Файл: 1 Понятие и статус судебной власти 7 2 Структура судебной системы Российской Федерации 27.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с положением Конституции Российской Федерации, которое гласит, что «гражданам гарантируется право на судебную защиту от неправомерных действий (бездействий) органов исполнительной власти, должностных лиц. Реализация конституционного права на судебную защиту происходит посредством судебной власти, в частности деятельности суда».

Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя в своей деятельности контроль на соответствие Конституции законодательства, является основным гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Основными целями Конституционного Суда РФ, как специализированного органа конституционного контроля, являются защита основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция прямо устанавливает: «Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом».

Значимость данного органа невозможно переоценить. Благодаря работе Конституционного Суда РФ в определенной мере зависит действие Конституции РФ на практике, устойчивость основ конституционного строя, реальная защита прав и свобод человека. Своими постановлениями, особыми мнения и решениями судьи Конституционного Суда РФ, этот орган может оказать кардинальное воздействие не только на общественное мнение, а также воспитание у граждан уважение к праву, закону, правосудию и государственной власти, но и оказывать влияние посредством своего авторитета на деятельность законодательных, исполнительных и даже судебных органов власти. Особым, в сфере соотношения необходимости защиты конституционных ценностей и соблюдения прав и свобод человека, является Постановление Конституционного Суда РФ. Поскольку оно цитировалось в заключении Общественной палаты РФ, когда она давала свое заключение на законопроект, который касался ответственности за распространение клеветы в СМИ [33].

На заре своего существования, именно в январе 1992 года Конституционный суд признал о несоответствии конституции Указа Президента РФ о слиянии в одно ведомство Министерства безопасности и Министерства Внутренних Дел, обосновав свое решение тем, что это объединение «могущественных» силовых структур сформирует реальную угрозу соблюдению прав и свобод человека и гражданина [32]. В 1996 году Конституционный Суд признает неконституционными некоторые законы субъектов РФ (в частности Москвы, Ставропольского края, Воронежской области), которые ограничивали свободы передвижения граждан [31]. Также, Конституционный Суд РФ признали частично неконституционными нормы Федерального закона о митингах [43], а некоторые судьи даже высказали особое мнение относительно нарушения процедур принятия поправок в данный нормативно-правовой акт Государственной Думой РФ. Необходимо также вспомнить и Определение Конституционного Суда по жалобе гражданина Зимина Б.Д. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в котором суд признал неконституционной практику заочного запрета на выезд за рубеж должников, иными словами без их предварительного уведомление и что указанные нормы неправильно трактуются некоторыми судебными приставами, которое в то же время с требованием об оплате выносят постановление на ограничение выезда гражданина [29].


В соответствии с Федеральным законом о Конституционном Суде РФ, право на обращение в данную инстанцию вправе обратиться граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, а также иные органы и лица, перечисленные в законе. Жалоба считается допустимой и принимается на рассмотрение, если:

  1. нормы закона или весь закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

  2. закон был применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, вместе с этим жалоба должна подаваться в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде [40].

В результате рассмотрения Конституционным Судом жалобы на нарушение прав и свобод человека, может быть принято одно из следующих постановлении:

1) о признании закона, либо отдельных его положений, норм соответствующих или не соответствующих Конституции РФ;

2) о признании оспариваемых положений аналогичным нормам, которые ранее были признаны не соответствующими/соответствующими Конституции РФ.

Если Конституционный Суд РФ признает отдельные положения, нормы закона, да и вообще закон, которые противоречат Конституции, неконституционными, то этот нормативный акт подлежит пересмотру уполномоченным органом в обычном порядке, а гражданам и (или) их объединениям, обратившимся в рассматриваемая инстанцию, положено возмещение расходов в порядке и размерах, закреплённых Правительством РФ, а именно - уплаченная заявителем государственная пошлина, расходы на оплату услуг юристов, представителей, проезд, проживание, понесенные им (ими) в связи с явкой в суд. Даже предусматривается компенсация за фактическую потерю времени.

Вместе с этим, деятельность суда включает в себя формальный и материальный контроль. Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции правовые акты органов государственной власти не только в виде акта или договора и порядка его подписания, утверждения, принятия, опубликования и введение в действие (формальный контроль), но и по содержанию норм, с точки зрения принципа разделения властей и закрепленного Конституцией разграничения компетенции и функций между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления (материальный контроль).



Таким образом, можно подвести итог, что Конституционный Суд РФ играет важную роль в обеспечении режима конституционной законности, его независимая, беспристрастная работа влияет на развитие российского законодательства, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Большой авторитет Конституционного Суда РФ и на закрепление важнейших начал демократического, правого государства, а также основных прав и свобод человека/гражданина.

