Файл: Влияние и оценка личностных и деловых качеств фармацевтических специалистов при подборе персонала в аптечных организациях на примере ооо Омега аптека 96.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура аптеки представлена на рис. 3.
Рисунок 3 - Организационная структура ООО «Омега» аптека № 96
Работу ООО «Омега» аптека № 96 возглавляет заведующая, организует работу аптеки и несет ответственность за ее состояние и деятельность. Заведующая обязана контролировать соблюдение правил хранения лекарств, правильную организацию всех торгово – производственных и хозяйственных операций, следит за наличием ассортимента, также она соблюдает правила продажи и отпуска медикаментов населению, утверждает график работы персонала, занимается воспитанием и повышением деловой квалификации персонала, систематически знакомит сотрудников с приказами, инструкциями, акциями.
Штаты ООО «Омега» аптека № 96 по состоянию на 01.01.2021:
-
Заведующая – 1; -
Фармацевт – 4; -
Специалист по приемке и маркировке товара – 1; -
Санитарка – 1.
Режим работы – 09.00-21.00, без перерыва на обед выходных (положительное влияние оказывает сменный график работы -2 через 2, с 09.00 до 21.00, что дает возможность сотрудникам восстановить силы в выходные дни).
В ООО «Омега» аптека № 96 имеется Устав, регламентирующий права и обязанности сотрудников, формы материальной ответственности, штат и подчиненность сотрудников, правила внутреннего распорядка.
В открытых источниках есть данные о бухгалтерской отчетности юридического лица ООО «ОМЕГА», зарегистрированного 9 октября 2015 года, за 2016 – 2020 гг. (данные за 2021 год в свободном доступе на данный момент отсутствуют).
В рамках 2016-2018 гг. анализ динамики активов показывает рост внеоборотных активов на 25,58% c 1 931 тыс.руб. до 2 425 тыс.руб., при этом сумма по основным средствам увеличилась на 494 тыс.руб.. Рост оборотных активов составляет 5,61% c 151 892 тыс.руб. до 160 407 тыс.руб., при увеличении дебиторской задолженности на 9 618 тыс.руб..
Динамика пассивов ООО "ОМЕГА" свидетельствует о росте собственного капитала на 30,74% c 19 722 тыс.руб. до 25 785 тыс.руб.. Величина долгосрочных обязательств не изменилась – 0 тыс.руб., краткосрочные обязательства увеличились на 2 945 тыс.руб., что даёт рост заемного капитала на 2,20%. За 3 отчетных года чистая прибыль ООО "ОМЕГА" уменьшилась на 70,42% c 19 712 тыс.руб. до 5 831 тыс.руб.
Рентабельность продаж юр.лица по данным за последний отчетный год равна 0,92%. Коэффициент рентабельности собственного капитала за 2018 год — 22,61%. Анализируя бухгалтерскую отчетность ООО «Омега» аптека № 96 за 2020 год, стоит отметить, что сумма внеоборотных активов составила 10014 тыс. руб., оборотных активов – 505360 тыс. руб. Долгосрочные обязательства – 429 тыс.руб., краткосрочные – 492235 тыс.руб.Чистая прибыль (убыток) за 2020 год составила 26161 тыс.руб.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Омега» аптека № 96 по данным ФНС и Росстата за 2016-2020 гг. отражена в Приложении 3.
Стоит сделать вывод, что ввиду пандемии коронавируса и экономической ситуации последнего года в нашей стране прибыльность всех аптек существенно возросла, однако на сегодняшний день охрана здоровья населения является как никогда актуальной задачей не только нашего государства, но и всего мира. Поэтому создание и сохранение благоприятного социально-психологического климата в ООО «Омега» аптека № 96 способствует развитию благоприятных условий жизнедеятельности компании, достижению положительных результатов производственной деятельности.
2.2 Анализ системы подбора персонала в ООО «Омега» аптека № 96
Кадровой работой в организации занимается заведующая ООО «Омега» аптека № 96.
