Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1063

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   37

Рис. 156. Расположение зон хрупкого излома:
а — схема; б, в — поверхность (б) и схема (в) хрупкого излома
болта из стали 30ХГСА
связано с наличием трещины, непровара корня шва, охруп- ченного участка вблизи сварного шва. Эти дефекты являют- ся следствием неправильной технологии сварки.
Трещины и охрупченные участки в валах, осях возникают в основном из-за неверно выбранной технологии термичес- кой обработки. Хрупкие разрушения таких деталей могут быть и в местах с резким переходом от одного размера детали к другому, по резьбе, при наличии глубоких рисок после меха- нической обработки, что связано с неправильной конструкци- ей вала или нарушением технологии механической обработ-
331
ки. Плавный переход размеров, повышение чистоты обработ- ки снижает возможность возникновения хрупкого излома.
Таким образом, хрупкий излом указывает на то, что при- чиной поломки деталей является один из перечисленных выше дефектов, и это необходимо учитывать при замене по- ломанной детали на новую.
Усталостные изломы характеризуются следующими осо- бенностями:
• отсутствие загнутости краев;
• металлический блеск;
• кристаллическое строение;
• особое строение поверхности излома, на ней наблюда- ется четыре зоны (рис. 157): очаг разрушения, зона зеркального блеска, зона развития трещины, зона до- лома.
Первые две зоны встречаются довольно редко и не явля- ются обязательными для данного вида разрушения.
Основной определяющей для усталостного излома явля- ется третья зона. Она состоит из концентрических подзон, расходящихся из места начала разрушения. Размеры зон и шероховатость внутри них растут по мере движения трещи- ны к зоне долома. Зона долома часто представляется в виде бордюров и выступов. Иногда на поверхности изломов вид- ны лучи, рубцы, веерообразно расходящиеся из места нача- ла разрушения. В этом случае на поверхности вблизи начала разрушения имеет место сетка трещин, которые и послужи- ли причиной поломки.
Большое число подзон с весьма незначительной шеро- ховатостью указывает на то обстоятельство, что деталь вы- держала расчетное число циклов знакопеременного нагру- жения. Разрушение детали связано с превышением срока службы. Деталь отработала заданный ресурс, и ее должны были заменить до разрушения.
Малое число подзон (количество их можно сосчитать) с грубой шероховатостью внутри них связано с перегрузкой детали при знакопеременном нагружении. В этом случае не-
332


Рис. 157. Расположение зон в усталостном изломе:
а — схема; б, в — усталостный излом (а) и схема излома (б) шатун-
ной шейки коленчатого вала с типичными знаками (сталь 40ХНМА);
1 — фокус излома и зона очага разрушения; 2 — вторичные сту-
пеньки и рубцы; 3 — усталостные линии; 4 — зоны ускоренного
развития излома; 5 — зона долома
обходимо установить причину перегрузки, прежде чем за- менить деталь на новую.
Усталостные изломы имеют место в деталях автомоби- ля, работающих в условиях действия знакопеременных на- грузок, таких как полуоси, кронштейны и т. п. Этот вид разрушения испытывают рамы, валы, оси. Преждевремен- ный выход из строя рам связан с неправильной технологией сварки и механической обработки.
333

Пластичные изломы характеризуются наличием пласти- ческой деформации металла вблизи излома, которая выра- жается в утонении сечения детали и появления загнутости краев. Поверхность разрушения имеет матовый цвет и во- локнистое строение в виде надрывов металла.
Пластичный излом указывает на то, что разрушение де- тали произошло из-за перегрузки. В этом случае необходи- мо установить причину перегрузки, вызвавшей разрушение детали.
Причинами перегрузки могут быть:
• неправильный расчет детали;
• неправильный выбор металла с более низкими, чем необходимо механическими свойствами;
• разрушение одной детали может вызвать перегрузку другой с последующим ее разрушением.
При выполнении ремонтных работ причины, вызвавшие пластичное разрушение деталей, должны быть устранены.
Таким образом, для установления причин разрушения деталей автомобиля по внешнему строению поверхности излома предлагается некоторый порядок проведения осмот- ра:
• тщательно осмотреть поверхность излома и вблизи нее до очистки, отметить особенности строения;
• очистить излом от грязи, ржавчины с помощью ра- створителей — керосина, бензина и др.;
• снова осмотреть поверхность излома по возможности с увеличением до 10 раз, установить вид излома и место начала разрушения;
• тщательно осмотреть место начала разрушения и вбли- зи него, отметить наличие дефектов, их характер, расположение и дать возможное заключение по виду излома о причине разрушения, исключив повторение поломки при выполнении ремонтных работ.
334


