Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 350

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66
В адаптированную рабочую программу для обучающихся с нарушениями зрения могут быть включены следующие инвариантные модули:

Модуль «Технология и производство».

Модуль «Технологии обработки материалов, продуктов питания».

Модуль «Обслуживающий труд».
К числу вариативных модулей могут быть отнесены:

Модуль «Технологии получения, обработки и использования информации».

Модуль «Специальная полиграфия».

Модуль «Гончарное дело и керамика».

Модуль «Робототехника».

Модуль «Социальные технологии».

Модуль «Методы и средства творческой проектной деятельности.

Модуль «Растениеводство».
Для обучающихся с нарушениями зрения рекомендуется увеличить сроки изучения этого модуля до 5-9 классов (по примерной рабочей программе учебного предмета «Технология» в основной школе этот модуль изучается в 7-8 классах).
Отметим, что модуль «Методы и средства творческой проектной деятельности» может изучаться в качестве вариативного, а может быть включен в содержание инвариантного модуля «Технология и производство».
Модуль «Гончарное дело» может изучаться в качестве вариативного, а может быть включен в содержание модуля «Технологии обработки материалов и продуктов питания – технологии обработки материалов.
Слабовидящим обучающимся с высокой остротой зрения могут быть предложены для изучения модули «3D моделирование» и «Компьютерная графика. Черчение». Сроки изучения этих модулей рекомендуется

67 пролонгировать.
Модуль
«3D моделирование» слабовидящими обучающимися может изучаться в 6–9 классах вместо 7–9 классов; модуль
«Компьютерная графика. Черчение» - 7–9 классы вместо 8–9 классов.
2.
Особые образовательные потребности обучающихся с
нарушениями зрения в освоении предметной области «Технология».
Подходы к их реализации.
Для обучающихся с нарушениями зрения характерны следующие специфические особые образовательные потребности в освоении предметной области «Технология»:
• обеспечение постоянства и безопасности учебного пространства;
• использование специальных методов и приемов, позволяющих опираться на сохранные анализаторы при обследовании объектов, демонстрации трудового процесса, и обучении выполнению трудовых операций без зрительного контроля: методика осязательного и зрительно- осязательного обследования объектов, специальная адаптация средств наглядности, прием сопряженных действий, использование тифлотехнических средств;
• соблюдение режима зрительных нагрузок и офтальмогигиенических требований к организации учебного процесса;
• развитие и коррекция предметно-пространственных представлений, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, расширение и обогащение чувственного опыта, посредством включения в уроки коррекционно-развивающих заданий и упражнений;
• увеличение количества времени на выполнение практических заданий;
• использование тифлотехнических устройств и тифлоинформационных технологий;
• адаптация способов моделирования объектов и технологических процессов;


68
• алгоритмизации трудовых действий;
• формирование хозяйственно-бытовых умений и навыков;
• обеспечение профориентационной направленности преподавания учебного предмета «Технология» с учетом доступности и востребованности изучаемых профессий;
• формирование универсальных учебных действий, ориентированных на развитие гибкой системы надпрофессиональных навыков и преодоление трудных жизненных ситуаций (планирование учебно- трудовой деятельности, моделирование, проектирование, исследование, коммуникативные навыки, креативное мышление).
Данный перечень особых образовательных потребностей в освоении обучающимися с нарушениями зрения предметной области «Технология» не является исчерпывающим. Он может быть изменен или дополнен в зависимости от индивидуальных особенностей развития и учебно-трудовых возможностей обучающихся.
Специфика особых образовательных потребностей в освоении предметной области
«Технология» обусловлена особенностями психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения. Так, учебное пространство, в котором осуществляются занятия по предмету
«Технология» (кабинеты, мастерские, территория пришкольного участка и т.д.) должно быть организовано с учетом определенных особенностей и трудностей обучающихся в пространственной ориентировке. Мебель и предметы в помещениях должны быть статичными и иметь свое постоянное место. Нужно учитывать безопасность самостоятельного передвижения, перемещения и ориентирования внутри учебного пространства, тем самым минимизировать риск получения обучающимся травмы во время урока.
В помещениях не должно быть острых углов, нефункциональных выступов и высоких порогов. Особое внимание необходимо обратить на хранение и месторасположение во время работы опасных инструментов, а также на обеспечение безопасности работающих станков в мастерских. Учебное

