Файл: визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
НА ТЕМУ:
«ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Учитель высшей квалификационной
категории: Тарханова Ю.А.
Бугуруслан, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………...4-5
Глава I. Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся……………………………………………………………………………….….6
-
Основные виды коммуникативных компетентностей, формулируемые методом визуализации………………………………..…………………………….………........6-7 -
Технологические приемы визуализации информации……………………..……….8-9
1.2.1. Техника кластеризации…………………………………………………………...……10
1.2.2. Ментальные карты………………………………………………………………….11-12
1.2.3. Причинные диаграммы………………………………………………………...…..13-14
1.3. Подбор и анализ материала в области применения сервисов визуализации опыта для учебной деятельности….…………………………………………………………….……14-16
Глава II.
2.1. Дидактико – методические теории использования наглядности в обучении иностранному языку.………..…………………...………………………………….…...17-20
2.2. Изучение уровня владения информационно – коммуникативныеми технологиями, и использование социальных сервисов среди учащихся школ………………………………………………………………………..………………21-23
Заключение……………………………………………………………….……………….24-25
Библиография …………………………………………………………….…………………26
Приложение…………………………………..………………………………..…………......27
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время активно развиваются информационные технологии передачи данных, растет обеспеченность населения устройствами, позволяющими активно пользоваться цифровыми коммуникационными технологиями. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования.
С развитием интернет – технологий, появилась новая возможность – обучение через интернет. Это направление создало огромное количество информационных продуктов, направленных на обучение людей. Основным преимуществом обучения на базе коммуникационных технологий является:
• самостоятельное планирование времени и темпа занятий;
• возможность учиться дома и посредством любого компьютера,
подключенного к Интернету;
• доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам
данных.
При удаленном способе получения знаний ученик заинтересован в получении визуализированной и озвученной информации. Рассмотрим, как с помощью сервисов визуализации опыта можно обеспечить, наглядное, более точное, детальное и образное представления информации.
Цель исследования: процесс обучения английскому языку с использованием приемов визуализации.
Предмет исследования определяется как презентация модели формирования коммуникативной компетенции обучающихся на среднем этапе средней школы, на базе английского языка, с использованием приемов визуализации информации.
Проблема: изучение возможности использования приемов визуализации на среднем этапе изучения английского языка.
Прежде всего, необходимо отметить, что данная проблема фигурирует среди наиболее актуальных проблем преподавания английского языка как иностранного в средней школе. Учитывая вышеизложенные аргументы, цель исследования - выяснить роль визуализации при формировании коммуникативной компетентности в обучении английскому языку, узнать новые возможности и перспективы ее использования с развитием интернет – технологий.
Задачи:
1. Расширить свои знания в области самообразования через Интернет.
2. Подобрать и изучить материал по сервисам визуализации опыта и
программам, а так же их применению для обучения.
3. Изучить уровень осведомлённости и использования сервисов Web
2.0 среди учащихся школы. Проведение опроса.
4. Создать мультимедийное приложение с использованием визуальных технологий.
Научная новизна данного исследования состоит в попытке рассмотреть использование приемов визуализации в качестве формирования коммуникативной компетенции в обучении английскому языку.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что доказана результативность использования приемов визуализации при обучении иностранному языку, предложены способы эффективной организации процесса обучения.
Методы исследования:
-
научно-поисковый; -
исследовательский; -
анализ психологической, дидактической, методической и лингвистической литературы; -
наблюдение за учебным процессом; -
моделирование фрагментов учебного процесса; -
опытное обучение; -
опрос.
ГЛАВА I. Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся.
1. 1. Основные виды коммуникативных компетенций, формируемые методом визуализации.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика” (М.А.Рыбникова). Какие же основные компетенции формируются методом визуализации?
Мы считаем, что все ключевые компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.
Мультимедийные энциклопедии, интеллектуальные компьютерные игры, индивидуальные и групповые создания презентаций, опорные схемы, конспекты, планы, выполненные в электронном варианте, - формируют ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности.
Несомненна развивающая роль интерактивной доски в усвоении знаний. Учащиеся имеют наглядную возможность коррекции и предупреждения ошибок. Интерактивную доску можно использовать для демонстрации картин, портретов, иллюстраций; для оформления и правки творческих работ, для групповой работы на разных этапах урока. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно вырабатывать учебно-познавательные компетенции.
Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и вне учебные проекты; способность интегрировать науку и видеть в частном целое - формируют обще предметные и коммуникативные компетенции, которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать ресурсы интернета. Огромное количество тренинговых дисков дает возможность самостоятельно проверять свои знания, умения и навыки; выявлять проблемы, улучшать результаты. Учителю такие тренинги дают возможность осуществлять системный контроль над усвоением знаний, выработкой навыков и умений на уроках иностранного языка.
Визуализация не замена живому слову учителя. Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое построение современного урока.
Не следует игнорировать на уроках визуализацию, так как она способствует развитию образно-эмоциональной памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов.
1. 2. Технологические приемы визуализации информации.
Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет.
Визуализация информации - представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.
Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:
-
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное; -
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.; -
умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования; -
умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д.
Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:
-
при объяснении нового материала; -
при повторении; -
при закреплении; -
при контроле и систематизации; -
при обобщении; -
при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; -
при работе с текстом; -
при самостоятельной работе, еще можно назвать множество примеров, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.
Чаще всего на уроках иностранного языка используется презентация как фрагмент урока: компонуются иллюстративный материал, биография писателя; создается образная или сравнительная характеристика героев,
комплектуется видеоряд иллюстраций, возможно, с вкраплениями видеофрагментов; используются демонстрационные программы.
Одним из самых активно – деятельностных средств при работе с текстом на уроке является опорная схема. Предназначение схемы – помочь учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Предпочтение всегда отдается схемам - заготовкам, которые можно использовать в работе с любым текстом.
Более интересны матричные схемы или речевые штампы; они помогают ученику вырабатывать стиль, усваивать терминологию, связно излагать материал. Подобные схемы помогает систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения, способствуют формированию образного мышления.
Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду обще учебных.
На сайте http://www.visual-literacy.org представлены различные электронные средства визуализации информации, приводится периодическая таблица визуальных методов.
Технологические приемы визуализации информации:
-
графические схемы, -
ментальные карты, -
схема «Рыбий скелет», -
денотатные графы, -
кластеры.
1.2.1. Кластер.
Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Техника кластеризации применяется в самых разнообразных областях. Хартиган (Hartigan, 1975) дал прекрасный обзор многих опубликованных исследований, содержащих результаты, полученные методами кластерного анализа.
Кластерный анализ – один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности элементов, которые характеризуются многими факторами, и получения однородных групп (кластеров).
Понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»). Сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера. Обнаружение новизны (англ. novelty detection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров. Проведение классификации объектов с учетом признаков, отражающих сущность, природу объектов. Построение новых классификаций для слабоизученных явлений, когда необходимо установить наличие связей внутри совокупности и попытаться привнести в нее структуру. В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных слова, раскрывающие смысл ключевого. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи).