ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1024
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
встать так же, как они стояли в оригинальной композиции, для того чтобы заметить отличие.
Далее за дверь выходит следующий доброволец.
Комментарии
Обычно в процессе развития упражнения участники сами усложняют процедуру, делая более сложную композицию, увеличивая число входящих в нее участников и даже частично переодеваясь после разрушения оригиналь- ной скульптуры.
17.3. «ФОТОРОБОТ»
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который садится на отдельный стул в дальней части комнаты или за что-нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участ- ники не могли его видеть, но он мог бы слышать то, что о нем говорят. Ве- дущий рассаживает группу таким образом, чтобы они сидели спиной к этому участнику. Задача группы — описать, как выглядит этот человек. При этом ведущий, как фиксирующий информацию, просит вспомнить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и т. п. Если возникают спорные версии, следу- ет фиксировать их все. Ведущий может стимулировать группу, задавая во- просы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что-то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и т. п. При этом ведущему следует принимать от груп- пы только описания, а не интерпретации, останавливая их при необходимо- сти.
По окончании составления фоторобота участник возвращается в груп- пу. Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его пра- вильность.
После этого дается слово описываемому участнику, чтобы он поделил- ся впечатлениями, рассказал о мыслях и чувствах, которые у него возникали, пока он прятался или ожидал в дальней части комнаты. Именно для этого он и оставался в комнате, а не выходил за дверь.
Комментарии
В процессе ответного слова некоторые участники говорят, что испыты- вали удивление в связи с тем, что группа заметила детали, которым он сам не придавал значения.
Второй раз проводить упражнение в том же виде оказывается менее эффективным. Обычно, предвосхищая второе действие, участники внима- тельно рассматривают друг друга. Можно обратить внимание группы на это.
Можно повторить упражнение, но несколько изменив инструкцию.
Выбирается другой участник. Ему лучше тоже выйти из круга, чтобы не смущать участников. Задача группы — восстановить в деталях, что делал данный человек сразу, как пришел на занятие, но еще до того, как занятие началось. Как вошел? Что сказал? Куда прошел? Что сделал? Где встал или сел? С кем говорил? О чем говорил? Что при этом делал? И т. п., но как мож- но более подробнее. Можно ограничиться 10 минутами и назвать упражне-
136
Далее за дверь выходит следующий доброволец.
Комментарии
Обычно в процессе развития упражнения участники сами усложняют процедуру, делая более сложную композицию, увеличивая число входящих в нее участников и даже частично переодеваясь после разрушения оригиналь- ной скульптуры.
17.3. «ФОТОРОБОТ»
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который садится на отдельный стул в дальней части комнаты или за что-нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участ- ники не могли его видеть, но он мог бы слышать то, что о нем говорят. Ве- дущий рассаживает группу таким образом, чтобы они сидели спиной к этому участнику. Задача группы — описать, как выглядит этот человек. При этом ведущий, как фиксирующий информацию, просит вспомнить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и т. п. Если возникают спорные версии, следу- ет фиксировать их все. Ведущий может стимулировать группу, задавая во- просы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что-то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и т. п. При этом ведущему следует принимать от груп- пы только описания, а не интерпретации, останавливая их при необходимо- сти.
По окончании составления фоторобота участник возвращается в груп- пу. Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его пра- вильность.
После этого дается слово описываемому участнику, чтобы он поделил- ся впечатлениями, рассказал о мыслях и чувствах, которые у него возникали, пока он прятался или ожидал в дальней части комнаты. Именно для этого он и оставался в комнате, а не выходил за дверь.
Комментарии
В процессе ответного слова некоторые участники говорят, что испыты- вали удивление в связи с тем, что группа заметила детали, которым он сам не придавал значения.
Второй раз проводить упражнение в том же виде оказывается менее эффективным. Обычно, предвосхищая второе действие, участники внима- тельно рассматривают друг друга. Можно обратить внимание группы на это.
Можно повторить упражнение, но несколько изменив инструкцию.
Выбирается другой участник. Ему лучше тоже выйти из круга, чтобы не смущать участников. Задача группы — восстановить в деталях, что делал данный человек сразу, как пришел на занятие, но еще до того, как занятие началось. Как вошел? Что сказал? Куда прошел? Что сделал? Где встал или сел? С кем говорил? О чем говорил? Что при этом делал? И т. п., но как мож- но более подробнее. Можно ограничиться 10 минутами и назвать упражне-
136
ние «10 минут из жизни человека». Ведь прошли 10 минут жизни. Они бы- ли чем-то наполнены.