69 пространство должно быть снабжено различными искусственными ориентирами (направляющие линии пола и стен, тактильные информационные таблички и наклейки, контрастная маркировка предметов и т.д.).
Глубокие нарушения зрения приводят к возникновению необходимости решать бытовые, учебные и профессиональные задачи с опорой на сохранные анализаторы (например, использование посуды и бытовой техники под слуховым и осязательным контролем). Эту возможность обеспечивает использование тифлотехнических устройств и тифлоинформационных технологий.
В рамках учебного предмета «Технология» обучающийся овладевает умениями и навыками использования тифлотехнических устройств и тифлоинформационных технологий для решения бытовых и профессиональных задач. С этой целью в каждом модуле следует предусмотреть темы, знакомящие обучающихся с соответствующими тифлотехническими устройствами и тифлоинформационными технологиями.
При изучении модулей, связанных с овладением хозяйственно-бытовыми умениями и навыками, нужно подробно знакомить обучающихся с тифлотехническими устройствами бытового назначения (сигнальные часы, бытовые весы – с брайлевскими метками или озвученные, нитковдеватели, солонки, перечницы и сахарницы с дозаторами, определители уровня жидкости, говорящая мультиварка, говорящий определитель цвета и т.д.) и принципами их эксплуатации.
При формировании начальных профессиональных навыков ряда доступных профессий необходимо обучать использованию тифлотехнических устройств, предназначенных для работы с информацией (компьютер со специальным программным обеспечением, смартфон, тифлофлешплеер) и тифлоинформационных технологий.
Методика преподавания учебного предмета
«Технология» определяется спецификой психофизического развития обучающихся и степенью тяжести нарушений зрения. Обследование объектов трудовой


70 деятельности и демонстрация трудового процесса осуществляются с опорой на сохранные анализаторы. У обучающихся слепых и слепых с остаточным зрением ведущим типом восприятия является осязательное восприятие, поэтому они испытывают необходимость в специальном ознакомлении с объектами предметно-преобразующей деятельности. Обучению выполнению каждой трудовой операции должно предшествовать обследование объектов, проводимое по методике осязательного или зрительно-осязательного обследования. Осязательное обследование должно быть двуручным
(бимануальным), активным
(самостоятельным) и планомерным
(
алгоритмизированным, поэтапным). При обучении школьника трудовым операциям используется прием сопряженных действий, когда учитель встает за спину обучающегося, берет его руки в свои и совместными движениями выполняет операцию. При демонстрации объектов труда и трудовых процессов слабовидящим обучающимся следует учитывать особенности их зрительного восприятия (фрагментарность, бедность, целостность, нарушение симультанности (одномоментность), сукцессивное (длительное, замедленное),инактивность, недифференцированность и т.д.). Зрительное обследование объектов и наблюдение за процессами ведется последовательно и поэтапно. Темп зрительного обследования значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Учителю следует убедиться, что все важные детали замечены, восприняты и поняты обучающимися, необходимо обращать их внимание на наиболее важные признаки объектов труда и трудовых процессов.
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» обучающимся с нарушениями зрения важное место занимает использование наглядности. Используются две группы наглядных пособий:
1) натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения, фрукты, овощи, растения и т.п.);
2) специально адаптированные наглядные пособия:

71
• объемные пособия (чучела, муляжи, модели, макеты, геометрические тела);
• изобразительные пособия
(рельефные и крупные высококонтрастные иллюстрации объектов труда и трудовых процессов, плакаты);
• графические пособия
(рельефные или крупные высококонтрастные таблицы, схемы, планы, отражающие процесс выполнения трудовых действий);
• символические пособия
(рельефные или крупные высококонтрастные технологические карты изготовления изделия).
Обучающиеся с нарушениями зрения испытывают трудности в целостном восприятии процесса выполнения трудового действия. Обучение выполнению каждого трудового действия должно осуществляться по специально разработанному пошаговому алгоритму. С этой целью трудовое действие подразделяется на несколько последовательных операций
(например, вдевание нитки в иголку: вставить нитковдеватель в ушко иголки, отмотать и оторвать от катушки нитку нужной длины, вставить нитку в нитковдеватель, извлечь нитку с иглой из нитковдевателя). Каждую операцию обучающиеся осваивают отдельно. Только после отдельного изучения каждой операции обучающиеся могут их выполнять в четко установленной последовательности, что обеспечивает возможность совершения целостного трудового действия
При выборе модулей для изучения, подготовке и распределении отдельных видов работ, оборудовании рабочих мест, планировании и проведении уроков технологии учитель должен исходить из функциональных возможностей зрительного анализатора обучающихся. Особенно важно учитывать состояние центрального и периферического зрения и риски их ухудшения (например, обучающимся с атрофией зрительного нерва не следует давать задания, требующие длительного рассматривания мелких деталей и их частей; в зависимости от заболевания органа зрения одних


