Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53 6. информация и коммуникация (средств массовой информации и коммуникации).
Функции социальных институтов:
1. удовлетворение социальных потребностей субъектов путем выработки общих правил профессионального действия;
2. регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам;
3. интеграция и сплоченность субъектов социального действия;
4. отбор наиболее успешных действий в качестве общих правил;
5. материализация и символизация институализированных форм деятельности, т.е. окончательное оформление социального института.
2. Природа социальной организации, ее структура и функции.
Термин «организация» употребляется в трех смыслах.
Во-первых, под организацией понимается институализированная группа, выполняющая определенные социальные функции.
Во-вторых, под организацией понимается степень упорядоченности элементов структуры, внутреннее строение объекта. В этом смысле говорят о высокой или низкой организованности объекта.
В-третьих, под организацией понимается человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов.
Российский социолог А. И. Пригожин выделяет следующие черты
современной организации:
1. она обладает целенаправленной природой, поскольку создается для определенных целей и оценивается через целедостижение;
2. ради достижения цели с максимальной эффективностью люди в организации распределяются по статусам и ролям. Интересы и потребности каждого члена общества удовлетворяются в тех пределах, установленных, статусно-ролевой структурой;
3. организации строятся на основе разделения труда и поэтому имеют горизонтальные структуры (равноуровневые подразделения). Но не менее важны для функционирования организации вертикальные структуры
(иерархия), которые доминируют над горизонтальными;
4. в любой организации четко выделяются управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие выполняют функции координации однородных (горизонтальных) структур. Иерархичность дает возможность достижения единой цели;
5. управляющая подсистема создает свои специфические средства регулирования и контроля: нормы; санкции (наказания и поощрения);
54
В любой организации действует так называемый синергетический
(кооперативный, или организационный) эффект. Он является результатом:
1. одновременности усилий многих людей и средств;
2. специализации каждого управления, отдела, работника;
3. синхронизации, т.е. приведение разных действий и процессов к деятельности с неизменным интервалом времени, в одной фазе.
3. Типологическая характеристика социальных организаций.
Все многообразие социальных организаций можно классифицировать по различным основаниям:
1. По роли и месту в системе общественных отношений:
• Промышленно-хозяйственные
и
финансовые
организации.
Промышленные – это те, которые производят продукцию (заводы, фабрики, колхозы, фермерские хозяйства, кооперативы и т.д.). Финансовые организации обеспечивают отношения между промышленными и другими предприятиями с помощью финансовых средств (банки, страховые компании).
• Административно-управленческие - органы государственной власти, местного самоуправления, налоговые, контрольные, надзорные и другие организации.
• Научно-образовательные и научно-исследовательские - вузы, НИИ и др.
• Военные организации – организации, выполняющие специфические функции обороны страны. Военные организации строятся и функционируют по тем же закономерностям, что и все другие. В то же время военные организации имеют определенные отличия: определённая изоляция от общества, сильный социальный контроль, развитые групповые ценности, нормы, ритуалы, язык, большая формализация в общении и поведении, акцент на выполнении каждым военнослужащим своей военной роли в наборе ролей.
• Учебно-образовательные - детские сады, ясли, школы, училища, курсы по обучения каким-то предметам разных возрастных групп людей и др.
• Культурные организации, как правило, выполняют культурные и воспитательные задачи. В их число входят: кружки самодеятельности, театры филармонии, музеи, кинотеатры, телевидение и др.
• Социальные организации - здравоохранение, социальное обеспечение.
2. По отношению к государству все организации можно поделить на государственные и негосударственные.
3. По интенсивности социального контроля. Социолог Амитаи
Этциони (р. 1929 г.) выделяет следующие виды формальных социальных организаций, исходя из причин вхождения в них людей:
55
• Добровольные ассоциации. Люди входят в них по собственному желанию и не получают платы за участие в их деятельности. Примерами таких организаций является клуб шахматистов, ассоциация анонимных алкоголиков, ветеранов афганской войны и т. п. Люди вступают в них для того, чтобы заполнить сводное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу, помочь самому себе.
