Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

















ББК 74.3 Б 12

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование

и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

5-93927-146-4
В комплект включены: «Учебно-методическое посо­бие», «Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности», «Картинный мате­риал для проведения игр».

В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оп­тико-пространственная ориентация, ритмическая и динами­ческая организация движений и действий, серийно-последо­вательная обработка информации.

Адресован студентам-логопедам, овладевающим базо­выми знаниями и умениями, необходимыми при обследова­нии и коррекции слоговой структуры слова у дошкольни­ков с общим недоразвитием речи. Также с успехом может использоваться логопедами и воспитателями специальных дошкольных учреждений, родителями и гувернерами в усло­виях домашнего обучения.

ББК 74.3

ISBN 5-93927-146-4

© Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, 2005 © Оформление. 000 Издательство «Книголюб», 2005








ПРЕДИСЛОВИЕ

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приори­тетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.


Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта де­тей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная ра­бота.

В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматри­ваемой проблеме. Однако теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.

На основе анализа данных литературы в области лин­гвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии мы определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способ­ность к серийно-последовательной обработке информации.

Нашими исследованиями было установлено, что эти не­речевые процессы являются базовыми предпосылками ус­воения слоговой структуры слова.

В данном учебно-методическом пособии представлены практические и методические материалы по развитию вос­приятия и отработке произношения слов различного слого­вого состава, составной частью которых являются упражне­ния, направленные на формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с системными речевыми нарушениями.

Пособие состоит из трех разделов.

Первый раздел посвящен рассмотрению вопросов, со­ставляющих научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова у детей. В нем приведены данные из различных областей научного знания, рассматри­вающие суть таких феноменов, как слог, слово, оптико-про­странственная ориентация, сложные параметры серийных движений и действий и др.

Во втором разделе дается изложение методики обследо­вания процессов восприятия и проговаривания слов различ­ного слогового состава, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий у детей.

В третьем разделе предлагаются основные направления коррекционной работы, даются комплексы игр, игровых приемов и упражнений, направленные на формирование ба­зовых предпосылок становления и развития слоговой струк­туры слова.

Кроме учебно-методического пособия в комплект входят АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНЕСЕ­НИЯ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ СЛОЖНОСТИ и КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения

Современные лингвистические исследования свидетель­ствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.

В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сег­мент потока речи, который может быть произнесен в изоли­рованной позиции: «Слог - это особенно неуловимая едини­ца, психолингвистическая единица, имеет множество корре­лятов как в языковом стандарте, так и вне его, на разных уровнях физиологической активности организма». По мне­нию автора, условием для выделения слога является крите­рий «актуальной изолированности».

А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема — это лингвистически неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличаю­щаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустиче­скими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнооб­разные по составу, но всегда обладающие общностью физи­ко-акустических свойств.

Физические свойства выделения слога, по мнению А.Л. Трахтерова, должны быть заложены в нем независимо от ударности, так как они обеспечивают его языковую спе­цифику. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долго­ту, тембр.

В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Воз­никающий при этом мелодический рисунок слога представ­ляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложе­ния. Наличие тонального элемента является условием, необ­ходимым для образования слога. Основная лингвистическая функция слога, по мнению автора, - служить кратчайшим звеном акценто-тонического строя речи.

Независимо от подходов к проблеме и различных тракто­вок вершиной слога признается гласный как слогообразую­щий элемент, согласный считается периферическим элемен­том, выступающим при этом инициатором слога.


Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные призна­ки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках ми­ра. Известно, что в программе любой произносимой конст­рукции используется набор однотипных сегментов, соответ­ствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на последовательности типа СГ.

Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рас­сматривают «звуковое членение речи» как «деление речево­го потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз­личными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетиче­ское слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Принято считать, что составляющие элементы слога об­ладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рас­сматривает слитность как основной критерий целостности

слога. Монолитность трактуется А.Л. Трахтеровым как единство однородного элемента и как максимальная слит­ность элементов друг с другом. Таким образом, понятие ре­чевого звука не имеет прямого коррелята в потоке речи, слог - минимальный сегмент этого потока.

Сущность процессов восприятия, опознания и прогов-ривания лексических единиц представлена в психологиче­ских, лингвистических, психолингвистических исследова­ниях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и вос­производство речи характеризуются общими психологиче­скими особенностями. Именно эта согласованность опреде­ляет речь как сложный интермодальный процесс.

Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона опережающего отражения действительности как ос­новной формы приспособления живой материи к простран­ственно-временной структуре неорганического мира, в кото­рой последовательность и повторяемость являются основны­ми временными параметрами», получила свое проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека.

Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зин-дера и других ученых свидетельствуют о том, что в перцеп­тивной гностической деятельности человека принцип опе­режающего отражения проявляется в более сложной фор­ме - в вероятностном прогнозировании (в процессе воспри­ятия речи), а в праксической сфере речевой деятельности человека - в
упреждающем синтезе (в процессе производ­ства речи).

«Вероятностное прогнозирование является тем поняти­ем, которое фокусирует в себе основные категории, отра­жающие обусловленность восприятия деятельностью и со­стоянием самого субъекта, и индивидуальную значимость объекта восприятия. Оно может быть определено как про­цесс упреждения целого, предвидения элементов, последую­щих за данным элементом, на основе оценки априорной ве­роятности их появления в апперцептируемом целом» [28, с. 228]. Упреждающий синтез «характерен для всех речевых об­разований - слога, слова, фразы и способа их соединения» [22, с. 38].

Таким образом, предугадывание, предвосхищение, пред­варение следующего действия является той психологиче­ской характеристикой, которая определяет общность про­цессов восприятия и производства речи.

В ряде зарубежных исследований содержится представ­ление развернутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начи­нает с предположения о сигнале на входе, на основе которо­го порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспри­нимаемым.

Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставле­ний воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга че­ловека образуется «чувственный конкрет» сенсорного этало­на, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы, в этом случае сенсорный эталон обладает степенью опреде­ленности. Феномен генерализации — еще одно условие адек­ватности процесса восприятия.

Многочисленные исследования в области психолингви­стики свидетельствуют о том, что адекватность идентифика­ции денотатов обеспечивается контролем языковой правиль­ности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. Автор неоднократно указывает на необходимость различе­ния «механизма осуществления деятельности и механизма контроля над этим осуществлением». В работах И.А. Варта-нян акцентируется внимание на том, что «раздельный кон­троль исполнения (качества речевой продукции) и конечно­го результата (смыслового содержания высказывания) дает человеку возможность выявить причины неудачи речи как способа коммуникации». С этим согласуется проведенное А.А. Залевской разграничение механизмов когнитивного и коммуникативного контроля, которые трактуются как взаи­модействующие и функционирующие на разных уровнях реализации речемыслительной деятельности.