Файл: Темы исследования. Внимание обладает определенными свойствами объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий 5
1.1.Понятие и свойства внимания 5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 13
1.3.Особенности развития внимания детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности 22
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития внимания у дошкольников с ОНР в процессе логопедических занятий 32
2.1. Диагностика уровня развития внимания у дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент) 32
2.2. Организация логопедических занятий по развитию внимания у детей с ОНР (формирующий эксперимент) 40
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) 49
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Введение
Актуальность темы исследования. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Развитие внимания является важной частью общего психического развития ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления. При его наличии мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемость и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах. В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. Отсутствие способностей к длительной и интенсивной сосредоточенности детей дошкольного возраста – явление естественное, также обусловленное особенностями их нервной деятельности (незрелость механизмов торможения, лобных долей и других областей мозга).
Проблема влияния логопедических занятий на развитие детей с ОНР также актуальна, так как обучение детей затруднено ввиду недоразвития речи, у них недостаточно сформированы фонематический слух и психические процессы: восприятие, память, внимание, логическое мышление, наблюдались отклонения в эмоционально-волевой сфере, развитии моторики.
Включение логопедических занятий в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного развития внимания таких детей. Многообразие средств логопедических занятий способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.
Объектом исследования является развитие внимания детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является развитие внимания у дошкольников в общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.
Целью исследования является изучение развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, опытно-экспериментальное обоснование эффективности применения игр в развитии внимания дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
-
Изучить понятие внимания и его основные свойства; -
Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников в общим недоразвитием речи; -
Изучить особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игр; -
Провести диагностику уровня развития внимания дошкольников с общим недоразвитием речи; -
Разработать и провести игры для развития внимания дошкольников с общим недоразвитием речи; -
Представить методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр.
Гипотеза исследования: работа по развитию внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной если:
- учитывать направленность детских интересов посредством стимулирования индивидуального выбора, побуждения и поддержки самостоятельных проявлений в игровой деятельности;
- создавать необходимую предметно-развивающую среду.
Методы исследования:
– теоретические: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение.
– эмпирические: диагностика уровня формирования внимания: тест Струпа, методика «Два домика» Л.Н. Баркова, «Отгадай предмет» А.В. Авдеева.
– интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения и теории внимания таких известных психологов как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н. Ланге, работы в области развития внимания В. С. Мухиной, А. А. Осиповой.
Эмпирическая база исследования: Детский сад №25 города Кызыл Республики Тыва.
Характеристика выборки испытуемых: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР старшей группы «Гномики» детского сада № 25 города Кызыл Республики Тыва.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности развития внимания дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в определении и разработке педагогических условий развития внимания в процессе игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий
-
Понятие и свойства внимания
Существуют много противоречивых точек зрения по поводу проблемы внимания. Одни психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание – это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.
Среди отечественных психологов также существует мнение об определении понятия внимание, например, Н.Ф.Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности» [13, с. 433].
Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С. Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития [7, с. 136].
Определение внимания, данное П.Я. Гальпериным [9] – внимание это деятельность контроля [9, с. 15].
Большой вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Н.Н. Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Н. Н. Ланге связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов. По Н.Ланге - внимание есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.
Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединяет существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
1. Вникание как результат двигательного приспособления. Поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:
1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;
3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;
4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий [9, с. 20-22].
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» [8, с. 146].С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов [8, с. 150].
Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов [8, с. 152].