Файл: Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 981
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
66
Напротив, общепринятому мнению отвечает наличие в шайва- сиддханте множества тщательно совершаемых ритуалов, наряду с существенно важной ролью мантр и тем, что верующие могут мысленно представлять и переживать совершение обрядов – эта черта присутствует во всех школах тантризма: обряды, медитация и йога являются такой же игрой творческого воображения. Позже мы вернемся к этому очень важному моменту. Но если ритуализм свойственен всем направлениям тантризма, ритуализм дуалистического шиваизма основывается на представлении, которое является его исключительной особенностью: сущностная нечистота
(mala), с которой рождается всякое человеческое существо, нечто вроде первородного греха, вовлекающего это существо в круг перерождений, сансару (saṃsāra), представляет собой субстанцию (dravya), а значит, избавиться от этой нечистоты, чтобы обрести спасение, возможно лишь посредством действия, точнее, ритуального действия. Главным из этих действий является шиваитская инициация, дикша (dīkṣā), первый шаг на пути к освобождению. Только ритуальное действие (конечно, осознанное) может привести к освобождению, которое, впрочем, произойдет только после смерти. Эти представления отличны от недуалистических (как правило, лучше у нас известных). Однако следует добавить: утверждение, что только одни обряды способны привести к освобождению, очень категоричное в старинных агамах, имело тенденцию смягчаться в течение столетий, уступая место гнозису и особенно набожности, бхакти (bhakti), которая начиная с II тыс. н.э. понемногу стала занимать доминирующее положение в религиозной жизни в Индии (тантризм и бхакти вполне совместимы).
Наконец, в социальном отношении в некоторых агамах, как кажется, доступ к их учению открыт только для дваждырожденных. Жрецы шиваитских храмов, как правило, являются брахманами
1
Недуалистические шиваитские школы
Здесь мы имеем дело со значительно более обширной совокупностью, состоящей из различных инициатических традиций. Эти традиции включают, однако, доктрины и практики, которые, все без исключения, восходя к одной и той же древней основе и ссылаясь иногда на одни и те же тантры, имеют (кроме ритуальной базы сиддханты, не говоря обо всем том, что относится к йоге) немало точек соприкосновения, как в области теологии, так и в области понятий; это не системы, отделенные друг от друга непроницаемой стеной. Эти школы часто представляют большой интерес с
1
В этом параграфе мы были вынуждены упростить ситуацию в действительности сложной реальности, поскольку шайва-сиддханта развивалась на протяжении веков.
Согласно самым недавним исследованиям, вначале она почти не отличалась от других тантрических течений. Только позже, к X–XII вв. шайва-сиддханта, вероятно, принял свою «классическую» форму, с публичным культом в храмах Южной Индии. Но все это в данный момент носит еще достаточно предположительный характер.
67 точки зрения философии, йоги или мистики: именно здесь самым полным образом находит выражение теоантропокосмические воззрения (или
«космотеандрические», используя выражение Раймона Паниккара
1
), присущие тантрическому индуизму, «экзистенциальная позиция, служащая основой для догматического здания»
2
, воззрения, проливающие свет на теоретические построения и выступающая базой для практик. Я довольствуюсь тем, что дам общий обзор школ недуалистического шиваизма, уточняя только некоторые особенно любопытные или типичные моменты
3
Эти школы сохраняют связь с шайва-сиддхантой, потому что она содержит для них шиваитское учение базового уровня, к которому они добавляют особое, эзотерическое и трансгрессивное учение, относящееся, согласно им, к намного более высокому уровню. С этой точки зрения, они восходят к древней основе трансгрессивных, визионерских культов, к почитанию грозных божеств – в частности, йогини, которые захватывают мир своей сетью могущества (yoginī-jala), и к аскетам-капаликам, носившим человеческий череп. На этой основе возникли уже упомянутые прототантрические секты пашупатов и лакулов. Появившиеся затем, эти шиваитские школы образовали совокупность, именуемую кула, где они распределились по четырем потокам (āmnāya), каждый из которых обычно связывался с одной из четырех главных cторон света. Каждый поток воплощает особое откровение, вместе с его текстами – тантрами, посвященными культу основного божества и его пантеоуа. Эти амнаи представляют четыре различных аспекта шиваизма не-сайдхантика (а значит, как правило, недуалистического), но они обладают общей основой в отношении терминологии, метафизических и теологических представлений, ритуальных практик и йоги. Вот их главные черты.
1
Раймон Паниккар (1918–2010) – испанский католический богослов, основная тема его сочинений – диалог христианства с индуизмом и буддизмом. – Прим. пер.
2
Я привожу здесь выражение Пьера Адо из его работы «Éloge de la philosophie antique»
(Paris: Allia, 2001), p. 66.
3
Лучшее описание совокупности различных аспектов недуалистического шиваизма на английском содержится в работе Алексиса Сандерсона «Shaivism and the Tantric
Traditions», вышедшей в коллективном сборнике: Sullivan S. et al (eds.) The World’s
Religions. L. 1988. P. 660–703. Это индологическая работа носит достаточно технический характер, но она совершенно доступна. На французском не существует ничего, что можно было бы с ней сравнить. Сведения (предоставленные Лилиан Сильбюрн) о шиваизме в
«L’Inde classique», датируемые сороковыми годами, очень краткие и ныне полностью устарели. Все работы Лилиан Сильбюрн касаются недуалистического кашмирского шиваизма, описывая его главные аспекты, при этом акцент в них делается на его духовном аспекте, глубоким знатоком которого она была. При случае я привожу из них цитаты в этой книге.
68
̶ Пурвамная (pūrvāmnāya), восточный (или первый
1
) поток, который, по- видимому, в действительности является наиболее близким к первоначальной системе каула. В принципе здесь почитают Кулешвару и богиню Кулешвари, окруженных восемью Матерями, включая Брахми и т.д. Это особенно богатое течение, и именно прежде всего на него мы будем ссылаться в последующем изложении.
̶ Уттарамная (uttarāmnāya), северный поток, это как раз поток традиции крамы, где пантеон, культ и практики организованы в последовательности
(krama). Здесь почитается Кали в различных формах. К этому потоку принадлежат важные тексты. В особенности он отмечен творчеством
Абхинавагупты.
̶ Пашчимамная (paścimāmnāya), западный поток, имеет своим главным божеством Кубджику, «согнутую» Богиню, ассоциируемую с богом-мантрой
Наватманом. Эта традиция, кубджика-мата, имеет древнее происхождение.
Она сохранилась до сих пор. Мы рассмотрим ее некоторые интересные моменты.
̶ Дакшинамная (dakṣināmnāya), южный поток, где почитают Камешвару и Камешвари, божества, связанные с любовью и эротикой (kāma). Но прежде всего дакшинамная посвящена культу богини Трипурасундари (вместе с
Бхайравой) – или иногда Лалиты. Ее называют также шривидьей. Без сомнения, это самая молодая из амнай. В Индии и в Непале она по-прежнему в живом состоянии.
Культы четырех амнай отличаются друг от друга во многих отношениях, но им присущи одни и те же общие представления о божестве.
Могло существовать скульптурное или нарисованное изображение этого божества, но отправляющий богослужение должен был прежде всего представлять его себе в воображении: тантрические культы это культы визионерские (мы вернемся к этому вопросу, когда речь пойдет о визуальных репрезентациях во время пуджи (pūjā)). Визуализации также играют существенно важную роль в культовой практике шайва-сиддханты.
Но что касается недуалистических тантр, интериоризованная визуализация божества особенно важна для того, чтобы вызвать состояние одержимости. Эта культовая практика включала ритуальный сексуальный союз, который был предназначен для того, чтобы произвести секреции, необходимые для предложения божеству (в число подношений также входят мясо и алкоголь), при этом принятие этих трансгрессивных подношений
(dravya) должно было помочь адепту выйти за пределы собственного «Я» и самому стать божеством. Школы каула рассматривали этот союз с посвященной женщиной-партнершей, «посланницей» (dūtī) как одну из своих характерных черт. Эти сексуальные обряды иногда совершались во время собраний пар адептов, именуемых йогини-мелапа (yoginī-melāpa), где дути,
1
Это одно из значений слова pūrva. Восток, orient, где встает Солнце, это изначальное направление, всегда упоминаемое первым, и именно на восток обращают лицо во время культового поклонения.
69 женщины-партнерши йогина, выступали воплощением йогини. Сексуальная практика, представленная как великое жертвоприношение кулы, а значит, имеющая исключительное ритуальное и духовное значение, описывается в
29-й главе «Тантралоки» Абхинавагупты. В эпоху этого последнего, на рубеже тысячелетий, ритуальный союз был направлен, как правило, более не на производство секреций для использования их в качестве жертвенного подношения, но принял более метафизическое (и социально отличное) измерение, чтобы посредством оргазма привести к выходу за пределы эмпирического «Я» и к слиянию с божеством, и чтобы одновременно к тому же отметить ритуальное нарушение правил кастового общества.
На уровне не социальном, а ритуальном и духовном для шиваитских недуалистических школ эта трансгрессивность являлась существенно важной чертой, которая определяла их по отношению к другим, до такой степени, что выражение «недуалистическая практика» (advaitācāra) обозначала для них трансгрессивные практики как отказ принимать во внимание дуальность
(dvaita) чистого и нечистого. Напомним также, что для адептов этих шиваитских недуалистических школ йогини действовали не только во внешнем мире, мире духов. Это были также силы, присущие человеческому существу, управлявшие его чувствами и аффектами, и человек посредством этого обожествления также обретал сверхъестественную мощь и измерение, будучи в состоянии привести к отождествлению индивидуального сознания с безграничным сознанием высшего божества (здесь также очевидно преодоление различий между женским и мужским).
Если четыре амнаи разделяли этот дух и эти устремления, то они отличались как составом их пантеона и некоторыми практиками, так и тонкостями метафизики.
Первая, пурвамная, это поток, где сформировалась трика, получившая такое название благодаря роли, которую здесь играют триады и особенно триада трех богинь, Пара, Парапара и Апара (Высшая, белая, неизменная,
Высшая-Не-Высшая, красная и активная, Не-Высшая, черная и яростная), демонстрирующая три аспекта абсолюта, одновременно трансцендентного и активного, деятельного. Мы не располагаем никаким материальным изображением этих богинь, которые на деле выступают скорее как метафизические сущности, поскольку их культ описывается только (в
«Тантралоке», со ссылкой на Девьяямала-тантру) в форме медитативной практики, когда адепт в своем воображении представляет их восседающими на лотосах, помещенных на концах трезубца Шивы
1
. Пару можно было также почитать только как Матрисадбхаву (mātra-sadbhāva), «Сущность Матерей», объединяющую в себе все энергии йогини. Но базовые тексты трики включали «Джаядратха-ямалу», а значит, культ Кали в его грозных формах
Каласанкаршини, Разрушительницы Времени, или Вирьякали, Кали, обладательницы пяти могуществ, черной, истощенной, с шестью головами, окруженной языками пламени и восседающей на Калагнирудре, Рудре огня,
1
См. 5-ю главу.
70 разрушающем вселенную, то есть речь идет о божествах, чья безграничная мощь в конце концов растворяется в бесформенном абсолюте, являющемся их сущностью. На деле существуют только описания и ритуальные предписания в разделах этих тантр, посвященных культу данных богинь.
Также здесь фигурируют уже теологические и метафизические элементы, которые лягут в основу последующей экзегетики.
В равной мере с культом Кали мы имеем дело и в уттарамнае, которая все-таки оставалась ближе, чем трика, к древнему наследию капалика, так как богини здесь имеют еще более грозное обличье и часто головы животных в дополнение к своему основному антропоморфному внешнему виду.
Главная тантра уттарамнаи это «Чинчини-мата-сара-самуччхая». Но эта амная интересна прежде всего тем, что в ее рамках получила развитие школа крама, с присущей ей пятиричной системой. Здесь почитаются группы женских божеств (cakra), чья деятельность развертывается в циклических фазах (krama) и чей импульс обеспечивает жизнь космоса одновременно с жизнедеятельностью сознания. Эти фазы: исхождение (sṛṣti), поддержание
(sthiti), поглощение (saṃhāra) и неизреченное (anākhya), называемая также фазой Кали (kālī-krama), фазой, где то, что сформировало предыдущие фазы, исчезает в чистом вездесущем сознании. Сюда добавляется пятая фаза, совершенно трансцендентная, фаза чистого Света (bhāsa-krama). Культ крамы включал почитание шестидесяти четырех йогини. Что делает все-таки интересным представленный в краме вариант идеи космического цикла, присущей всему индуизму, так это то, что данный цикл осуществляется не главным божеством, а группами Кали, и то, что он представляется как одновременно человеческий и космический. Здесь мы видим элементы, к которым мы вернемся, когда речь пойдет о последующей экзегетике.
Богиня Кубджика, божество пашчимамнаи, имеет своей особенностью то, что она горбата или согнута (kubjikā), а ее партнером выступает прекрасное божество – мантра Наватман – hsksmlvryuūm – которое, хотя и является мантрой, тем не менее обладает внешностью и, подобно всем тантрическим божествам, более или менее конкретными составными частями: лицами (vaktra) или членами тела (aṅga), которые, впрочем, также являются мантрами. Ее культ все еще жив в Непале, где она является тайной богиней неваров, древнего населения долины Катманду.
Тантры дакшинамнаи, которыми мы располагаем, посвящены прежде всего богине Трипурасундари, «Красавице трех миров», связываемой с
Бхайравой. Эта богиня обычно представляется в мирном аспекте, облаченная в красное и восседающая на лотосе. Мантра из пятнадцати слогов, которая является ее звуковым проявлением, это шривидья. Особенность
Трипурасундари заключается в том, что она имеет и форму в образе диаграммы, форму шричакры, которая через символизм представляет картину ее космической деятельности: она созидает вселенную и наполняет ее своим могуществом, а затем вбирает ее в себя. Трипурасундари пребывает в центре янтры, в окружении божеств, которые исходят из нее и которые,