Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 350

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 обеспечивает политика.
3) Интеграция. Внутреннюю и внешнюю координацию системы обеспечивают, в частности, такие социальные институты как церковь и средства массовой информации.
4) Поддержание основных социальных норм и ценностей обеспечивают институты юстиции и морали.
Американский учёный
Роберт
Мертон (1910-2003 гг.) усовершенствовал теорию Т. Парсонса:
1) ввёл представление о дисфункциях. Отдельные элементы системы могут уменьшать адаптацию общества в целом.
2) ввёл различение явных и латентных (то есть скрытых) функций.
Например, формальной функцией университета является подготовка специалистов, латентными функциями университета являются – установление связей, способствующих карьере, получение социального статуса, поиск брачного партнёра и т.п.
3) ввёл понятие функциональных альтернатив. Различные элементы общества могут выполнять одни и те же функции. Например, в примитивных обществах обучение осуществлялось в семье. В развитых обществах данную функцию выполняют специализированные социальные институты – школы, высшие учебные заведения и т.д.
В рамках теории конфликта наибольшую известность приобрели идеи американского учёного Льюиса Козера (1913—2003 гг.) и немецкого учёного Ральфа Дарендорфа (1929 - 2009 гг.).
Льюис
Козер изначально стремился усовершенствовать функционализм, несмотря на отнесение его идей к теории конфликта. В работе «Функции социального конфликта» он утверждал, что при определённых условиях социальный конфликт может быть полезным для общества и выполнять следующие функции:
- разрядка напряжённости между сторонами конфликта. Например, накапливающиеся противоречия между администрацией предприятия и работниками, артикулируются в ходе конфликта, и на некоторое время стороны успокаиваются;
- получение более точной информации о противнике. Собирая информацию о противнике, люди получают возможность оценить свои шансы победить, возможно, даже понять противников;
- установление контакта с противником. Начиная конфликт, люди вступают во взаимодействие, что даёт возможность разрешить конфликт;
- созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплочению группы.
Например, конфликт предпринимателей с властями, вызывает создание организации

18 предпринимателей, которая выражает интересы всех предпринимателей и мобилизует их на какие-либо действия (например, на забастовку);
- стимулирование социальных изменений. В результате конфликта изменяются существующие социальные институты и группы, приспосабливаясь к нуждам конфликтующих сторон. Например, в результате
Первой мировой войны была создана Лига наций, после Второй мировой –
Организация объединённых наций. Данные организации призваны регулировать отношения между странами.
Л. Козер делает важный вывод – конфликт функционален только в открытых обществах.
В открытых обществах конфликт институализирован, то есть существуют социальные институты, призванные выявлять и разрешать социальные конфликты. Существует возможность выражать собственные взгляды, доносить их до людей, создавать ассоциации и партии, отстаивающие права определённых групп и лиц, судебная система является независимой.
В закрытых обществах конфликт всячески подавляется, средства массовой информации утверждают, что конфликта нет. Но когда конфликт всё же вырывается наружу, то грозит сломом всей социальной системы.
Если Л. Козер стремился дополнить функционалистскую модель общества, то Р. Дарендорф создал «конфликтную модель общества». Он определил конфликт как «все структурно произведённые отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп».
Конфликт является результатом функционирования любой системы управления, какой бы совершенной она не была. Конфликты невозможно разрешить или подавить. Возможно лишь регулирование конфликта, чтобы устранить его негативное воздействие.
Разработка социологических теорий конфликта способствовала проведению его прикладных исследований, что привело к возникновению научно-практического направления – конфликтологии.
Ещё одна линия развития марксизма была предложена представителями Франкфуктской школы социологии. Франкфуртская школа сформировалась на базе Института социальных исследований в Франкфурте- на-Майне (Германия) в 1931 году и существовала до конца 60-х годов XX века. Её представители - Макс Хоркхаймер (1895-1973 гг.), Теодор Адорно
( 1903 - 1969 гг.), Герберт Маркузе ( 1898 — 1979 гг.) - создали критическую теорию, в которой стремились синтезировать марксизм и фрейдизм.
Современное общество угнетает человеческую природу и манипулирует сознанием людей, в первую очередь, с помощью средств массовой информации. Это угнетение должно быть преодолено в ходе революции.


19
Революция должна начаться с раскрепощения чувств (сексуальной революции).
В ходе студенческих волнений 1968 года Герберт Маркузе стал кумиром молодёжи. Одним из лозунгов был лозунг 3-х М - «Маркс, Мао,
Маркузе».
Американский учёный Чарльз Райт Миллс (1916-1962 гг.) наряду с представителями Франкфуртской школы стал одним из идеологов движения
«новых левых». В социологии особенно известна его концепция
«социологического воображения», согласно которой социолог должен видеть
(додумывать) социальные структуры, стоящие за социальными феноменами.
Например, выпивание чашки кофе может рассматриваться как социальный ритуал, как результат развития социальных и экономических отношений приведших к формированию индустрии производства кофе.
Группа теорий, рассматривающая социальную реальность через понимание людьми социальных фактов включает в себя символический интеракционизм Чарльза Кули (1864 – 1929 гг.) и Джорджа Мида (1863—
1931 гг.), феноменологическую социологию Альфреда Шюца (1899 -1959 гг.), этнометодологию Гарольда Гарфинкеля ( 1917 — 2011 гг.).
В отличие от функционалистской теории и теории конфликта в фокусе интереса данных подходов находятся не макроструктуры обществ, а микроаспекты социальной жизни - взаимодействие между людьми, способ понимания социальных фактов.
Согласно символическому интеракционизму, социальная реальность конструируется в ходе взаимодействий людей.
Взаимодействие осуществляется с помощью символов (главным образом, языка и жестов) и определяется 3-мя факторами:
1) установки людей – то есть предрасположенность обращать внимание на определённые объекты и реагировать на них определённым образом;
2) ситуация – совокупность наличных условий (символов);
3) определение ситуации – придание значений отдельным элементам ситуации.
На основании определения ситуации (приписанных значений) люди действуют. Символами могут быть слова, предметы, жесты, дистанция, на которой общаются люди и др. Например, горшок на окне может быть символом для агента, что явка провалена.
Сторонники теории символического интеракционизма наблюдают действия людей в обычной обстановке повседневной жизни. Они стремятся через субъективные интерпретации взаимодействующих людей воспроизвести конкретный социальный мир, в первую очередь ту среду, в которой живут исследуемые индивиды.

20
Для достижения данной цели приверженцы символического интеракционизма применяют качественные методы исследований (методы, не использующие математический аппарат и позволяющие учитывать неповторимость явлений) – интервью, включённое наблюдение, метод изучения личных документов.
С символическим интеракционизмом тесно связана феноменологическая социология.
Приверженцы феноменологической социологии утверждают необходимость изучать «жизненный мир человека» в ситуации «здесь и сейчас», а не какие-либо крупные социальные структуры как это делает функционализм и теория конфликта. Жизненный (он же социальный) мир дан человеку лишь как совокупность феноменов его сознания.
Задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы выяснить, каким образом люди структурируют
(упорядочивают) воспринимаемый (социальный) мир в своём сознании и как на основании этого знания взаимодействуют с другими людьми.
Мир предстаёт как совокупность феноменов сознания человека, но возникает вопрос - как возможен коллективный опыт, задающий общность понимания мира у множества индивидов – ведь у каждого индивида своя совокупность феноменов сознания?
Согласно феноменологической социологии в процессе взаимодействия индивиды исходят из двух допущений:
1) Взаимозаменяемость перспектив. Встав на место другого, я увижу ситуацию так же как и он.
2) Релевантность перспектив. Встав на место другого, я буду оценивать ситуацию так же как и он и выбирать для достижения целей те же средства.
Предполагается наличие в культуре некоторой совокупности типичных определений ситуаций. Взаимодействие строится исходя из их приложения к каждому конкретному случаю.
Если взаимодействующие индивиды знакомы с биографическими ситуациями (событиями прошлой жизни) друг друга, то возникают «мы- отношения», если нет - то «они-отношения».
Данные отношения задают рамку структурирования реальности через вычленение и фиксацию значений новых переживаний.
На стыке социологии и психологии возникла теория обмена, наибольший вклад в разработку которой внесли
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Джордж Хоманс (1910—
1989 гг.) и Питер Блау (1918 – 2002 гг.).
Разработчики теории обмена искали ответ на вопрос – почему люди поступают тем или иным образом, в отличие от функционалистов, которые отвечали на вопрос – как действуют люди.

21
Процесс взаимодействия они представляли как процесс обмена. Люди действуют с целью получения вознаграждения, рационально рассчитывая выгоды и издержки своего поведения.
В течение XX века было множество попыток построить единую социологию, в которой были бы преодолен и разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями, между социологическим реализмом и номинализмом, аналитической и исторической социологией, натуралистической и гуманистической.
Российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968 гг.) создал одну из многих концепций интегративной социологии. П.Сорокин фактически является единственным русским социологом, добившимся признания в европейской и американской социологии.
П. Сорокин стремился соединить в одной системе философию, социологию, психологию, этику и аксиологию (теорию ценностей).
Познание явлений социального мира возможно при помощи трёх различных способов, соответствующих тройственной природе человека, состоящей из чувств (ощущений), разума и души:
1) эмпирический;
2) логически-рациональный;
3) интуитивный.
В 80-е годы XX века интеллектуальное течение постмодернизма затронуло социологическую проблематику. На смену миру модерна, начало которому положило Просвещение XIX века, приходит мир постмодерна, который характеризуется следующими чертами:
- люди выступают в первую очередь потребителями, и большинство из них не участвует непосредственно в производстве материальных благ;
- во всех сферах жизни ключевым является циркулирование информации и доступ к ней;
- индивиды всё в меньшей степени привязаны к определённой профессии и к определённому месту жительства. Они становятся
«современными кочевниками»;
- сильно выросло влияние средств массовой информации, которые, по сути, создают мир, в котором живут современные люди;
- изменился характер власти, которая в меньшей степени наказывает и контролирует и в большей степени «соблазняет» людей с помощью средств массовой коммуникации;
- исчезли метанаррации (универсальные концепции и идеологии), задающие для всех людей общие цели и позволяющие индивиду соединить в единое целое отдельные эпизоды своего социального существования;
- кризис идентификации, так как разложению подвержены все


22 традиционные группы соотнесения – класс, локальная община, национальное государство;
- современное общество теряет единство, утрачивая общую структуру и социальные институты.
Для исследования общества постмодерна необходимы новые методы и теории. Постмодернисты отрицают возможность создания универсальных объясняющих теорий. Социология или вообще отрицается или ей отводится место комментатора и интерпретатора событий, происходящих в различных группах, обладающих различной структурой.
4. Развитие отечественной социологии.
Интерес к социологической проблематике в XIX веке существовал и в
Российской империи. Работы французских, английских и немецких социологов издавались в России как альтернатива марксизму. Практически все направления развития социологической мысли имели своих отечественных сторонников и последователей. В России имелись и оригинальные подходы – субъективная социология, христианская социология.
В 20-е годы XX века социология подверглась гонениям и к началу 30-х годов была запрещена. В 1922 году из России на «философском пароходе» были высланы учёные-гуманитарии, которые не разделяли догм марксизма- ленинизма. Для тоталитарного режима социология была опасна, так как выявляла слабости догм марксизма в его интерпретации В.И. Лениным и
И.В. Сталиным. Кроме того, методы сбора социологической информации позволяли определить истинное состояние дел в российском обществе.
Лишь в 60-е годы XX в. постепенно стали производиться социологические исследования для выявления и снятия противоречий общественного развития. Теоретическим основанием для интерпретации данных проведённых исследований являлся исторический материализм в его трактовке В.И. Лениным.
Теории западных учёных и неканонические трактовки марксизма подвергались жёсткой критике.
После 1985 года социологи получили возможность официально придерживаться различных позиций. Постепенно социология становится обязательной университетской дисциплиной, издаются находившиеся под запретом труды западных социологов.
В 90-е годы XX в. в России появляются исследовательские организации, которые проводят исследования для бизнеса и общественных организаций.
Социология в Беларуси во многом повторила путь российской