72 обучающихся следует размещать в более светлой части учебного пространства, а других – в более темной). Нужно учитывать, что максимальная продолжительность непрерывной зрительной нагрузки в основной школе для слабовидящих обучающихся составляет 15 мин., для слепых с остаточным зрением – 5-7 мин. Эти нормы могут варьироваться в зависимости от индивидуального офтальмологического диагноза.
У обучающихся с нарушениями зрения снижен общий темп деятельности, поэтому необходимо увеличивать количество времени, отводимое на выполнение практических заданий. Кроме того, к каждому уроку должна быть поставлена дополнительная группа коррекционных задач.
Для решения этой группы задач в каждый урок необходимо включать задания и упражнения на развитие и коррекцию предметно- пространственных представлений, осязания и мелкой моторики, зрительного восприятия, формирование навыков пространственной ориентировки, коммуникативных навыков и навыков социально-адаптивного поведения.
Изучаемый материал должен расширять и обогащать чувственный опыт обучающихся.
Многие обучающиеся с нарушениями зрения отличаются крайне низкой степенью самостоятельности, в т.ч. в бытовой сфере. Это зависит от условий семейного воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, выполняя за него все элементарные бытовые действия. При этом родители не считают нужным и возможным готовить ребенка к самостоятельному ведению домашнего хозяйства. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» должна включать модули, предполагающие обучение обслуживающему труду и формирование хозяйственно-бытовых умений
(например, технологии обработки продуктов питания). Составляя адаптированную рабочую программу учебного предмета «Технология», в нее обязательно нужно включать модули, знакомящие обучающихся имеющих нарушения зрения с основами доступных профессий. Следует особо тщательно отнестись к выбору этих модулей, учитывая факторы доступности

73 и востребованности профессий. Доступность профессий в значительной мере определяется степенью выраженности нарушений зрения, индивидуальными возможностями и особенностями психофизического развития обучающихся.
Многие профессии, доступные слабовидящим обучающимся, являются недоступными для слепых. Доступные профессии могут оказаться не востребованными на современном рынке труда или в условиях отдельно взятого региона. Учебно-трудовая деятельность обучающихся с нарушениями зрения неизбежно сопряжена с возникновением специфических трудных ситуаций, обусловленных отсутствием зрения или тяжелым поражением его основных функций (например, сбой в работе специального программного обеспечения не позволяет своевременно выполнить задание; срочно возникла необходимость посетить организацию, маршрут до которой незнаком; нужная информация представлена исключительно в графическом виде и т.д.).
Преподавание учебного предмета
«Технология» должно предусматривать работу по формированию у обучающихся с нарушениями зрения гибкой системы надпрофессиональных навыков, которые позволят планировать решение возникающих проблем, находить нестандартные варианты преодоления трудных ситуаций, используя коммуникативный и творческий потенциал (например, обратиться к кому-либо из друзей с просьбой описать незнакомый маршрут по телефону и помочь осуществить контроль передвижения дистанционно; обратиться к кому-либо из коллег с просьбой о помощи в работе с графическими объектами, предложив свою помощь в выполнении другого задания). В уроки по технологии рекомендуется включать тренинговую работу по формированию навыков преодоления трудных ситуаций, решения бытовых, учебных и профессиональных задач.
Ключевыми подходами к реализации предметной области
«Технология» для обучающихся с нарушениями зрения являются: системно-


74 деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и индивидуальный подходы.
Применение системно-деятельностного подхода способствует развитию у обучающихся самостоятельности, формированию специфических универсальных учебных действий (УУД) и системы надпрофессиональных навыков.
Дифференцированный подход позволяет учитывать состояние зрительных функций обучающихся, организовывать на уроках подгрупповую работу и делить класс для изучения вариативных модулей.
Индивидуальный подход направлен на осуществление коррекционной работы, повышение хозяйственно-бытовой компетентности и оказание профориентационной помощи.
Личностно-ориентированный подход предполагает работу по формированию качеств личности, способствующих успешной жизненной и профессиональной самореализации. В рамках данного подхода выявляются профессиональные интересы, склонности, способности обучающегося, которые соотносятся с его индивидуальными личностными особенностями, а также ведется работа по преодолению иждивенческих взглядов, коммуникативных трудностей и установок на инвалидность.
1   2   3   4   5   6   7   8