Целью кадровой политики ООО «Омега» аптека № 96 является умение работать с людьми, правильно их отбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении квалификации.
Поэтому в современных условиях важнейшими функциями кадровой политики ООО «Омега» аптека № 96 являются:
-
планирование потребности в персонале; -
привлечение, подбор кадров и их адаптация; -
оценка и расстановка кадров; -
развитие персонала; -
организация обучения и повышения квалификации персонала; -
организация оплаты труда; -
реализация политики мотивации и стимулирования сотрудников; -
решение социальных проблем и правовых проблем; -
контроль трудовой дисциплины, обеспечение здоровья и безопасности сотрудников.
Заведующая ООО «Омега» аптека № 96 руководит процессом поиска, отбора и найма персонала. Тщательность отбора гарантирует качество людских ресурсов, которое во многом определяет возможность и эффективность дальнейшего использования. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор кадров. Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации. Важнейшим условием эффективного труда является отбор работников с точки зрения профессиональной подготовки, личностных качеств, ценностных установок.
С каждым сотрудником заключается трудовой договор, сотрудника знакомят с должностной инструкцией, штатным расписанием и Правилами внутреннего распорядка.
В ООО «Омега» аптека № 96 разработана специальная программа адаптации и обучения новых сотрудников. Программа адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации.
Отбор сотрудников на вакантные должности осуществляется на основании соответствия кандидатов установленным организацией критериям отбора. Если оцениваемый кандидат соответствует указанным выше критериям отбора, а анализ документов (трудовая книжка, диплом, рекомендации) кандидата показывает его положительные характеристики, то руководство принимает решение о приеме на работу сотрудника. Сотрудник нанимается на испытательный срок (от одного до трех месяцев).
Компания ООО «Омега» аптека № 96 предоставляет своим сотрудникам широкие возможности для карьерного роста. Аптечная сеть «ЛекОптТорг» постоянно расширяется, поэтому грамотные, активные и профессиональные сотрудники могут занимать более высокие должности в аптеках и других отделах.
Процесс принятия решения о внутренних переводах включает следующие этапы: на основании информации о вакантных должностях в отделе директор предприятия принимает решение о выдвижении кандидатов на вакантные должности, определяет количество вакантных должностей и дает указания руководителям структурных подразделений (в частности ООО «Омега») для поиска кандидатов внутри соответствующей аптеки.
Технологии подбора персонала, используемые в ООО «Омега» аптека № 96:
1) предварительная отборочная беседа;
2) анкетирование (заполнение простых анкет);
3) собеседование (интервью);
4) тестирование (на определение проф. пригодности);
5) проверка рекомендаций и послужного списка;
6) медицинский осмотр;
7) испытание;
8) принятие окончательного решения.
Особое внимание на этапе отбора следует уделить оценке профессиональных знаний, умений и навыков, поскольку по ним можно сделать основной вывод о соответствии кандидата предъявляемым требованиям (рис 4).
Рисунок 4 - Алгоритм комплексной оценки кандидатов на этапе подбора
Следует отметить, что в организации ООО «Омега» аптека № 96 действует четкая и эффективная система отбора персонала. При подборе персонала в ООО «Омега» аптека № 96 используются следующие критерии отбора:
-
профессиональное образование; -
профессиональные навыки; -
наличие сертификата специалиста; -
наличие медицинской книжки; -
опыт предыдущей работы; -
совместимость с другими (личные качества).
Особенность фармацевтического рынка труда заключается в профильном образовательном уровне сотрудников и высоких квалификационных требованиях к специалистам. Квалификационные требования регламентированы и содержатся в должностных инструкциях, которые утверждаются директором ООО «Омега».
Заведующий аптеки — должность, которая требует от соискателя наличия целого ряда компетенций и знаний. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011г. «О лицензировании фармацевтической деятельности» к должности заведующего предъявляется ряд требований, в частности — наличие высшего или среднего специального фармацевтического образования. Помимо квалификационных требований, специалист должен проходить обязательные, периодические и внеочередные медицинские обследования. Ему необходимо пройти обучение по пожарной безопасности и охране труда, получить подготовку в направлении защиты аптеки от возникновения чрезвычайных ситуаций.
