с постели, разыскивает телефонную книгу и, найдя в ней какой-то номер, набирает его. Однако, дождавшись, когда на другом конце провода поднимут трубку, он тут же кладет свою и, довольный, ложится спать.
Вопрос
Кому и почему он звонил?
17.16. «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА»
Описание ситуации
Ненастный осенний день. Идет небольшой дождь. Возле ворот стоит человек. Навстречу к нему бежит толпа людей. Вдруг человек падает.
Вопросы
Что за толпа людей бежала навстречу ?
Почему он упал?
В. Упражнения для развития внимания
17.17. «МУХА»
77
Достаточно известное упражнение, хорошо тренирующее образное мышление и способность концентрировать внимание. Здесь предлагается два его варианта: простой — на плоскости и более сложный — объемный.
Вариант 1 (на плоскости)
Описание процедуры
Участникам предлагается представить себе листок бумаги, разлинован- ный на девять клеточек (то есть квадрат три на три клеточки) и вообразить муху, сидящую в самой средней клетке. Это не простая муха, а «дрессиро- ванная», которая может перемещаться, послушно выполняя отданные ей ко- манды. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо»,
«влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.
77
Идея предложена Цзеном Н. В. и Пахомовым Ю.В. [59].
143

Команды подаются участниками по очереди. Иными словами, каждый участ- ник во время своего хода перемещает воображаемую муху в одну из сосед- них клеток, давая вслух команду, например «вверх». Следующий за ним уча- стник перемещает муху дальше, по своему желанию, например: «вправо», и передает ход следующему. При этом муху нельзя двигать обратно, чтобы ис- ключить челночные движения, например: если предыдущий игрок дал ко- манду: «вниз», то следующему нельзя давать команду «вверх», возвращая ее обратно. Ведущий (или один из участников) контролирует все перемещения мухи на реальном листке бумаги, реальным карандашом. Так как муха для всех одна, а управляют ею все, то главная задача участников — мысленно следить за всеми перемещениями мухи и не допускать ее выхода за пределы игрового поля. Если это произошло, то ведущий заявляет: «Муха улетела»,
— и игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. По команде «Муха в центре» игра возобновляется без выбывшего участника.
Вариант 2 (объемный)
78
Описание процедуры
По процедуре данный вариант мало чем отличается от предыдущего, за исключением того, что в данном случае участникам предлагается предста- вить не плоскость 3 на 3 клетки, а куб, состоящий из 27 маленьких кубиков
(нечто вроде прозрачного кубика Рубика с дрессированной мухой внутри).
То есть предыдущая плоскость 3 на 3 клеточки является в данном кубе толь- ко одним из трех слоев. Наша муха в данном случае первоначально сидит в центре куба. Соответственно к первоначальным командам «вверх», «вниз»,
«вправо» и «влево» добавляются еще две команды «вперед» и «назад».
По окончании упражнения следует обсудить затруднения участников и обменяться выработанными техниками сосредоточения и переключения вни- мания.
17.18. «СЧИТАЛКА»
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается поиграть в считалку. Но не в простую, а в особенную. Первый участник называет число
«один», сидящий слева от него участник называет число «два», затем сле- дующий за ним по кругу (по часовой стрелке) говорит «три» и так далее.
Особенность заключается в следующем: участнику, которому предстоит на- звать число, кратное «4» или содержащее в себе цифру «4» (например, 4,
8,12, 14, 16 и т. д.), необходимо хлопнуть в ладоши и тем самым пропустить ход. Данное число называет следующий за ним человек. Если кто-то ошиба- ется, то он выбывает из игры, но остается сидеть на своем месте, пропуская ходы.
Комментарии
Можно усложнить условие, добавив в процессе выполнения упражне- ния дополнительную кратность, например «3». В результате хлопать должны
78
Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].
144

участники, на кого выпадают числа: 3, 4, 6, 8, 9, 12 и т. д. При данном испол- нении участники выбывают гораздо быстрее.
17.19. «ЧУЖИЕ КОЛЕНКИ»
79
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Каждый участник кладет свою пра- вую руку на левое колено соседа справа, а левую руку на правое колено сосе- да слева. Таким образом, все руки участников лежат на чьих то коленях та- ким образом, что на коленях каждого из них лежат чьи-то руки.
Задача участников — хлопать по коленкам соседа таким образом, что- бы в целом по кругу руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Получается бегущая волна хлопков по кругу. При кажущейся простоте участники сразу начинают сбиваться. Сложность заключается в том, что им необходимо следить за тем, когда очередь дойдет до их руки, а не до их коленки. Участник, который ошибся, убирает свою проштрафившуюся руку. После того как и вторая его рука ошибется, участник выбывает из игры вместе со стулом. Круг сжимается, и упражнение продолжается.
Через некоторое время упражнение можно усложнить, предоставив право каждому участнику менять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо в момент, когда до его руки доходит очередь, быстро хлоп- нуть ею по коленке дважды. После этого волна должна пойти в обратную сторону.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Глава 18
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППО-
ВОЙ ДИСКУССИИ
Групповая дискуссия является средством для исследования процесса принятия решения группой и развития навыков убеждающего воздействия.
Наблюдение за ходом дискуссии в группах показывает умение участников организовывать свою деятельность, владеть собой, слушать друг друга, аргу- ментированно доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии развора- чиваются жаркие споры, которые наглядно демонстрируют самим участ- никам их недостаточную компетентность в общении и необходимость само- совершенствования в этом.
Для отработки навыков ведения дискуссии в группе обычно использу- ются различные задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выра- ботать общее групповое решение. Разными авторами описано несколько по- добных заданий, являющихся модификациями упражнения «Потерпевшие кораблекрушение», описанного К. Рудестамом.
18.1. «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
80
79
Идея предложена Г. И. Марасановым [35].
80
Рудестам К. Групповая психотерапия.
145

