Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) произнесение заданной серии звуков, слогов;
2) выкладывание символов (высокая елочка, низкая елочка, высокая елочка...), хлопки, игра на музыкальных инструментах.
Упражнение 4
Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по длительности звуков:
-
произнесение заданной серии звуков, слогов, слов;
-
выкладывание символов, игра на музыкальных инструментах.
Упражнение 5
Анализ и воспроизведение темпа звуковой серии на основе:
-
сочетания услышанных серий языковых единиц и
зрительного восприятия символических изображений;
-
слухового восприятия серий языковых единиц.
Упражнение 6
Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе:
-
слухового восприятия; -
зрительного восприятия схемы.
Упражнение 7
Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям.
На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка
|
Дети слушают и выполняют инструкцию. Инструкция: «Подбери к песенке нужную схему».
3.3.3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.
Направления работы:
- определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
- угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух;
- прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
- слоговые трансформации в слове;
- структурное оформление лексических единиц различного слогового состава.
Игры и игровые упражнения
Есть или нет?
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?»
Речевой материал: лунА, лУна, совА, сОва, лАпа, лапА, пилА, пИла, лисА, лИса, тУча, тучА, слОны, слонЫ, рукА, рУка, ногА, нОга, головА, гОлова.
Картинный материал: луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.
Бывает - не бывает?
Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»
Примерный речевой материал: басака - собака, магазан -магазин, самалат - самолет, газема — газета, теле-фан — телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток.
Найди слово
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: <лисак>. Покажите подходящую картинку».
Речевой материал:
а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;
б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда -радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот;
в) перестановка звуков: чашак - чашка; тывка — тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.
Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.
Закончи слово
(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...».
Речевой и картинный материал:
а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков: бума...(га), забо...(ры), руба...(ха), пана...(ма), маши...(на), соба...(ка), газе...(та), лопа...(та), часи...(ки), бана...(ны), раду...(га), моло...(ко), воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га), топо...(ры), мали.„(на), каче...(ли), ряби...(на), бере...(за), мага...(зин), поми...(дор), беге.-.(мот), теле.-(фон), васи...(лек), коло...(бок), коше...(лек), паро...(ход), пуго.-.(вица), гусе.-.(ница), Бура.-.(тино), поми...(доры), само...(леты), само...(каты), бара...(баны), оде...(яло);
б) слова со стечениями согласных звуков: коф...(та), пал...(ка), бел...(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч...(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич...(ка), свеч...(ка), конфе...(та), каран...(даш), кар-тош...(ка), стака...(ны), подуш...(ка), ромаш...(ка), бу каш...(ка);
в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков: но...(га), ли...(са), ли...(цо), лу...(на), лу...(жа), ту...(ча), ру...(ка), но...(ты).
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей:
-два слога в трехсложных словах,
-два слога (затем три слога) в четырехсложных словах,
-один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах.
Угадай начало слова
(на основе восприятия финальной части лексической единицы)
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <...бина, ...тошка, ...шонок>».
Речевой материал: (ду)...бина, (кар)...тошка, (ры)...балка, (ка)...бина, (бо)...тинки, (бу)...тылка, (жур)...налы, (ска)...калка, (мы)...шонок; (ко)...тенок, (зай)...чонок, (те)...ленок; (ба)...тарейка, (пис)...толеты, (ав).„тобу-сы, (по)...росенок; (дуби).-.на, (картош)...ка, (ры-бал)...ка, (каби)...на, (ботин).-.ки, (бутыл)...ка, (жур-на)...лы, (скакал)...ка, (мышо)...нок, (коте)...нок, (зайчо)...нок, (теле).-.нок; (но)...га, ли...(са), (ли)...цо, (лу)...на, (лу)...жа, (ту)...ча, (ру)...ка, (но)...ты.
Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов:
- два слога в трехсложных словах,
-три слога (затем два слога) в четырехсложных словах,
-один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.
Чем похожи слова?
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало.)»
Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.
Измени слово
Замена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью.
Ход игры. На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:
|
Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец.)» На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После называния картинок дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?» (Изменить конец слова.) На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После называния картинки дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (Самокат.) Замените кат на лет». И т.д.
Речевой и картинный материал:
а) слова с двусоставной инициальной частью -самовар, самолет, самокат;
паровоз, пароход;
телефон, телевизор, телебашня;
ворота, ворона, воробей;
б) слова с односоставной инициальной частью - лиса, лицо, лимон;
нога, ноты, норы;
каша, каток, кабан;
салют, салат, сапог;
мастер, матрас, матрос;
камень, качели, калитка;
бусы, бумага, букашка;
пенал, петух, песок.
Найди маленькое слово в большом
Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Найдите маленькое слово в большом».
Речевой материал: колобок, клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.
Сделай одно слово из двух
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например:
вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Сделайте одно слово из двух».
Речевой материал: вол + осы; пол + осы; верх + ушки; корм + ушки; вол + на; мак + ушки; маска + рад; кар + точка.
Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.
Поменяй местами части слова
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.
Например:
|
Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».
Речевой материал:
дыра (рады);
насос (сосна);
сосна (насос);
лама (мала);
банка (кабан);
чайка (качай);
лыжи (жилы);
мышка (камыш).
Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка
Добавлялки
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар.
Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот>».
Речевой и картинный материал:
колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот);
хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети);
веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист);
длинный... (мост), зеленый... (куст), разноцветный... (зонт), сладкий... (кекс);
стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь); лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (бегемот), катится... (колобок);
постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), покатаю... (машину), почитаю... (газету); плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка). И т.д.
Примечание. Картинный материал указан в скобках.
У Антошки