Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
|
|
ББК 74.3 Б 12
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование
и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
5-93927-146-4
В комплект включены: «Учебно-методическое пособие», «Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности», «Картинный материал для проведения игр».
В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений и действий, серийно-последовательная обработка информации.
Адресован студентам-логопедам, овладевающим базовыми знаниями и умениями, необходимыми при обследовании и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Также с успехом может использоваться логопедами и воспитателями специальных дошкольных учреждений, родителями и гувернерами в условиях домашнего обучения.
ББК 74.3
ISBN 5-93927-146-4
© Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, 2005 © Оформление. 000 Издательство «Книголюб», 2005
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.
В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме. Однако теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.
На основе анализа данных литературы в области лингвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии мы определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Нашими исследованиями было установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В данном учебно-методическом пособии представлены практические и методические материалы по развитию восприятия и отработке произношения слов различного слогового состава, составной частью которых являются упражнения, направленные на формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с системными речевыми нарушениями.
Пособие состоит из трех разделов.
Первый раздел посвящен рассмотрению вопросов, составляющих научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова у детей. В нем приведены данные из различных областей научного знания, рассматривающие суть таких феноменов, как слог, слово, оптико-пространственная ориентация, сложные параметры серийных движений и действий и др.
Во втором разделе дается изложение методики обследования процессов восприятия и проговаривания слов различного слогового состава, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий у детей.
В третьем разделе предлагаются основные направления коррекционной работы, даются комплексы игр, игровых приемов и упражнений, направленные на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова.
Кроме учебно-методического пособия в комплект входят АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ СЛОЖНОСТИ и КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.
В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.
А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции: «Слог - это особенно неуловимая единица, психолингвистическая единица, имеет множество коррелятов как в языковом стандарте, так и вне его, на разных уровнях физиологической активности организма». По мнению автора, условием для выделения слога является критерий «актуальной изолированности».
А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема — это лингвистически неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличающаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств.
Физические свойства выделения слога, по мнению А.Л. Трахтерова, должны быть заложены в нем независимо от ударности, так как они обеспечивают его языковую специфику. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долготу, тембр.
В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Возникающий при этом мелодический рисунок слога представляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложения. Наличие тонального элемента является условием, необходимым для образования слога. Основная лингвистическая функция слога, по мнению автора, - служить кратчайшим звеном акценто-тонического строя речи.
Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признается гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога.
Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные признаки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках мира. Известно, что в программе любой произносимой конструкции используется набор однотипных сегментов, соответствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на последовательности типа СГ.
Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают «звуковое членение речи» как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.
Принято считать, что составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рассматривает слитность как основной критерий целостности
слога. Монолитность трактуется А.Л. Трахтеровым как единство однородного элемента и как максимальная слитность элементов друг с другом. Таким образом, понятие речевого звука не имеет прямого коррелята в потоке речи, слог - минимальный сегмент этого потока.
Сущность процессов восприятия, опознания и прогов-ривания лексических единиц представлена в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и воспроизводство речи характеризуются общими психологическими особенностями. Именно эта согласованность определяет речь как сложный интермодальный процесс.
Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона опережающего отражения действительности как основной формы приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами», получила свое проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека.
Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зин-дера и других ученых свидетельствуют о том, что в перцептивной гностической деятельности человека принцип опережающего отражения проявляется в более сложной форме - в вероятностном прогнозировании (в процессе восприятия речи), а в праксической сфере речевой деятельности человека - в
упреждающем синтезе (в процессе производства речи).
«Вероятностное прогнозирование является тем понятием, которое фокусирует в себе основные категории, отражающие обусловленность восприятия деятельностью и состоянием самого субъекта, и индивидуальную значимость объекта восприятия. Оно может быть определено как процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе оценки априорной вероятности их появления в апперцептируемом целом» [28, с. 228]. Упреждающий синтез «характерен для всех речевых образований - слога, слова, фразы и способа их соединения» [22, с. 38].
Таким образом, предугадывание, предвосхищение, предварение следующего действия является той психологической характеристикой, которая определяет общность процессов восприятия и производства речи.
В ряде зарубежных исследований содержится представление развернутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начинает с предположения о сигнале на входе, на основе которого порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым.
Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставлений воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга человека образуется «чувственный конкрет» сенсорного эталона, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы, в этом случае сенсорный эталон обладает степенью определенности. Феномен генерализации — еще одно условие адекватности процесса восприятия.
Многочисленные исследования в области психолингвистики свидетельствуют о том, что адекватность идентификации денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. Автор неоднократно указывает на необходимость различения «механизма осуществления деятельности и механизма контроля над этим осуществлением». В работах И.А. Варта-нян акцентируется внимание на том, что «раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает человеку возможность выявить причины неудачи речи как способа коммуникации». С этим согласуется проведенное А.А. Залевской разграничение механизмов когнитивного и коммуникативного контроля, которые трактуются как взаимодействующие и функционирующие на разных уровнях реализации речемыслительной деятельности.