Файл: Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 978
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60
Тридцать шесть таттв
систем тантрического шиваизма
Śiva
Śakti
Sadāśiva iśvara
śudhavidyā māyā kalā vidyā rāga niyati kāla puruṣa prakṛti buddhi ahamkāra manas
śrotra tvāk cakṣus rasana ghrāṇa vāc pāṇi pāya upasta pāda
śabda sparśa rūpa rasa gandha
ākāśa vāyu tejas jala pṛthivī вечный Шива
Владыка чистое знание космическая иллюзия принцип определения мудрость страстная привязанность необходимость время
Дух и Владыка
Природа интеллект
«эготизм» внутреннее чувство слух осязание зрение вкус обоняние речь хватание испражнение соитие движение звук прикосновение форма вкус запах пространственный эфир воздух огонь вода земля
61
Другой элемент, общий для всех религий Индии, это йога, которая, как часто говорят, столь же стара, как и Индия. В тантрическом мире мы обнаруживаем йогу на каждом шагу – далее мы рассмотрим в подробностях ее природу и место в медитативных и ритуальных практиках. Отметим здесь только, что тантрическая йога не тождественна йоге «Йога-сутр»
Патанджали. Тантрическая йога это то, что принято называть хатха-йогой, чья практика основывается на воображаемой структуре каналов (nāḍi) и энергетических центров и узлов (grantha, cakra или padma), представляемых как присутствующие в человеческом теле (иногда за его пределами). Здесь же в особенности и обнаруживается кундалини, божественная энергия, заключенная в теле и в то же время превосходящая его. Именно с этим подвергшимся интериоризации
1
образом кундалини, энергетической структурой и местом присутствия божеств в тантрической йоге осуществляется аскеза.
Наряду с этими общеиндуистскими элементами имеются и другие, которые более присущи тантризму, даже если иногда они обнаруживаются и в других местах, в частности, в пуранах. Однако здесь их следует упомянуть, так как они составляют часть бесконечно сложной тантрической концепции вселенной. Вселенная, важно отметить, проистекает из манифестации (sṛṣṭi) творящей, поддерживающей и одушевляющей энергии божества и одновременно из его энергии сокрытия (tirodhāna), которая становится препятствием для освобождения, а также и энергии его милости (anugraha) своим почитателям, которым оно предлагает пути (adhvan) к спасению. Эти представления о космосе и человеке занимают явное место в циклической концепции времени со сменяющими друг друга рождениями и поглощениями вселенной – кальпами, в свою очередь, разделенными на юги – а эта концепция всегда была присуща индийской культуре. Эти космические процессы равным образом представлены в космогонических историях, варьирующихся в зависимости от традиции, но имеющих, как правило, одну и ту же общую структуру, которая к тому же повсеместно обнаруживается в пуранах.
Если космогонические и мифологические истории являются пураническими, человеческий аспект этой космической божественной игры – этой всеохватывающей метаистории – был бы специфически тантрическим.
Путь человека к освобождению не только изоморфен процессу поглощения вселенной (saṃhāra): он происходит с теми же самыми составными элементами, которые интериоризуются или ритуально размещаются на теле и духе человека, для которого инициация, дикша (обряд, в ходе которого регионы космосы налагаются на тело адепта) открывает путь к спасению.
1
Интериоризация – переход извне внутрь, психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. – Прим. пер.
62
Это взаимопроникновение, этот изоморфизм человеческого и божественного, присутствующий в одном и том же процессе миропроявления, космического развертывания (или рабства, но в мире, где содержатся элементы спасения), а затем возвращения к божественному источнику, но и божеству, чья космическая щедрость всегда присутствует в мире, характерна для божественно-человеческого (теоантропокосмического) подхода тантризма. Этот взгляд обнаруживается, в различных степенях и формах, во всех формах тантрической традиции.
Наконец, следует напомнить (так как религиозный феномен представляет собой социальное явление), что тантрическое учение в принципе открыто индуистам без различия касты и пола. Как мы уже говорили, тантры все-таки не отвергают кастовую систему. Отрекшиеся от мира адепты, чьи практики носят иногда трансгрессивный характер, могут, конечно, ее игнорировать и выходить за ее рамки, но адепты, живущие в миру, как правило, относятся с уважением к установлениям собственной касты: в тантризме нет ничего социально подрывного, совсем наоборот. Что касается женщин, если они имеют доступ к инициации, если духовное совершенство и могущество за ними повсеместно признаются и даже иногда превозносятся, у них нет доступа к отправлению ритуала. Они сохраняют по меньшей степени двусмысленный статус индуистской женщины: не следует забывать, что религиозное обожествление женщины в Индии и обожествление женской энергии, шакти, представляют собой продукт мужского творчества (согласно удачному выражению одной американской исследовательницы-антрополога, это «male constructions of femaleness»
1
).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Конституирующие черты школ тантризма
Здесь еще мы в большей степени остановимся на точках соприкосновения, чем на различиях с целью подчеркнуть то, что составляет сущность теологии, метафизики и, возможно, психологии тантризма или, другими словами, на том, как тантрики смотрят на мир, думают и живут
2
Как мы видели, без сомнения, именно к первооснове к верованиям, связанным с культами, как правило, грозных божеств, йогини в особенности, как к первоооснове восходят тантрические верования, теоретические построения и практики, которые кажутся нам с самого начала имевшими шиваитскую природу – более или менее сходные древние элементы могли сыграть также роль в происхождении вишнуитских самхит.