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. На какие особенности строения поверхности излома необ-
ходимо обратить внимание при визуальном осмотре?
2. Привести виды изломов деталей автомобиля.
3. Дать характеристику и назвать причины появления:
• хрупкого излома;
• усталостного излома;
• пластичного излома.
Планово-предупредительная система
технического обслуживания и ремонта
автомобилей
Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пре- делах установленных рабочих параметров может быть обес- печена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и прове- дением плановых ремонтов.
В промышленности и транспорте различают три систе- мы плановых ремонтов:
• планово-послеосмотровый;
• планово-принудительный (стандартный);
• планово-предупредительный.
Планово-послеосмотровый ремонт представляет собой пе- риодический, заранее запланированный, осмотр оборудова- ния, во время которого устанавливается техническое состоя- ние узлов, агрегатов, определяются объем и последующее выполнение ремонтных работ.
Это наиболее экономически выгодная система, связан- ная, однако, с длительным простоем оборудования в ремон- те. Приемлема для сельскохозяйственных машин (комбай- нов и др.), работающих определенное время в году (сезон уборки).
335

Планово-принудительный (стандартный) ремонт пред- усматривает плановую остановку машины на ремонт, при этом отдельные узлы, независимо от их физического состо- яния, заменяются новыми или реставрированными. Такой ремонт гарантирует высокую надежность, но имеет высо- кую стоимость. Система находит применение при ремонте самолетов, а также оборудования, от надежности которого зависит жизнь людей.
На ремонтных предприятиях автотранспорта действует система планово-предупредительного ремонта, которая со- четает в себе преимущества обеих вышеперечисленных сис- тем. Она обеспечивает высокую надежность автомобилей после ремонта при наименьших трудовых и материальных затратах и минимальном простое машин.
Системой планово-предупредительного ремонта (ППР) называют комплекс строго запланированных во времени ме- роприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, на- правленных на предупреждение аварий и поддержание ма- шин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.
Система ППР распространяется не только на автомоби- ли, но и на подсобное оборудование, а также на здания, со- оружения, другие коммуникации, транспортные средства предприятий.
Мероприятия по ППР носят профилактический характер и выполняются по плану, заранее составленному на основа- нии утвержденных нормативов и технических условий эксп- луатации. Система предусматривает:
• содержание и назначение подлежащих выполнению профилактических мероприятий в течение всего срока службы машины;
• содержание, назначение и периодичность ремонтных работ;
• нормативы на производимые ремонтные работы.
В зависимости от назначения, содержания, объема и пе- риодичности системы планово-предупредительного ремон- та предлагается два вида ремонта: текущий и капитальный.
336


Текущий ремонт — комплекс плановых работ по ремон- ту или замене деталей или узлов для обеспечения нормаль- ной работы автомобиля в установленных пределах рабочих параметров до следующего планового ремонта.
Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены утвержденным графиком, согласно которому автомобили ос- танавливаются для проведения ремонта.
Во время текущего ремонта разбирают только отдель- ные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром опре- деляют их состояние и путем небольших ремонтов восста- навливают его работоспособность. Кроме того, оценивают характер и интенсивность износа, что очень важно для уста- новления сроков и объемов капитального ремонта.
В период между текущими ремонтами автомобиль об- служивается прикрепленными к нему лицами (водитель, слесарь по ремонту), прошедшими специальную подготовку и несущими ответственность за соблюдение всех условий эксплуатации и ухода за ним.
Межремонтное техническое обслуживание включает в себя:
• соблюдение режимов эксплуатации, согласно паспор- тным данным;
• поддержание автомобиля в надежном рабочем состоя- нии за счет проведения различных видов техническо- го обслуживания — ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и др.;
• производство мелкого ремонта (устранение неплотно- стей, подтяжка сальников и др.).
Ежедневное техническое обслуживание проводится при подготовке автомобиля к работе, эксплуатации его в течение смены. ЕТО направлено на обеспечение безопасности дви- жения, опрятного внешнего вида, заправки топливом, мас- лом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания ТО-1, ТО-2 выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от типа, марки автомобиля и условий его эк- сплуатации.
337

Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняет- ся с целью подготовки транспорта к осенне-зимней и весен- не-летней эксплуатации. СТО совмещают с ТО-1 или ТО-2 и проводят два раза в год.
Техническое обслуживание и технический ремонт выпол- няются ремонтной службой автотранспортных предприятий и станциями технического обслуживания.
Капитальный ремонт — наибольший по объему плано- вый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке для детального выяснения его состояния. Предназначен для восстановления работоспособности машин и обеспечения пробега до следующего капитального (или списания), состав- ляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомо- билей.
Направление автомобилей на капитальный ремонт про- изводится по данным действительного технического состоя- ния и достижения установленной межремонтной наработки.
Грузовые автомобили поступают на капитальный ремонт, если рама и кабина (кузов у легкового автомобиля и автобу- са), а также не менее трех других основных агрегатов в лю- бом сочетании требуют капитального ремонта. Агрегаты на- правляются на капитальный ремонт, если их базовые дета- ли требуют ремонта, а также если их работоспособность не может быть восстановлена при текущем ремонте.
Нормы пробега до капитального ремонта для различных моделей автомобиля устанавливаются техническими усло- виями для первой категории условий эксплуатации и цент- ральной природно-климатической зоны. Например, для ГАЗ-
24, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 пробег (минимальный) до капи- тального ремонта составляет 300 000 км. Такую же величи- ну пробега имеют базовые агрегаты этих автомобилей — дви- гатель, коробка перемены передач, передний и задний мос- ты, рулевое управление.
Для других условий норма пробега до капитального ре- монта корректируется с помощью коэффициентов, для вто-
338