Файл: 1 Понятие и статус судебной власти 7 2 Структура судебной системы Российской Федерации 27.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и статус судебной власти
1.1 Сущность и роль судебной власти
1.2 Особенности конституционного статуса судебной власти в Российской Федерации
2 Структура судебной системы Российской Федерации
2.1 Конституционный суд Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.4 Проблемы и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Итак, судебная власть в России - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая осуществляется только судами. Суды в свою очередь выполняют возложенные на них законом полномочия посредством определенного судопроизводства. Согласно Конституции РФ, судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Основными функциями судебной власти относятся:
-
правосудие — это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в рамках которой реализуется судебная власть; -
толкование права — это деятельность судебной власти, направленная на выявление смысла нормы права, доведения смысла для заинтересованных лиц. Другими словами, данную функцию можно подразделить на два процесса толкования права уяснение и разъяснение. Например, Конституционный суд токует нормы Конституции, разъяснения Верховного суда, которые содержаться в Пленумах; -
конституционный контроль — особые вид деятельности суда, которая заключается в проверке соответствия издаваемых законов, решений, указов и так далее на конституционность; -
обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; -
разработка предложений по совершенствованию нормативно правовых актов [3].
Таким образом, судебная власть имеет своеобразные функции, которые определяют компетенцию, полномочия и место судебной власти как одной из самостоятельных ветвей государственной власти. Стоит отметить, что вышеперечисленные функции являются основными, в научной литературе используются более обширные функции. Признаки формируют полноценное понятие судебной власти РФ как единственной системы власти, которая осуществляет правосудие в Российской Федерации.
1.2 Особенности конституционного статуса судебной власти в Российской Федерации
Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу. Она охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти участвуют в формировании судебной системы - назначении судей: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначает судей двух высших федеральных судов - Конституционного и Верховного. Для назначения судей федеральных судов в субъектах Федерации Президент РФ должен заручиться согласием законодательной власти этих субъектов (ст. 7 ФКЗ). Но, будучи назначены должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены, и указанные органы не вправе контролировать законность приговоров и иных судебных решений. Более того, судьи следят за конституционностью законов, применяемых при рассмотрении дела. Вместе с тем бюджет судов принимает Государственная Дума РФ.
Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений. Существует и не правовая зависимость судов от органов исполнительной власти, особенно на местах (аренда и ремонт помещений судов, предоставления судьям жилья и т.п.). С другой стороны, судьи контролируют законность актов и действий исполнительной власти и могут признать их недействительными при рассмотрении жалоб граждан, а также применяя бланкетные диспозиции, содержащие ссылки на ведомственные акты при квалификации действий подсудимых по уголовным делам. Новое в становлении и развитии судебной власти в России - полное освобождение судов от контроля со стороны Министерства юстиции и его органов.
В связи с созданием Судебного департамента при Верховном Суде РФ и принятием Положения о Министерстве юстиции РФ все полномочия Минюста в отношении судебной системы отменены, и эта система стала замкнутой. Теперь Судебный департамент занимается организационным обеспечением судов, их финансированием, ведет судебную статистику и т.д. Суд не входит в систему правоохранительных органов, не является органом борьбы с преступностью и не отвечает за ее состояние.
Судебная власть осуществляется в формах конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного правосудия, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, основанных на анализе судебной практики и судебной статистики; кадрового
обеспечения судов органами судейского сообщества; организационно-технического и финансового обеспечения судов Судебным департаментом при Верховном Суде РФ; контроля за исполнением судебных решений.
В отношении Конституционного Суда РФ высказано ошибочное, по мнению многих исследователей, мнение, что он «не осуществляет конституционное правосудие» и является органом конституционного контроля. Деятельность Конституционного Суда РФ по своему характеру является юрисдикционной, она осуществляется в судебнопроцессуальных формах и, как правило, направлена на разрешение социальноправовых конфликтов, то есть содержит все признаки, позволяющие утверждать, что Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие, а не «контроль» или «надзор». Что касается разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что из Конституции РФ устранено понятие «руководящие разъяснения Пленума», присутствующее в Законе РСФСР «О судоустройстве» 1981 г. Кроме того, компетенция Пленума ограничена вопросами судебной практики, значит, судья вправе не согласиться с разъяснением Пленума, признав его несоответствующим Конституции.
Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Конституция Российской Федерации закрепила, что судебная власть осуществляется помимо действующих форм на основе арбитражного судопроизводства (ч. 2 ст. 118, ст. 136 Конституции Российской Федерации), что актуализирует статус и компетенцию арбитражных судов.