Примечательно, что Конституционный суд РФ не осуществляет правосудие по уголовным, гражданским и административным делам, но он является толкующим органом по спорным вопросам в области законов. То есть, если та или иная норма нарушает права и свободы в суде, например, общей юрисдикции, то гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд. Он, в свою очередь, проверяет на соответствие Конституции эту норму и принимает соответствующее решение о удовлетворении или неудовлетворении данной жалобы.

Непосредственно защитой нарушенных прав и свобод человека другими лицами является система судов общей юрисдикции.


2.2 Система судов общей юрисдикции



Верховный Суд РФ является судом последней инстанцией по всем уголовным, гражданским и административным делам. По первой инстанции рассматривается ограниченный круг дел. Он состоит из 4 коллегий: гражданской, административной, уголовной и военной. Помимо всего, Верховный суд имеет право на своеобразную нормотворческую деятельность - издает постановления. В деятельность Верховного суда входят:

  1. Толкование права по вопросам применения законодательства РФ;

  2. Решает вопросы в пределах своей компетенции, которые связаны с международными договорами Российской Федерации;

  3. Публикует судебные нормативно правовые акты, решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного суда в соответствии с федеральными законами;

  4. Реализует другие полномочия, регулируемые федеральным конституционным законом и федеральным законом.

Судьи Верховного суда РФ формируются и назначаются палатой Федерального Собрания РФ, Советом Федерации, по представлению Президента РФ.

Также в систему судов общей юрисдикции входит суд субъекта РФ (областной, краевой, республиканский суды). Данный суд рассматривает те дела, которые не имеют права рассматривать нижестоящие суды. Обычно его используют как апелляционную инстанцию для обжалования нижестоящих судов. По первой инстанции Верховные суды субъектов РФ рассматривают очень ограниченное количество дел. Чаще всего, они рассматривают уголовные дела, если они связаны с лицами, обладающими депутатскими полномочиями или же содержат государственную тайну. Именно на этом уровне и функционирует суд присяжных заседателей.

Районный (городской) суд - подведомственность гражданских и уголовных дел данным судам устанавливается соответствующими законами. Районный суд является первой инстанцией для большинства гражданских (обычно имущественные споры свыше 50000 рублей или не имущественные споры, обжалование органов власти) уголовных и административных дел (лишение специальных прав и т.д.). Также, он является судом апелляционной инстанции по отношению мировых судей. Районные суды состоят из федеральных судей, которые назначаются указами Президента в определенном порядке. В каждом городском (районном) суде должен быть председатель и его заместитель, назначаемые Президентом РФ на 6 лет. Президент вправе назначать одного и того же председателя или заместителя 2 раза подряд.


Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Они формируются субъектом федерации самостоятельно. Мировые судьи назначаются или избираются на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, а избираются на должность населением определенного участка, в установленном законом порядке [6]. Вместе с этим, на территории России на данный момент нет ни одного субъекта, который доверил бы формирование мировых судей гражданам, это еще одно положение, которое подтверждает неэффективность судебной системы в России.

Мировые судьи рассматривают имущественные споры до 50 000 рублей, отдельные категории не имущественных споров (например: разводы, если нет спора об имуществе), мелкоуголовные дела, а также занимаются рассмотрением дел о привлечении к административной ответственности.

Суды второй инстанции занимают особое место, поскольку именно в данном процессуальном пространстве осуществляются анализ целого ряда юридических ошибок. Кроме того, действие данной системы обжалования судебных решений - это неотъемлемое право человека, гарантируемое Конституцией РФ (право на судебную защиту). В судебной системе Российской Федерации функционируют два основных механизма обжалования: кассационный и апелляционное обжалование решений.

Право на обжалование судебного решения является неотъемлемой частью основного, гарантированного конституционного права всех граждан - права на судебную защиту. Указанное право является этой самой гарантией государства на защиту прав и свобод человека и гражданина, а также их законных интересов. Прежде всего, важность указанного института заключается в том, что государство провозглашает права и свободы человека высшей ценностью государства, соответственно, оно обязуется в надлежащей форме его обеспечить, поскольку Российская Федерация провозглашена демократическим государством.

Гражданско-правовые отношения наиболее популярный вид правоотношений в современном обществе. Они выражаются, прежде всего, в жизнедеятельности общества и реализуются, в основном, на договорной основе. Они урегулированы нормами гражданского законодательства. Как известно, в любом правоотношении стороны должны соблюдать установленные правила, но зачастую возникает следующее правовое явление, как правонарушение. Правонарушения - это нарушение установленных правил поведения, закреплённые в нормативно-правовом акте. За его совершение следует соответствующая юридическая ответственность.