23 социологии. Основные вехи развития социологии в Беларуси:
1921 год - открыта кафедра социологии и первобытной культуры в
Белгосуниверситете, которую возглавил профессор С.З. Каценбоген, читавший курс лекций по генетической социологии студентам факультета общественных наук.
1922 год – создан Институт белорусской культуры, преобразованный в
1929 году в Академию наук БССР. В её рамках осуществлялись исследования различных аспектов жизни белорусского общества. В том же 1922 году формируются органы государственной статистики.
1967 год - в БГУ создается Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований.
1968 год – в составе Института философии и права Академии наук
БССР создан сектор конкретных социологических исследований во главе с профессором Г. П. Давидюком.
1989 год – начало подготовки специалистов-социологов в Белорусском государственном университете.
1990 год – организация Института социологии в составе Академии наук.
В 90-е годы XX века возникли независимые социологические центры, проводившие исследования для бизнеса и общественно-политических организаций.
В конце 90-х годов XX века социологические центры проводят исследования для бизнеса. На исследования общественно-политических процессов наложены определённые ограничения.
О развитии социологии и об углублении процесса ее институционализации говорит и тот факт, что наряду с государственными социологическими службами в 90-е гг., стали создаваться негосударственные центры изучения общественного мнения. Независимый институт социально- экономических и политических исследований, возглавляемый профессором
О. Т. Манаевым; Лаборатория аксиометрических исследований «Новак»
(А.П.Вардомацкий); Национальный центр стратегических инициатив
«Восток-Запад» (Л.Ф.Заика) и ряд других в 1998 г. объединились в
«Белорусскую ассоциацию фабрик мысли».


24
Лекция 3. Общество как социально-экономическая и
социокультурная система
План лекции:
1.
Понятие общества и его системно-структурная характеристика.
2.
Проблема функционирования, изменения и развития общества.
Типология обществ.
3.
Социологический анализ культуры.
1. Понятие общества и его системно-структурная характеристика.
Общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоконструирования и самовоспроизведения.
Общество — совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и др., опосредующих их социальную деятельность.
Как сложноорганизованная саморазвивающаяся система общество обладает следующими специфическими чертами:
1. Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д.
2. Общество не сводимо к составляющим его людям и представляет систему вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.
Американский учёный Эдвард Шилз (1911—1995 гг.) выделял следующие черты общества как эмпирического феномена:
- объединение не является частью какой-либо более крупной системы
(общества);

25
- браки заключаются в основном между представителями данного общества;
- общество пополняется преимущественно за счёт естественного воспроизводства своих членов, а не за счёт, например, миграции;
- общество, как правило, имеет территорию, которую считает своей собственной;
- общество имеет собственное название и историю;
- общество имеет собственную систему управления;
- общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- общество объединяет общая культура.
Понятие «общества» следует отличать от понятия «государства», которое является социальной (политической) организацией и от понятия
«страны», которое подчёркивает территориальный аспект.
Не все общества имеют свои государства. Некоторые государства включают в себя множество обществ. Например, в африканских странах в рамках одного государства существует множество племён, каждое из которых является обществом.
2. Проблема функционирования, изменения и развития общества.
Типология обществ.
Мир представляет собой не совокупность устойчивых структур, а процесс вечного становления. Изменение имманентно присуще нашему миру.
Социальные изменения
(изменения социальных структур и социального поведения) вызываются следующими факторами:
1) Окружающая среда – климат, географическое расположение, природные ископаемые, природные катастрофы.
Климат, а также флора, фауна и ландшафт определяют технологию добычи средств к существованию и социальную организацию. Например, необходимость координации процесса возведения системы ирригационных сооружений в долинах Нила, Тигра и Евфрата привела к созданию деспотических государств.
Географическое положение оказывает влияние на возможность получения новой информации, на угрозу существованию со стороны соседей и т. п. Например, положение Северной Италии на пересечении торговых путей привело к её развитию.
Природные ископаемые определяют экономику и соответственно, социальную структуру.