Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследования И.А. Зимней свидетельствуют о том, что анализ входного речевого сигнала представляет собой много­мерную функцию. Процесс восприятия с точки зрения ха­рактера обработки речевого сигнала может быть представ­лен как априорно-апостериорный, параллельно-последова­тельный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный. Восприятие и проговаривание слов различной структуры оп­ределяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом.

Н.И. Жинкин говорит о том, что для носителей языка восприятие слова выступает как реализация феномена «се­миотического преобразования сенсорных сигналов в пред­метную структуру» [22, с. 58]. В процессе анализа входящий материал претерпевает посегментную линейную обработку, после которой он может быть адекватно воспринят [26, с. 324].

Звуко-слоговая расстановка в потоке речи подчинена ка­нонам эвфонии, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания, произносительное удобство, характеризующее звукосочетания и целые слова.

Законы эвфонии реализуются на уровне языковой спо­собности, в частности — ее фонопросодического компонента. В работах А.А. Леонтьева языковая способность опреде­ляется как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в про­цессе онтогенетического развития» [37, с. 212]. Чувство язы­ка может быть развито в разной степени. Выделяют три уров­ня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладе­ние системой языка, 2) овладение основными речевыми нор­мами, 3) способность к догадке [65; 66; 28].

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает соб­ственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, вы­ступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все пере­численные составляющие фонопросодического компонента. В ряде работ указано, что процесс речевого производства является не чем иным, как реализацией языковой програм­мы, т.е. переход от языкового правила к языковому дейст­вию обусловлен определенной системой норм, принятой для данного языка [26; 28; 43; 36; 37].


Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербально­го общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи - одно из проявлений единой лингвистиче­ской способности [26; 27; 28].

Анализ литературных источников по психологии, пси­холингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходи­мо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языко­вых единиц, контроля их языковой правильности.

Возрастной предел, с которым связывают овладение ре­бенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут со­ставлять слова многосложной слоговой структуры и недос­тупной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.)

С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли выска­зывание правильным относительно некоего языкового стан­дарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам за­ложена в ребенке изначально, с рождения.
1.2. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы

исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова

Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, способствуют уточнению и кон­кретизации предпосылок, определяющих усвоение слоговой структуры слова. Анализ литературных источников свиде­тельствует о том, что существенное значение для воспри­ятия и проговаривания лексических единиц различной сло­говой сложности имеют следующие процессы: оптико-про­странственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий.

Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры сло­ва обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.



Философские трактовки таких категорий, как время и пространство сводятся к представлению о них как индикато­ре понимания человеком целостности картины Вселенной.

Согласно общефилософскому положению пространствен­но-временной континуум движения любой материи являет­ся абсолютным законом мира, который действовал задолго до появления жизни на Земле. Специфическим способом ор­ганизации пространственно-временного континуума мате­рии выступает ритм, по-разному обнаруживающий себя в том или ином ее проявлении и рассматриваемый как уни­версальная космическая категория.

Пространство и время выступают в ритмических структу­рах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средство его гармонизации. Существуют исследования, доказываю­щие, что для нормального функционирования всей психики человека необходимо постоянное ощущение равномерной пульсации, накапливающейся во времени и пространстве и разрозненных сегментов речи. Психофизиологические функ­ции, связанные с положительными эмоциями, предполагают наличие высокой степени ритмичности. Эта психофизиологи­ческая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания.

Степень проникновения человека в специфику простран­ственных и квазипространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных воз­можностей. Дефицитарность пространственных представле­ний различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и пато­логическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапностъ прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют дея­тельность различных уровней, в том числе и речевую. Не­достаточность пространственных представлений непосредст­венно проецируется на восприятие и воспроизведение после­довательностей элементов слова.

Современные данные нейропсихологической науки гово­рят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психиче­ских процессов у ребенка - письмо, чтение, счет и др. Спе­цифическая роль пространственного фактора в речевой дея­тельности заключается в возможности восприятия симуль­танных схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов.


Собственно ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека опреде­лять свое местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Для успешной ориентировки в пространстве ребенку не­обходимо овладеть следующими пространственными катего­риями: знание направлений пространства, умение опреде­лять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.

Ориентировка в пространстве, развиваясь на основе важ­нейших новообразований младенчества, раннего и дошколь­ного детства, складывается как целостная способность к вос­приятию, воспроизведению и преобразованию действитель­ности — предметной и социальной. Для ребенка дошкольно­го возраста специфическим способом отображения и измене­ния окружающего пространства являются продуктивные ви­ды деятельности: рисование и конструирование. Они высту­пают индикатором индивидуального уровня состоятельно­сти пространственных представлений.

В качестве следующей предпосылки формирования сло­говой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), воз­можности организации серийно-последовательной дея­тельности.

Любая высшая психическая функция представляет со­бой сложную сознательную форму психической деятельно­сти и обладает динамическими характеристиками.

Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серий­ных движений, а есть динамические функциональные сис­темы, меняющиеся в зависимости от сложности и контек­ста серийного движения.

Динамические характеристики психических процессов являются общими неспецифическими характеристиками. Они могут проявляться при выполнении любого вида дея­тельности. Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельно­сти: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму - процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность.


Нейропсихологические исследования последних лет по­казывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Пав­ловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что осно­вой развития ритмичности движений у людей является обра­зование условной реакции на время, которое выступает своеоб­разным объективным раздражителем наряду с другими его ви­дами: зрительным, слуховым, тактильным.

Двигательная реализация вербального стимула возмож­на при наличии скоординированной серийной последова­тельности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация после­довательных артикуляций с хорошей денервацией предше­ствующих движений и плавным переключением на после­дующие ... при достаточно пластичном изменении артикуля­ции того или иного звука» [43, с. 198].

В психологических исследованиях К. Бюхера сделана попытка осмысления природы человеческого творчества как деятельности. Используя обширный историко-этнографический материал, автор показывает, что все, что мы сейчас на­зываем искусством, является неотъемлемой частью трудово­го процесса, который интуитивно организовывался челове­ком с помощью песни как ритмизированной структуры. При этом происходило двоякое упорядочивание действия: в про­странстве - со стороны координации, во времени - со сторо­ны перехода от одной фазы к другой и от одного действия к другому. Автор делает вывод о том, что идеальная форма действия психосоматична, аффективно-выразительна и внутренне ритмична. Ритмическая организация действия названа К. Бюхером «дыханием действия». Без ритма дейст­вие «задыхается», т.е. перестает существовать. Автор назы­вает ритм «всеобщим способом существования действия».

Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей осно­ве имеет моторную природу. Нельзя просто слышать ритм, только совоспроизведение ритма помогает слушателю его сопереживать. Кроме того, для возникновения ритмичности необходима возможность сознательного структурного объ­единения рядов звуков во времени или нескольких предме­тов (изображений) в пространстве.

К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная суб­станция, называемая «чувством ритма», формируется в онто­генезе не сразу, а покомпонентно. Первой появляется способ­ность к восприятию-воспроизведению темпа следования зву­ковых сигналов, что соотносится в онтогенезе со вторым-третьим годами жизни ребенка. Следующей появляется спо­собность к восприятию-воспроизведению соотношения акцен­тированных и неакцентированных звуков (четвертый год жизни ребенка). Последней появляется способность к воспри­ятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисун­ка (конец четвертого года - начало пятого года жизни.