По возвращении участника в круг ему зачитывается описание десяти минут его жизни и предоставляется возможность исправить неточности.
17.4. «ОПИШИ ПАРТНЕРА»
72
Данное упражнение можно использовать как дополнение предыдущего или как самостоятельное.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах и состоит из двух частей. После объ- единения участников в пары, им предлагается выполнить упражнение со- гласно инструкции ведущего.
Часть 1 (разминочная)
Инструкция
Внимательно посмотрите на вашего партнера в паре и постарайтесь за- метить как можно больше визуальной информации о нем (достаточно 30 с).
Возьмите тетради и ручки и сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине).
Сейчас я буду задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Вам необходимо записывать ответы в порядке предъявления вопросов.
• Какого цвета волосы у вашего партнера?
• Какого цвета глаза у вашего партнера?
• Есть ли на лице у вашего партнера родинки, и если есть, то где они находятся?
• Какого цвета брови у вашего партнера?
• Есть ли на лице вашего партнера какие-нибудь ямочки или морщин- ки, и если есть, то где они находятся?
По окончании участникам предлагается развернуться лицом к партнеру и каждому по очереди зачитать ответы и проверить их правильность.
Часть 2 (основная)
Инструкция
Еще раз внимательно посмотрите на вашего партнера.
Сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера.
Сейчас я буду продолжать задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Ваша задача — записывать ответы в порядке предъявления вопро- сов.
• Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как они называются? Какой они формы? Какого цвета циферблат?
Какого цвета ремешок? Из какого материала сделан ремешок? и т. п.
• Опишите, какая обувь на вашем партнере? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки?
Если есть, опишите, какие они?
72
Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
137
По возвращении участника в круг ему зачитывается описание десяти минут его жизни и предоставляется возможность исправить неточности.
17.4. «ОПИШИ ПАРТНЕРА»
72
Данное упражнение можно использовать как дополнение предыдущего или как самостоятельное.
Описание процедуры
Упражнение выполняется в парах и состоит из двух частей. После объ- единения участников в пары, им предлагается выполнить упражнение со- гласно инструкции ведущего.
Часть 1 (разминочная)
Инструкция
Внимательно посмотрите на вашего партнера в паре и постарайтесь за- метить как можно больше визуальной информации о нем (достаточно 30 с).
Возьмите тетради и ручки и сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине).
Сейчас я буду задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Вам необходимо записывать ответы в порядке предъявления вопросов.
• Какого цвета волосы у вашего партнера?
• Какого цвета глаза у вашего партнера?
• Есть ли на лице у вашего партнера родинки, и если есть, то где они находятся?
• Какого цвета брови у вашего партнера?
• Есть ли на лице вашего партнера какие-нибудь ямочки или морщин- ки, и если есть, то где они находятся?
По окончании участникам предлагается развернуться лицом к партнеру и каждому по очереди зачитать ответы и проверить их правильность.
Часть 2 (основная)
Инструкция
Еще раз внимательно посмотрите на вашего партнера.
Сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера.
Сейчас я буду продолжать задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Ваша задача — записывать ответы в порядке предъявления вопро- сов.
• Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как они называются? Какой они формы? Какого цвета циферблат?
Какого цвета ремешок? Из какого материала сделан ремешок? и т. п.
• Опишите, какая обувь на вашем партнере? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки?
Если есть, опишите, какие они?
72
Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
137
• Есть ли пуговицы у вашего партнера? Если есть, то сколько их и где они находятся? Опишите, какой они формы и какого цвета?
• Есть ли у вашего партнера какие -либо украшения? Если есть, то опишите, какие они и где находятся?
• Какого цвета носки у вашего партнера? Удивительно, но некоторые участники даже описывают цвет и ширину полосок на носках. Обычно это девушки, но партнер у них, как правило, юноша.
• Какой ручкой пишет сейчас ваш партнер? Опишите ее.
После окончания участникам предлагается снова развернуться лицом к партнеру и зачитать написанные ответы.
Комментарии
Нередко участник указывает на наличие какой-то вещи, например ча- сов, которой нет у его партнера. В одних случаях оказывается, что у него есть такие часы, но сегодня он их не надел. В других случаях можно поискать по- добные часы у других участников группы, и очень часто они у кого-то нахо- дятся.
На этих примерах можно выйти на обсуждение того, что нередко мы приписываем другому человеку те качества, которых у него нет, так как он уже изменился. Более того, нередко мы приписываем человеку качества, ко- торых у него никогда и не было, перенося их на него с другого человека...
