Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение».
Речевой и картинный материал:
У Антошки на полках ... (книжки, газеты, открытки, журналы).
У Антошки в кармашках ... (печенье, баранки, пряники, конфетки).
У Антошки есть игрушки ... (самокат, самолет, велосипед, вертолет).
Антошке снится вкусный сон ... (апельсин, мандарин, банан, лимон).
Антошка посадил на клумбе ... (ландыши, ромашки, лютики и кашку).
Антошка увидел ... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д.
Примечание. Картинный материал указан в скобках.
Сочинялки
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например:
а) «У курицы - цыпленок. У кошки - котенок»;
б) «У медведя - берлога. У белки - дупло».
Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Послушайте и ответьте на вопрос:
а) У курицы - цыпленок, а у кошки?
б) У медведя - берлога, а у белки?»
Речевой и картинный материал:
а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок. У совы - совенок. У гусыни - гусенок. У лисы - лисенок. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У зайчихи - зайчонок. У белки - бельчонок. У индюшки - индюшонок. У свиньи - поросенок. У волчицы — волчонок. У львицы — львенок. У тигрицы - тигренок. У козы - козленок. У овцы - ягненок;
б) У медведя — берлога. У белки — дупло. У собаки - конура. У вороны - гнездо. У мышки — норка. У волка - логово.
Замени неподходящее слово
Ход игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово».
Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бельчонок. У лисицы - волчонок. И т.д.
Кто кем был?
Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?»
Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д.
Вопросы и задания
РАЗДЕЛ 1
1. Проанализируйте определения понятия «структура слова», представленные в работах Р.А. Аванесова, А.Л. Трахтерова, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы. Выделите общее в понимании данного феномена. Прокомментируйте свои наблюдения.
2. Подготовьте реферативный обзор работ, посвященных изучению психологических механизмов становления слоговой структуры слова (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.Р. Зиндер).
3. Подготовьте конспект разделов, посвященных рассмотрению восприятия и структурного оформления слов работы Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (М.: Просвещение, 1977).
4. Подготовьте рефераты на темы:
1) «Пространственные представления и их проекция на восприятие и воспроизведение структуры лексических единиц».
Литература:
Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. - 1985. - № 1. -С. 71-81.
Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. - 1960. - №1. - С. 15-28.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М: Просвещение, 1968. - 229 с.
Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. - 1975. - № 5. - С. 113-145.
Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием. - М: Наука, 1989. - 69 с.
Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с;
2) «Реализация структуры слова как образец серийно-последовательной деятельности».
Литература:
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с.
Бернштейн НА. О построении движений. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - 110 с.
Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 192 с.
Гордеев Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Педагогика, 1982. - 365 с.
Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. — В кн.: Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278.
Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. - М.: Наука, 1973. - 431 с.
Леонтьев АА. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический проект, 2000. - 504 с. 5.
Подготовьте конспекты работ:
- Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. -486 с. (Законспектировать разделы, посвященные, координационной структуре деятельности.)
- Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с.
- Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ал алией. -В сб.: Материалы научной конференции по дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 5-14.
РАЗДЕЛ 2
1. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Проведите обследование слоговой структуры слова у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием речи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям. Соотнесите выявленные ошибки с особенностями функционирования соответствующих психологических механизмов.
3. Проведите обследование состояния предпосылок усвоения слоговой структуры слова у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием речи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям.
РАЗДЕЛ 3
1. Разработайте игровые упражнения и их комплексы (с учетом усложнения):
а) для формирования соматопространственной ориентации, ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве;
б) для совершенствования статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.
2. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов (произносимых изолированно и в составе минимального контекста).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. №1, - С. 71-81.
2. Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.
3. Аванесов РА. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. - 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960. № 1. - С. 15-28.
5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с.
7. Арама Б.Е., Шахнарович А.М. Интонация и модальность. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - 110 с.
8. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоносова, 1989. - 180 с.
9. Бернштейн НА. О построении движений. * М.: Мед-гиз, 1947. - 425 с.
10. Бернштейн НА. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990. - 495 с.
11. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. - 489 с.
12. Бодуэн де Куртенэ И А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во АПН СССР, 1963. Т. 1. - 387 с.
13. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с.
14. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 198 с.
15. Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.
16. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. -Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961. - С. 184-236.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964. - 87 с.
18. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.
19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М.: Педагогика, 1982. - 365 с.
20. Гумбольдт В. фон. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях / Под ред. В.А. Звегинцева. - М.: Просвещение, 1964. - С. 73-85.
21. Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. 1975. № 5. С. 113-145.
22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 369 с.
23. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым. Вып. 81. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956. - 264 с.
24. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. - 731 с.
25. Запорожец А.В., Зинченко В.П., Венгер ЛА., Рузская А.Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967. -323 с.
26. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности // Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278.
27. Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М-В.: 2001. - 411 с.