Эти совокупности божеств, эти пантеоны, присущи религиозным тантрическим системам. Обычно они включают главное божество, в принципе связанное с другим божеством противоположного пола, как например, Шива и Шакти. Так мы имеем Кали / Дургу и Шиву / Бхайраву,
1
«Мужские конструкции женственности» (англ.). – Прим. пер.
2
Для уточнения читатель, которому будет интересна эта тема, может обратиться к работам, упомянутым в примечаниях или в библиографии.
63
Трипурасундари и Бхайраву, Кубджику и Наватмана и т.д. При этом мужской элемент может занимать либо доминирующее положение, либо чаще подчиненное (даже если в метафизическом отношении он остается высшим)
– культы амнай кулы являются культами богинь. Иногда главное божество может быть также одно, как в особенности в случае форм Кали. Равным образом оно может быть тройственным, как три высшие богини трики, Пара,
Парапара и Апара, помещенные выше Шивы
1
. Также практически всегда это божество окружено младшими божествами, ипостасями, изошедшими из него и распространяющими его энергию во вселенной. Данные божества в ритуальной практике и в медитации обычно представляются вокруг него концентрическими кругами, образуя мандалу
2
Это «мандалическое» расположение понтеона присуще тантризму. Он умножает божественные ипостаси, видя их активными в мире, как и в человеческом теле, рассматривая даже действия, объекты и ритуальные практики как соответствующие божественные манифестации; например, мудры в «Йогини-хридае» это одновременно жесты или позы тела и божества. Мантры, со своей стороны, это боги и богини (в таком случае их называют видья); утверждается, что их семьдесят миллионов, сверхъестественных сущностей, которые все, очевидно, обладают наглядной и доступной воображению формой. Но мантры также представляют собой наивысший аспект, сущность, сотканную из слова, любого тантрического божества. В этом отношении мантра это божество – отсюда и термин мантра- марга, применяемый к пути обретения могущества и освобождения, присущему шиваитским школам, как мы скоро увидим. Заметим, наконец, что хотя тантрические божества целиком связаны с мантрами, среди своих конкретных характерных черт они также часто обладают точным местом, где у них есть святилище, как правило, называемое питхой. Таким образом, у каждой школы есть свои святые места: кула насчитывает четыре главных.
Это географическое распределение божеств способствует наделению земли
Индии сакральным статусом.
Следовательно, божественный мир повсеместно присутствует в мире, где живут люди. Мы видели, что эти миры иерархически связаны через систему таттв. Эта близость, это взаимопроникновение божественного мира и мира проявленного, это проникновение одного в другой подкрепляется с точки зрения теологии фактом, что в шиваизме, как и в вишнуизме тантрические школы являются придерживаются теории эманации. Божество здесь не побуждает явится свыше посредством санкционирующего творение
1
Заметим, что эти три богини имеют своих мужских коррелятов, и таким образом принцип полярного дуализма мужского и женского, лежащий в основе тантризма, не нарушается. – Прим. пер.
2
Именно таким образом мы видим их в храмах круглой формы, сохранившихся до сих пор в Центральной Индии, при этом йогини расположены по кругу, в центре которого находится изображение Бхайравы. Случается, что святилища божеств распределены по территории так, чтобы образовать мандалу. Мы увидим это в 10-й главе.
64 fiat
1
, вселенную, от которой оно остается на удалении: оно вечно приводит в существование космос, чей архетип оно хранит, проецируя его из себя (но также в себя, потому что оно является вездесущим), и это происходит через игру его энергии, которая беспрестанно поддерживает, пропитывает и одушевляет весь процесс манифестации (sṛṣṭi), и эту манифестацию оно вберет в себя (saṃhāra) в конце каждого цикла существования космоса.