• Принудительные. Членство в них является принудительным и не зависит от воли индивида – армия, тюрьма, психиатрическая больница.
Выделение данного вида организаций, основывается на выделении тоталитарных социальных институтов, к которым помимо армии, тюрьмы и психиатрической больницы, относят монастырь.
Цель данных социальных институтов – подчинить людей строго регламентированным нормам поведения в условиях изоляции от остального общества в течении продолжительного времени.
В таких социальных институтах новоприбывших стараются лишить их прежних социальных ролей. Для этого осуществляется комплекс мероприятий: а) ограничивается общение индивидов с их прежними социальными группами - семьёй, друзьями, коллегами, которые поддерживают индивидов в их прежних социальных ролях; б) вводится однообразие в одежде, стрижке, индивиды лишаются личных вещей; в) зачастую новоприбывшие проходят «процедуру деградации» - их наделяют оскорбительными эпитетами, заставляют выполнять грязную и унизительную работу.
Всё это делает человека восприимчивым к новым социальным ролям и связанным с ними правам и обязанностям.
• Утилитарные. Членство в них не является принудительным, но чтобы получить какие-либо блага, человек вступает в них. Данный вид организаций является чем-то средним между принудительными организациями и свободными ассоциациями. Это, в первую очередь, организации, в которых люди за определённую плату, выполняют определённую работу.
4. По степени проявления личностных качеств в социальных
отношениях организации подразделяются на:
• Формальная организация характеризуется строго предписанными и документально зафиксированными целями, нормами и ролями, рациональностью и безличностью отношений между её членами, наличием органа власти и аппарата управления.
56
• Внеформальная организация возникает в формальной организации и является системой межличностных связей, направленной на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных.
Например, директор напрямую решает оперативные вопросы с менеджером, хотя формально должен решать его заместитель.
Французский социолог Мишель Крозье (р. 1922 г.), изучая развитие и стратегии различных организаций, вывел два их основных типа:
механический и органический, которые весьма напоминают формальный и внеформальные виды. По мнению М. Крозье, механический тип организации характеризуется следующими признаками:
1. полная и точная (а значит негибкая) схема выполнения обязанностей каждым сотрудником;
2. слабые связи (как по вертикали, так и по горизонтали) между сотрудниками, которые выполняют рутинные (повседневные) задачи;
3. большая централизация власти на верхних ступенях иерархии, где решаются перспективные и требующие творческих способностей (не рутинные) проблемы.
Такими чертами, как правило, обладают крупные организации: государственные структуры, большие частные предприятия.
Для органического типа организаций, как считает М. Крозье, характерно следующее:
1. схема исполнения команд предусматривает возможность изменения функций сотрудников в зависимости от их компетенции;
2. связи между людьми, исполняющими сложные и простые функции, очень развиты, а иерархия – слабая;
3. принятие решений раздроблено: на каждом уровне начальник стимулирует работу и выступает как арбитр, но не командует и не решает.
Такие организации лучше приспосабливаются к переменам в обществе, к изменчивому рынку и развивающимся технологиям, но не всегда адекватны для деятельности больших трудовых коллективов и для персонала с невысокой квалификацией.
Механические и органические, формальные и внеформальные организации выступают как «идеальные типы», теоретические модели крайних случаев организационного строения и функционирования. В жизни, на практике многие организации сочетают в себе в том или ином отношении черты формальной и неформальной организации.
57
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лекция 7. Социальный контроль и социальное управление
План лекции
1. Понятие и виды социального контроля.
2. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
3. Структура и функции управленческой деятельности.
4. Стили управления.
1. Понятие и виды социального контроля.
Социальный порядок требует соблюдения общих норм от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ролевые ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля.
Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования.
