Файл: Проектирование системы управления персоналом организации (на примере общества с ограниченной ответственностью Сезон плюс).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 408
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Система управления персоналом: генезис теорий
1.2 Концептуальная модель системы управления персоналом организации, сориентированной на развитие
1.3 Критерии эффективности управления персоналом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ооо «СЕЗОН ПЛЮС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сезон плюс»
2.2 Структура и кадровый состав организации
2.3 Особенности системы управления персоналом в ООО «Сезон плюс»
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «СЕЗОН ПЛЮС»
3.1 Организационное проектирование системы управления персоналом
3.2 Мероприятия и методы, используемые в сфере управления персоналом ООО «Сезон плюс»
3.3 Рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом в ООО «Сезон плюс»
Са м Д. Ма к-Грего р наибольшу ю эффективност ь управлени я отмеча л тип а «Y», и рекомендова л менеджера м услови я создават ь, пр и которы х рабочи й, целе й достига я организаци и, добивалс я б ы одновременн о и личны х свои х целе й.1
Теория «X» описывает взгляды на работника доиндустриальной эпохи. В соответствии с ней среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможност и. Поэтом у большинств о люде й требуетс я принуждат ь различным и методам и вплот ь д о наказани й к выполнени ю возложенны х н а ни х обязанносте й и непрерывн о контролироват ь и х действи я. Вс е эт о в свет е данно й теори и усугубляетс я ещ е и те м, чт о большинств о работнико в н е стремятс я н и к чем у, избегаю т брат ь н а себ я ответственност ь и желаю т, чтоб ы им и руководил и.
Таблиц а 2 - Предпосылк и дл я организаци и типо в управлени я «X» и «Y»
Предпосылк и дл я организаци и тип а «X» | Предпосылк и дл я организаци и тип а «Y» |
1. Челове к имее т унаследованну ю нелюбов ь к работ е и стараетс я избегат ь е е, т.е. п о свое й природ е лени в | 1. Человек у присущ е стремлени е трудитьс я, выражени е физически х и эмоциональныхусили й н а работ е дл я него естественно, контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности |
2. По причине этого большинство людей необходимо принуждать приказами, системо й контрол я и угрозам и наказани я к действия м дл я достижени я целе й организаци и | 2. Ответственност ь и обязательств а человек а к целя м организаци и завися т о т вознаграждени я з а результат ы труд а, в перву ю очеред ь связанног о с удовлетворение м ег о потребносте й в самовыражени и |
3. Челове к предпочитае т, чтоб ы и м управлял и, стараетс я н е брат ь н а себ я ответственност ь, имее т относительн о низки е амбици и и желае т быт ь в безопасно й ситуаци и | 3. Челове к, воспитанны й определенны м образо м, н е тольк о гото в брат ь н а себ я ответственност ь, н о даж е стремитс я к этом у |
Составлено по: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Бизнесшкола «ИнтелСинтез», 2017. – С. 164.
Однак о Ма к Грего р отмечае т, чт о поведени е подобно е вызываетс я н е тольк о человеческой натуры свойствами, а внешними теми условиями, при которых приходится жить и трудиться людям. Такие условия до середины XX в. весьма далеки от идеала был и в развиты х наиболе е страна х даж е: зачасту ю н а предприятия х тяжелы й физически й неквалифицированны й тру д преоблада л, рабоче й недел и продолжительност ь превышал а намног о 40 часо в, поэтом у отношени я к работ е иног о ожидат ь был о трудн о.1
В о много м ситуаци ю измени л эта п научн о-техническо й революци и современны й. Машин ы выполнят ь стал и большинств о физическог о труд а видо в, чт о, п о мнени ю Ма к Грегор а, приводи т неминуем о к изменени ю отношени я люде й к свое й работ е. Эт о отражаетс я в о второ й теори и – теори и «Y», котору ю можн о назват ь противовесо м теори и «X». В о второ й теори и основ е лежи т рассмотрени е работник а ка к человек а с интеллектуальным и способностям и, чт о связан о, п о задумк е Мак Грегора, с ростом научно-технического прогресса и по этой причине переосмыслением отношения людей к работе.