Должностная инструкция заведующего аптекой включает:
-
представление аптеки в административных и государственных учреждениях; -
планирование и организация работы аптеки и руководство персоналом; -
контроль за персоналом; -
обеспечение организации всеми необходимыми ресурсами; -
управление качеством результатов текущей деятельности; -
консультационная и информационная помощь для сотрудников медицинских учреждений и населения; -
управление финансово-экономической деятельностью.
Поскольку фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию, фармацевтами могут быть лица, имеющие специальное профессиональное образование по направлению «Фармация».
Также для фармацевтического персонала обязательно наличие действующего сертификата по законченной специальности.
Как правило, в должностной инструкции не содержит требований к стажу сотрудника.
Функционально должностная инструкция фармацевта приводит перечень тех обязательных документов, которые фармацевт должен знать и эффективно применять в своей работе (Приложение 3):
-
Базовые нормативные акты РФ, касающиеся фармацевтической деятельности; -
Знание основ фармацевтического дела; -
Знание основ экономической деятельности; -
Знание и умение применять на практике технологии изготовления препаратов; -
Правила изготовления лекарственных форм. -
Знание техники безопасности при работе с опасными лекарственными средствами медизделиями. -
Базовые знания приемов оказания неотложной помощи в экстренных случаях. -
Навыки делового и профессионального общения, медицинской этики и деонтологии; -
Знание важнейших положений ТК РФ. -
Знание внутренних локальных актов аптечной или медицинской организации, например, правил внутреннего трудового распорядка.
Установлено, что квалифицированный сотрудник, в частности, фармацевт, должен обладать достаточными профессиональными знаниями, иметь сформированные умения и навыки для работы с посетителями аптеки и с товаром, также установлены показатели, отражающие степень выраженности профессиональных качеств сотрудника (табл. 1).
Таблица 1 - Квалификационные требования к должности фармацевта
I | Профессиональные |
А | Знания: Ассортимента ЛС в разрезе ФТГ |
1 | |
2 | Оригинальных патентованных ЛС и дженериков в разрезе ФТГ |
3 | Аналогов и их характеристика в разрезе ФТГ |
4 | Возрастных особенностей применения ЛС и лекарственных форм |
5 | Побочных действий ЛС основных ФТГ |
6 | Фармакологической несовместимости и взаимодействия ЛС, в т.ч. с пищей |
7 | Рациональность назначения схем лечения ЛС |
8 | Основных принципов хранения ЛС |
9 | Основных симптомов недомогания и способов их устранения с помощью самолечения |
10 | Правила выписывания рецептов на ЛС и отпуска их из аптек |
11 | Ассортимента ЛС, отпускаемых без рецепта врача |
12 | Требований санитарного режима |
13 | Правил сертификации ЛС |
14 | Противопоказания при применении ЛС, медицинские и фармацевтические предостережения |
15 | Сравнительную БД ЛС в различных лекарственных формах |
Б | Умения: Владеть техникой продаж |
16 | |
17 | Завоевать доверие клиента |
18 | Убеждать |
19 | Вовлекать клиентов в разрешение их собственных проблем |
В | Навыки: Работы с покупателями |
20 | |
21 | Работы с товаром |
22 | Работы с компьютером |
23 | Работы с ККМ |
II | Деловые |
24 | Дисциплинированность |
25 | Стремление проявлять инициативу |
26 | Заинтересованность и увлеченность работой |
27 | Решительность |
28 | Целеустремленность |
29 | Пунктуальность |
III | Личностные |
30 | Культурный уровень и языковая компетенция |
31 | Аккуратность |
32 | Исполнительность |
33 | Внимательность |
34 | Уровень аутичности |
35 | Конфликтность |