Понятие социального контроля было введено французским учёным
Габриелем Тардом (1843-1904 гг.), который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось во многом благодаря исследованиям американских социологов
Э.Росса (1866- 1951 гг.) и Роберта Парка (1864 – 1944 гг.), которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения человеческого поведения в соответствие с социальными нормами.
Социальный контроль осуществляется посредством социализации, группового давления, принуждения:
1. Социализация обеспечивает восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.
Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
58 2. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от нее требований, предписаний и т.п., соответствующих принятым в ней нормам.
Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.
3. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения и наказывающих виновных в нарушении этих норм.
При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Социальный контроль может проявляться как в виде непосредственной реакции ближайшего окружения (например, одобрение или неодобрение нашими родными, начальником каких-либо наших поступков), так и виде постоянного или периодического воздействия социальных норм (в учебном процессе). Важно, что в этом случае социальный контроль не приведен в систему, действует от случаю к случаю и его осуществляют не профессиональные контролеры. Такой социальный контроль называется неформальным.
Формальный контроль предполагает применение за нарушение социальных норм санкции, которые прописаны в нормативных и регулирующих актах (штраф, дисциплинарное взыскание и т.п.).
Американский социолог Кросби выделил четыре основных типа неформального контроля:
1.
Социальные вознаграждения. Они выражаются в таких формах, как улыбки, одобрительные кивки, внимание женщин, благожелательное отношение старших и начальников и т.д. Социальные вознаграждения поощряют соблюдение общепринятых норм и правил (конформность) и косвенно осуждают их нарушение (девиацию).
59 2.
Наказание. Речь идет о неформальном социальном осуждении.
Формами неформального наказания служат недовольный взгляд, интонация, мимика, выражающая обиду, неудовлетворенность, критика, агрессивная поза, давление, угрозы, словесный бойкот, остракизм, физическая расправа.
3.
Убеждение. Этот тип неформального контроля заключается в таком воздействии на девианта, которое заставляет его осмыслить свои поступки, нарушающие социальные нормы, и изменить свое поведение.
4. Переоценка норм. Наиболее сложный тип социального контроля. В этом случае поведение, которое считается девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если супруги разводились, дети оставались с матерью. Сейчас судьи больше обращают внимание на желание, возможности и поведение супругов, чем на их пол. Это пример переоценки норм в масштабе обществе. Но социальные нормы могут переоцениваться и в конкретных группах. Особенно это характерно для нашей страны, где происходит трансформация всей системы жизнедеятельности общества.
Толкотт Парсонс предложил классификацию и дал анализ трех формальных типов социального контроля:
1. Изоляция. Этот тип социального контроля применяется для отделения закоренелых или наиболее опасных девиантов от общества. Такой тип социального контроля позволяет поддерживать высокий статус социальных норм, удаляя их постоянных и злостных нарушителей от общества и лишая «образцов для подражания» тех, кто склонен к девиации.
Изоляция, по Парсонсу, не предусматривает попыток реабилитации.
2. Обособление. Этот тип контроля предусматривает ограничение контактов девианта с окружающими, т.е. не полную, а частичную изоляцию от общества. У девиантов в этом случае сохраняется возможность вернуться в общество, когда они будут готовы выполнять социальные нормы. Формами обособления могут быть, например, помещение в психиатрическую больницу на ограниченный срок, ссылка или высылка из страны.
3. Реабилитация. Этот тип социального контроля подготавливает девианта к возвращению в общество, к исполнению своих социальных ролей.
Реабилитация необходима, например, военнослужащим, длительное время находившимся в условиях боевых действий. Социальные психологи создают специальные программы реабилитации, учитывая особенности обособления девиантов и нарушения ими социальных норм.
Основу системы формального социального контроля создает и поддерживает государство, обладающее легитимным правом монопольного применения насилия. Основные элементы: органы охраны правопорядка, судебная система, пенитенциарная (исправительная) система.