17.5. «ГДЕ Я?»
73
Описание процедуры
Ведущий предлагает группе закрыть глаза и по очереди (по кругу) на- зывает имя участника и задает каждому из них по вопросу, касающемуся пребывания здесь и сейчас.
Участник, которому был задан вопрос, отвечает на него вслух. Осталь- ные участники, каждый про себя, отмечают неточности ответа. Позже, в про- цессе обсуждения упражнения, у всех будет возможность высказаться. Во- просы могут быть следующими:
• Сколько человек находится в этой комнате?
• Сколько окон в этой комнате?
• Сколько ламп в этой комнате?
• Какая дверная ручка на входной двери? (Описать)
• Какого цвета стены (обои) в комнате?
• В чем одет сосед справа?
• Какая обувь у соседа слева?
• И т. п.
Вопросы могут касаться участников, их одежды, особенностей комна- ты, предметов, находящихся в комнате, и др.
Во время обсуждения ведущий еще раз по порядку зачитывает задан- ные ранее вопросы, давая каждому участнику возможность дополнить свой ответ и устранить неточности.
73
Идея предложена А. Г. Лидерсом [28].
138
17.6. «ТЫ ЕГО УЗНАЕШЬ?»
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который выходит за круг и встает спиной к группе. Второй доброволец описывает внешний облик любого человека, си- дящего в круге. Все описания он должен давать ПРО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА (у этого человека, на этом человеке... и т. п.). Для усложнения процедуры мож- но запретить описания, раскрывающие пол человека. Это более чем вдвое уменьшит сообщаемую информацию. Нельзя будет говорить о юбке или брюках, о длине волос, большинстве украшений и т. п.
Задача участника за кругом — угадать, кого ему описывают. (В услож- ненном варианте он не может задавать вопросы.)
Если у угадывающего участника появилась версия, в которой он уве- рен, он называет имя. В случае его успеха группа аплодирует, и за круг вы- ходит следующий. Если участник не угадал, то группа ему описывает психо- логические и социальные качества угадываемого человека до тех пор, пока он не угадает его имя.
Комментарии
В процессе обсуждения полезно предложить участникам поделиться возникающими в процессе выполнения упражнения трудностями. Обычно они касаются того, что отгадывающий участник не может сам запросить нужную ему информацию. Соответственно трудности описывающего участ- ника чаще заключаются в том, что он готов помочь, но не знает, какая допол- нительная информация нужна.
17.7. «ПРИЗНАК ОТЛИЧИЯ»
74
Описание процедуры
Выбирается доброволец, который выходит за дверь. Участникам пред- лагается разделиться на две группы по какому-либо заметному признаку.
Первоначально можно помочь группе, предложив разделиться по про- стому внешнему признаку: например, справа садятся участники со светлыми волосами, а слева — с темными. Или по одежде: справа сидят участники в брюках, слева — в юбках.
После того как группа разделилась на две части, приглашается участ- ник, который все это время нетерпеливо ожидал за дверью, и ему предлагает- ся определить, по какому признаку они различаются. Если участник долгое время не может справиться с заданием, то группа может ему помочь наводя- щими вопросами и фразами. После того как участник угадал признак разде- ления группы, за дверь выходит следующий кандидат.
Комментарии
По мере развития упражнения группа постепенно переходит от про- стых внешних отличий к более индивидуальным: интересы, хобби, черты ха- рактера и т. п.
74
Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
139
17.8. «СЫЩИКИ»
Описание процедуры
Упражнение выполняется в круге. Изготавливаются карточки с имена- ми всех участников. Каждый участник вытягивает одну из них, не показывая никому. Если ему досталась карточка с его именем, то он возвращает ее об- ратно и берет другую.
Задачи для всех участников:
• Скрытно наблюдать за участником, имя которого он «вытянул», для того чтобы определить, за кем наблюдает этот участник. При этом не рас- крыть себя.
• Определить, кто наблюдает за ним. Необходимое время 5—10 минут.
Ведущий в течение этого времени может рассказывать про важность развития собственной наблюдательности. Или про то, что на каждом этапе жизни всегда кто-то наблюдает за человеком: будь то его родители, его со- весть или бог.
По окончании процедуры каждый участник по кругу говорит свое предположение о том, кто следил за ним и как он узнал об этом. После того как круг завершился, каждый участник по кругу «раскрывается», показы'вая карточку с именем того, за кем он следил, и высказывает свое пред- положение о том, за кем, по его мнению, следил его подопечный.
Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисля- ются тем:
• кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;
• кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;
• кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.
После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.