Конкретизировано содержание судебной системы Российской Федерации, которая включает высшие судебные инстанции, а также федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировых судей субъектов России (ч. 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации). Конституционная детализация требований к судьям. Конституция Российской Федерации, наряду с иными законодательными установлениями, закрепляет дополнительные требования к судьям в части отсутствия гражданства иностранного государства, вида на жительство, запрета на постоянное проживание на территории иностранного государства. Конституционная реформа возложила на судей судов Российской Федерации запрет осуществлять банковские операции в зарубежных кредитных организациях, взаимодействовать с иностранными финансовыми партнерами (ст. 119 Конституции Российской Федерации).
Законодатель конкретизировал правовой статус и функциональные составляющие данного судебного органа, который осуществляет конституционное судопроизводство в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Основного закона на всей территории российского государства. Также осуществлено сокращение численности членов Конституционного Суда – с 19 до 11 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции Российской Федерации).
До конституционной реформы по представлению Президента Российской Федерации Советом Федерации назначались только судьи федеральных судов. Сегодня Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, руководящие ВРЮ № 9 160 должностные лица других федеральных судов назначаются главой государства в порядке, установленном российским законодательством (п. е ст. 83, п. ж ч. 1 ст. 102, ч. 1 и 2 ст. 128 Конституции Российской Федерации).
В современных условиях Конституция Российской Федерации напрямую закрепляет конституционно-правовой статус высших и иных судов, а также определяет, что порядок осуществления соответствующих способов судопроизводства регулируется также нормами процессуального законодательства (ч. 3 ст. 128 Конституции Российской Федерации). Стоит подчеркнуть, что конституционное закрепление статики судопроизводства показывает твердое намерение государства установить основу российского правосудия с последующим наращиванием его динамических составляющих в нормативных правовых носителях законодательного и подзаконного уровня.
Существенно расширена компетенция высшей конституционной судебной инстанции. Теперь указанный орган судебной власти: а) осуществляет конституционный контроль в отношении решений межгосударственных органов, принятых на основании российского законодательства, а также разрешает иные вопросы, связанные с исполнением решений иностранных, международных судов, налагающих обязанности на Россию, в случае если эти решения противоречат основам публичного правопорядка в национальном измерении (ст. 79, п. б ч. 5ˡ ст. 125 Конституции Российской Федерации); б) проверяет конституционность: проектов законов до их подписания главой государства, реализуемого по его инициативе (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, п. а ч. 5ˡ ст. 125 Конституции Российской Федерации); законов субъектов федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (п. в ч. 5ˡ ст. 125 Конституции Российской Федерации). Также Основной закон закрепил полномочия в части проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов: по жалобам ВРЮ № 9 161 на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации).
Интересным представляется факт изъятия из Конституции Российской Федерации возможности реализации посланий со стороны высшей конституционной судебной инстанции парламенту России. Таким образом, суд лишен права, связанного с инициацией совместного заседания обеих палат национального парламента (ст. 100 Конституции Российской Федерации). Кроме этого, представленный орган судебной власти вправе осуществлять иные полномочия, которые в случае возникновения публичных проблем и государственных интересов могут быть закреплены в конкретном федеральном конституционном законе (ч. 8 ст. 125 Конституции Российской Федерации). Полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
В результате конституционной реформы суд осуществляет не только судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, но также и арбитражных судов (ст. 126 Конституции Российской Федерации), что, безусловно, выступает последовательным механизмом введения арбитражной формы судопроизводства в архитектуру российского правосудия в целом.
Основной закон вводит правило, согласно которого прекращение полномочий судей вышестоящих судов реализуется по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится в Совет Федерации (п. е³ ст. 83, ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации). В данном случае глава государства наделяется дополнительными конституционными сдерживающими средствами гармонизации национальной системы разделения властей, что обеспечивает соблюдение баланса интересов органов государства и экспертного сообщества.
Представленные изменения в Конституцию Российской Федерации являются в некоторой степени новациями и находятся в русле прогрессивного и цивилизованного развития российского общества и государства. Судебная власть сохраняет конституционную стабильность и эффективное функционирование с одновременной модернизацией основных звеньев ВРЮ № 9 162 правосудия и определением своего места в единой системе публичной власти (п. г ст. 71, ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации). В свою очередь модернизация судебной власти обуславливает конституционную безопасность общественных и государственных структур, а также фактической конституции страны [5, с. 20-21], что является важным направлением конституционного строительства современной России.
Стоит заметить, что центральным объектом конституционных изменений в части судебной системы выступил Конституционный Суд Российской Федерации. Можно предположить, что сегодня статус данного судебного органа несколько меняется посредством перевода части его полномочий в политическую плоскость, усиления его роли в сохранении государственного суверенитета и территориальной целостности.