Файл: 1 Понятие и статус судебной власти 7 2 Структура судебной системы Российской Федерации 27.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Именно данный орган государственной власти способен утверждать режим конституционализма в масштабах национальной правовой системы [6, с. 4]. И все же Конституционный Суд Российской Федерации остается основным звеном механизма конституционной охраны положений Основного закона страны. Качественным закреплением конституционной модернизации судебной власти выступает законотворческая работа, связанная с внесением изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Кроме этого, законодатель возможно нацелит свою работу на принятие новых законов, обеспечивающих эффективное правосудие и динамичное формирование единой системы публичной власти. Принимаемые законы способны конкретизировать правовую технологию взаимодействия конституционной юстиции с иными компетентными структурами публичной власти, с общественным активом

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:

  1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

  2. согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

  3. участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или субъекта РФ;

  4. избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.

Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно - письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

- занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;


- совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

- вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

- отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.

Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира.

Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов.

В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобождён.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено Верховным Судом РФ [12, c. 90].



Как и другие граждане, судьи несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.

Подводя итоги можно сказать, что судьи обладают единым конституционно-правовым статусом, который определяется таким важным конституционным принципом как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.


2 Структура судебной системы Российской Федерации




2.1 Конституционный суд Российской Федерации



Несмотря на то, что судебную власть принято называть третьей в государственной системе, ее место далеко не последнее ввиду ее функции проверки законности требований нормативно-правовых актов возможности признавать недействительными документы и действия органов публичной власти, ввиду их несоответствия конституции или незаконности [42].

Как уже было описано в предыдущих разделах принципы работы судебной ветви государственности определяются государственным строем (демократия, тоталитаризм, монархия) и национальными особенностями. Однако общими характеристиками цивилизованной судебной системы всегда остаются верховенство права и обеспечения прав и свобод гражданин, чем реализуется принцип объективной справедливости.

Однако, ключевым принципом становления судебной ветви власти большинство правоведов определяют независимость в рамках государственного распределения власти.

Так как отцом разделения государственной власти на три ключевых ветви принято считать - Ш. Монтескье писал, что «умеренное управление» основывается на умении «комбинировать власть», а также на системе сдерживания и противовесов. В результате чего Монтескье сделал вывод о том, что: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, поскольку можно опасаться, что этот монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Когда она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан попадут под власть произвола, ведь судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» [35].

При толковании норм права, изложенных в нормативно-правовых документах при осуществлении правосудия, судебная система обязана руководствоваться принципами равенства и справедливости и однотипно принимать решение в правовых спорах с подобными фактическими обстоятельствами. Под изложенной выше фразой следует понимать, что при решении дел в суде судьи обязаны единообразно применять требования нормативно-правовых документов, что является гарантией от субъективной трактовки правовых норм и применения законодательных актов. Контроль судебных решений возлагается на высшие судебные инстанции, такие как специализированные суды и верховный суд.


Классической схемой, принятой в большинстве судебных систем, является уровневая система (низовые и верховные) [42]. Отдельные судебные органы решают судебные споры самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. При рассмотрении вопроса организации судебной системы необходимо разобрать следующие термины. Совокупность судов называется юстицией (этимологически происходит от латинского — «справедливость»), деятельность судов при решении правовых конфликтов — юрисдикционной [27].

В исключительных случаях разрешение споров с созданием органов решения конфликтов может быть присуща и представительным органам (пример, комиссия по этике при палате парламента) и исполнительным органам (ведомственный арбитраж), однако, данные прецеденты всегда контролируются судебными органами.

Преимуществом судебной системы перед законодательной является возможность приводить правопорядок в соответствие с реальными требованиями социальной жизни. Данный принцип следует понимать, как возможность толкования требований нормативно-правовых документов и принятия решений не только в соответствии с требованиями нормативных актов, но и пользоваться принципами права в общем. Однако, не стоит полагать, что суды могут менять закон в соответствии со своими личными предпочтениями, такая практика считается исключением и применяется при спорных вопросах баланса двух других ветвей власти, которые гарантируют главенство права и справедливости в обществе [39].

Наиболее базовая модель структуры судебной системы предполагает наличие трех уровней (в некоторых случаях параллельных ответвлений), которые включают в себя:

  1. Конституционный суд, задачами которого являются рассмотрения требований всех принимаемых правовых документов на предмет соответствия требованиям конституции государства. Как правило, судьи, которые принимают решения в судебных разбирательствах на высшем уровне назначаются парламентом.

  2. Суды общей юрисдикции, которые осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным видам разбирательств. Основными учреждениями судов общей юрисдикции являются районные (областные) или городские суды.

  3. Суд апелляционной (кассационный) инстанции является судом второй инстанции и в рамках уголовного и гражданского судопроизводства проверяет законность и обоснованность решений, которые приняты судами первой инстанции.

  4. Специализированные суды - это государственные органы, которые осуществляют судебную власть и обладают исключительной компетенцией (подведомственностью, подсудностью) для рассмотрения узко-определенной категорий дел [28, c. 10].