Описание процедуры
Каждому участнику дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
Инструкция
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате по- жара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от бли- жайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара.
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, не- сколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.
Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов
• Секстант.
• Зеркало для бритья.
• Пятилитровая канистра с водой.
• Противомоскитная сетка.
• Одна коробка с армейским рационом.
• Карты Тихого океана.
• Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой ох- раной).
• Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.
• Маленький транзисторный радиоприемник.
• Средство, отпугивающее акул.
• Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
• Пять бутылок питьевого спирта.
• Девять метров нейлонового каната.
• Две коробки шоколада.
• Рыболовная снасть.
После того как завершена индивидуальная классификация, группе да- ется 45 минут для выполнения общего задания. При этом группе сообщается, что она должна, руководствуясь принципом достижения согласия при приня- тии совместного решения, прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет ча- стью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.
146


Комментарии
После того как группа проранжировала все предметы в зависимости от их важности, эти результаты, как и результаты индивидуального ранжирова- ния можно сравнить с порядком классификации, проведенным «экспертами».
(Эти данные приведены далее.)
После этого следует провести обсуждение того, как группа вырабаты- вала общее решение. При этом можно рассмотреть следующие вопросы: Ка- кие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
Как проявлялись лидеры? Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему?
Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Что мешало в разработке общего решения? Как следовало прово- дить дискуссию, чтобы ее результат был более успешным?
Дискуссию группы лучше снимать на видеокамеру. Если такой воз- можности нет, то можно назначить одного или нескольких человек на роль наблюдателей, которые могут предоставить после выполнения задачи обрат- ную связь о групповом и индивидуальном поведении.
Экспертная оценка
Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спа- сателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, не- возможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть ис- пользованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Вторыми по значению являются такие вещи, как пятилитровая канист- ра с водой и коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для вы- живания.
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализа- ции. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно вне плота) и бу- дет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пи- щу.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Использу- ется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
147


7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связы- вания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.
9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может по- служить спасательным средством.
10. Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно.
11. Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растира- ния тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вы- звать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную цен- ность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навига- ционных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где на- ходятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
* * *
Далее описаны дополнительные сюжеты к данному упражнению, кото- рые могут оказаться полезными ведущему. Если кто-то из группы уже «тонул в океане» (то есть выполнял предыдущее упражнение), то ведущий может сделать «катастрофу в пустыне» или запустить участников на Луну.
18.2. «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»
81
Описание сюжета
В данном случае участникам сообщается, что все они — пассажиры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспыхнул пожар, и авиалай- нер совершил вынужденную посадку в пустыне. Они точно не знают, на ка- ком расстоянии от них находится ближайший населенный пункт и в какой стороне. Под обломками самолета им удалось обнаружить только 15 непо- врежденных предметов.
Каждый участник получает бланк, на котором перечислены эти пред- меты. Задача каждого из них — самостоятельно проранжировать эти предме- ты, в соответствии с их значимостью для спасения.
После завершения индивидуального ранжирования группе также пред- лагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов.
Список предметов
81
Сюжет описан И. Вачковым [6].
148

• Полтора литра воды на каждого.
• Пачка соли.
• Магнитный компас.
• Летная карта окрестностей.
• Легкое полупальто на каждого.
• Солнечные очки на каждого.
• Литр водки на всех.
• Карманный фонарь.
• Полиэтиленовый плащ.
• Охотничий нож.
• Ружье с патронами.
• Карманное зеркало.
• Определитель съедобных животных и растений.
• Парашют красно-белого цвета.
• Переносная газовая плита с баллоном.
Комментарии
Данный сюжет интересен тем, что выбор необходимых предметов за- висит от стратегии спасения: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей.
18.3. «ПОЛЕТ НА ЛУНУ»
82
Описание сюжета
В данном случае участникам сообщается, что все они являются члена- ми космического экипажа, направляющегося на Луну. По неизвестным при- чинам космический корабль потерпел крушение на солнечной стороне Луны, примерно в 300 км от планируемого места посадки на станции-базе. Все ока- залось уничтожено, кроме указанных на бланке предметов. Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Помощи ждать неотку- да. Первоначальная задача каждого из участника заключается в выборе наи- более необходимых предметов для преодоления пути до станции. Для этого необходимо самостоятельно проранжировать предметы, указанные в бланке, в соответствии с их значимостью для спасения.
После завершения индивидуального ранжирования группе также пред- лагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов.
Список предметов
• Пищевые концентраты.
• 20 метров нейлонового шнура.
• Шелковый купол парашюта.
• Переносной обогреватель на солнечных батареях.
• Спички.
• Коробка сухого молока.
• Кислородные баллоны — 2 шт. по 50 кг.
82
Сюжет описан Н. В. Борисовой и А. А. Соловьевой.
149