Согласно теории «Y»:
– естественны затраты физических и интеллектуальных сил человек а в труд е; угроз а наказани й и принуждени е к труд у, никои м образо м н е може т быт ь единственны м достижени я целе й средство
м;
– приобщени е люде й к организационны м целя м буде т способстоват ь использовани ю самоконтрол я и самоуправлени я в процесс е деятельност и;
– приобщени е следуе т преподносит ь, ка к функци ю вознаграждени я, связанног о с достижение м цел и;
– пр и условия х соответствующи х челове к обычны й ище т возможност и сво и способност и проявлят ь и ответственност ь способе н принимат ь н а себ я.
В теори и «Y» задач а менеджмент а, которы й играе т качественну ю рол ь, – объединят ь (интегрироват ь), создават ь услови я, способствующи е способносте й актуальны х человек а развити ю. Гарантие й эффективност и труд а становитс я управлени я децентрализаци я. В интереса х организаци и можн о применит ь высо к у ю степен ь творчеств а и изобретательности большинства людей.
Как бы дополняя идеи Мак Грегора в 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z». Изучив японский опыт управления, Оучи прише л к вывод у, чт о эффективны й ти п японског о подход а к управлени ю може т быт ь предложе н. Данну ю теори ю можн о охарактеризоват ь, ка к попытк у отказ а в польз у создани я описани я управлени я обобщенног о о т ситуационног о подход а.
У. Оуч и, предложи в теори ю «Z», попыталс я сформулироват ь любо й организацие й лучши й пут ь управлени я. Ег о концепци и исходны м пункто м следуе т назват ь положени е о то м, чт о осново й любо й организаци и являетс я челове к, о т которог о в перву ю очеред ь зависи т успе х деятельност и. Цел
и теори и «Z» У. Оуч и в сжато м вид е сформулирова л следующи м образо м:
– персона л нанимаетс я н а долги й сро к;
– решени я принимаютс я группо й;
– ответственност ь являетс я индивидуально й;
– кадр ы постепенн о оце н иваютс я и умеренно продви гаются;
– карьера не имеет специализированной направленности;
– заботиться о рабочих необходимо со всех сторон.
В области управления персоналом основной заслугой идеологов бихевиористически х теори й считаетс я удачно е первопроходничеств о в «заглядывани и в душ у работник а» с цель ю повышени я эффективност и деятельност и все й организаци и.
В рассматриваемо й нам и классификаци и последне й школо й управлени я можн о назват ь школ у наук и управлени я, ил и количественну ю школ у, котора я имел а свое й цель ю внедрени е в процесс ы управлени я методо в и аппарат а точны х нау к, таки х ка к математик а, статистик а, инженерны е наук и и связанны е с ним и област и знани я. Количественны е метод ы был и объединен ы общи м название м – «исследовани е операци й». П о свое й сут и он и представляю т собо й применени е методо в научног о исследовани я к операционны м проблема м организаци и.
Постановк а проблем ы влече т з а собо й разработк у модел и ситуаци и специалистам и п о исследованию операций. Моделью в данном случае является упрощенная форма абстрактной реальности, которая облегчает ее понимание. После разработки модели переменным задаются количественные значени я. Эт о позволяе т объективн о сравнит ь и описат
ь кажду ю переменну ю и отношени я межд у ним и.
Основно й особенность ю количественно й школ ы считаю т символизаци ю – замен у моделям и, количественным и значениям и и символам и описательног о характер а и словесны х рассуждени й. Применени е компьютеро в дал о самы й крупны й толчо к к развити ю количественны х методо в в управлени и. Вычислительна я техник а позволил а разрабатыват ь вс е боле е сложны е модел и исследователя м операци й, наиболе е приближающиес я к реальност и, а значи т, боле е точны е, чт о сделал о возможны м внедрят ь оптимальны е, наиболе е эффективны е управленчески е решени я.
Ярким и примерам и использовани я наработо к количественно й школ ы в систем е управлени я персонало м являютс я: модел и оценк и социальн о-экономическо й эффективност и управлени я персонало м и мотивационны е модел и, основанные, например, на нейролингвистическом программировании, теориях вероятностей и игр.