Именно на основе этих культов, со всеми сопровождающими их практиками и теоретическими построениями, в только что описанном нами духе образуются недуалистические системы, чьи основные аспекты мы сейчас рассмотрим. Подчеркнем, что здесь мы всегда имеем дело не только с теологическими (или, если угодно, теософскими) конструкциями, но с системами, объясняющими появление и функционирование мира, взглядом на вселенную и место, занимаемое в ней человеческим существом, которое, будучи микрокосмосом, отражает и является частью макрокосмоса как такового и стремится к освобождению здесь от оков; оно пытается избавиться от этого рабства, овладевая вызывающими его силами и используя их для своего спасения: спасения, освобождающего его от мира, но одновременно могущего быть источником наслаждений и могущества.
Это тантрическая концепция освобождения, которое достигается посредством аскезы, садханы, важного элемента любой ритуальной практики или любого духовного поиска в тантризме. В шиваизме эта практика может осуществляться в двух различных метафизических перспективах: дуалистической и недуалистической.
Таким образом, существует дуалистическая в принципе позиция шайва-сиддханты, где спасение может быть достигнуто в конце жизни посредством ритуальной прижизненной практики, и позиция недуалистических школ (прежде всего, кулы), где можно обрести освобождение в этой жизни благодаря гнозису (jñāna), прижизненной реализации на телесном и душевном уровнях божественной природы как вселенной, так и человеческого существа, при этом обряды здесь имеют в принципе вспомогательную, хотя и важную роль, а божественная милость также находит здесь свое место, которое может быть значительным
2
Недуалистические системы культа и верований являются теми, где обнаруживаются самые странные, иногда трансгрессивные обряды и особенно самые утонченные теоретические построения. Именно здесь, без сомнения, наилучшим образом видно, каким образом человеческое существо, погруженное в огромный по длительности космический цикл, захваченное этой божественной фантасмагорией, отождествляет себя с этим процессом возвращения к первоисточнику, когда оно направляется к освобождению.
Важность этих теоретических построений, как и особый (очень
1
fiat – да будет (лат.) – Прим. пер.
2
Ануграха, милость, одна из пяти функций (paňcakṛtya) Шивы. Абхинавагупта и другие мистики-шиваиты придавали ей большое значение. По этому вопросу я отсылаю к работам Лилиан Сильбюрн, которые можно отыскать в библиографии.
65
«тантрический») характер этих обрядов приводит к тому, что часто именно ими ограничивается рассказ о тантризме, что создает неточное представление о нем.
Шайва-сиддханта
Это путь ритуального действия. Он важен по двум причинам. Прежде всего, потому что доктрина и практики шайва-сиддханты до сих пор сохранились в Индии и, в особенности, в храмах Юга; стало быть, мы имеем здесь дело с тантрической практикой в ее живой форме, которую можно еще наблюдать. Затем, как было сказано, ее учение рассматривается в различных шиваитских школах, даже недуалистических, как образующее их собственную общую доктрину, базовый элемент, в частности, в сфере ритуала. К этой основе лишь добавляется наряду с различными теоретическими взглядами более сложный, эзотерический элемент недуалистических тантр.
Учение классической шайва-сиддханты, если так можно сказать, представляет собой умеренный тантризм. Оно развивалось на протяжении столетий, при этом его различия с недуалистическими школами понемногу становились все более очевидными. А значит, представляя здесь краткую характеристику шайва-сиддханты, я склонен полагать, что это учение подвергалось изменениям и зафиксировалось в своей классической форме только к X или XII вв. С этой оговоркой можно, однако, утверждать следующее.
В шайва-сиддханте почти не отыскать трансгрессивных практик
(ритуальные подношения в ней являются вегетарианскими и не содержат алкоголя). Нет здесь и грозных божеств. Шакти не является самостоятельной силой, вызывающей ужас богиней, но только энергией Шивы, которому поклоняются в его мирном проявлении Садашивы. Кроме того, шайва- сиддханта за редким исключением является дуалистической, то есть человеческая душа и божество здесь представляются как различные сущности. Также мир, творение божества, отличен от самого божества: он является продуктом деятельности майи (māyā), вездесущей, одушевляющей, но бессознательной силы, творящей многообразную вселенную, где человеческое существо может отыскать свое спасение. Но в этом случае «Я», освобожденное от уз мирского бытия, не сливается с Шивой, высшим божеством. Верующий только уподобляется его сущности: он становится не
Шивой (Shiva), но «равным Шиве» (un Shiva), тождественным божеству, но отличным от него. Пусть он и может на своем духовном пути обрести сверхъестественные силы (siddhi) благодаря мантрам, он не становится единым целым со всемогущим божеством. Эти особенности необходимо подчеркнуть, так как они не соответствуют представлениям, которые мы часто составляем себе о тантризме.