Б. Упражнения для развития мышления
75
17.9. «СИТУАЦИЯ»
Описание процедуры
Группа делится на подгруппы (до пяти человек каждая). Ведущий предлагает ситуацию, например: «Он проснулся ночью и заметил какое-то
существо в углу комнаты».
Задача каждой подгруппы: в течение 15 минут написать как можно больше версий, объясняющих данную ситуацию, или то, что это за существо.
Версии могут быть любыми, даже самыми фантастическими.
По окончании заданного времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает та подгруппа, которая написала большее количество вер- сий.
75
В главе 18 предложен ряд занимательных задач, которые вы также можете использовать и в тренинге раз- вития гибкости мышления
140
После этого ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать, как они придумывали версии, и организует короткое обсуждение.
Затем группе в составе тех же подгрупп предлагается следующая си- туация, например: «Вернувшись из магазина, он обнаружил, что дверь его
квартиры распахнута. Хотя дома никого не было и ключ он никому не да-
вал».
Участникам также дается 15 минут, по окончании зачитываются вер- сии.
Если какая-то подгруппа стабильно показывает низкий результат по отношению к другим, то можно поменять состав подгрупп.
17.10. «ПРИЗНАКИ»
Описание процедуры
Группа делится на несколько команд. Ведущим задается два или более признака. Например:
1) инструмент,
2) с отверстиями.
Задача каждой команды — придумать как можно больше предметов, одновременно обладающих данными признаками. Время выполнения 5—10 минут.
По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.
17.11. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Описание процедуры
Упражнения выполняются в подгруппах. Время выполнения — 10—15 минут. Предлагается три не связанных друг с другом слова. Задача каждой подгруппы — составить как можно больше предложений, каждое из которых должно включать эти три слова одновременно. По окончании времени каж- дая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает подгруппа, написавшая большее количество версий.
Упражнения-головоломки
76
Данные упражнения относятся к разряду задач-головоломок, предна- значенных для поиска совместного решения. Их лучше выполнять в малых группах (до 5 человек). Большие группы следует разделить на несколько ко- манд.
Ведущий описывает ситуацию и предлагает участникам совместно ис- кать решение. При этом участники группы могут в произвольной форме предлагать свои варианты решения и задавать вопросы ведущему, на которые он может отвечать только «да» или «нет».
17.12. «АДАМ И ЕВА»
76
Ответы Приводятся в конце данной части.
141
Описание процедуры
Ведущий предлагает ситуацию: «Адам уронил предмет, и Ева умерла».
Вопросы командам:
• Какой предмет уронил Адам?
• Почему умерла Ева?
Команды по очереди задают ведущему вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет».
Выигрывает команда, которая ответит на поставленные условием во- просы.
17.13. «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»
Описание ситуации
Давным-давно жили два принца. Они родились близнецами и постоян- но стремились превзойти один другого. Их отец Король делал все, чтобы они жили дружно, не соперничали и поддерживали друг друга. Он сулил им на- грады и грозил им карами, но ничто не было столь близко сердцу каждого принца, как возможность взять верх над другим. Всю жизнь Король стремил- ся примирить их, но ничего не мог поделать с их стремлением к соперниче- ству. И когда уже подошло ему время умирать, он придумал план. В своем завещании он повелел, чтобы сыновья доехали верхом до края королевства, благо оно было не очень большим, и вернулись назад в королевский замок.
Тот из них, чья ЛОШАДЬ войдет в ворота замка ВТОРОЙ, унаследует все королевство. При этом они могли спешиться за все это время только один раз, чтобы отдохнуть и напоить лошадей. И принцы отправились в путь. Ка- ждый из них старался ехать медленнее другого. После двух дней и двух но- чей, в течение которых они всячески замедляли ход, принцы и их лошади, выбившись из сил, доехали до края королевства. В крайней усталости они ос- тановились на ночь в придорожном трактире. На следующее утро трактир- щик разбудил их обоих, чтобы они продолжили свой путь. Когда они собра- лись в дорогу, один из братьев шепнул что-то другому на ухо. И тогда они оба рассмеялись, вскочили в седла и со всей скоростью пустились к замку.
Вопрос
Что один из братьев прошептал другому на ухо?
17.14. «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»
Описание ситуации
Крестьянин и принцесса полюбили друг друга, и крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отру- бить крестьянину голову за дерзость.
Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.
Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карточек и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карточке будет написано «Свадьба», а на другой «Смерть». Если он откажется, то ум- рет. Однако король смошенничал: он написал на обеих карточках «Смерть» и
142