Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1062

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рой категории он равен 0,8, для третьей — 0,6 от указанных для первой категории.
Капитальный ремонт автомобилей выполняется в основ- ном на специализированных ремонтных предприятиях.
На ремонтных предприятиях применяется два метода ре- монта автомобилей — индивидуальный и агрегатный.
При индивидуальном методе ремонта автомобиль и его агрегаты разбирают, снятые детали восстанавливают и вновь устанавливают после ремонта на тот же автомобиль или аг- регат, недостатком метода является то, что автомобиль дли- тельное время находится в ремонте из-за ожидания отремон- тированных деталей, узлов. К достоинствам метода отно- сится возможность сохранения сопряжений деталей, не тре- бующих ремонта, благодаря чему качество ремонта более высокое, чем при агрегатном методе.
Агрегатным называют метод ремонта, при котором из- ношенные детали, узлы заменяются новыми или заранее от- ремонтированными. Метод сокращает время нахождения ав- томобиля в ремонте, но успешное применение его может быть обеспечено при тщательном соблюдении принципа вза- имозаменяемости.
Агрегатный метод ремонта является основным для ре- монтных предприятий. Он дает возможность создания смен- ного фонда запасных частей и специализации производства на отдельных видах работ, например участок по ремонту коробки передач и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Объяснить сущность и содержание системы ППР, ее дос-
тоинства.
2. Объяснить текущий ремонт, его сущность и содержание.
3. Объяснить капитальный ремонт, его сущность и содержа-
ние.
4. Перечислить методы ремонта, их достоинства и недо-
статки.
339

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ПАРКА
Станции технического обслуживания
автомобилей
Выполнение работ по техническому обслуживанию и те- кущему ремонту автомобилей осуществляется ремонтными службами АТП или станциями технического обслуживания
(СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с тех- нологическим процессом, исходя из планов, графиков, пе- риодичности и общего объема работ по техническому обслу- живанию.
Для каждой операции технологического процесса пред- усматриваются определенные пункты или участки производ- ственной площади, имеющие специальные оборудование, приспособления и инструмент.
Г л а в а 2
340


Движение автомобилей по участкам станции техничес- кого обслуживания приводится на рис. 158.
Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА в основном осуществляется поточным методом, при кото- ром работы выполняются на специализированных постах по заранее разработанной технологии с заданным временем их исполнения.
Для перемещения автомобиля с поста на пост использу- ются конвейеры.
В зависимости от объема работ участков на станции тех- нического обслуживания, специализирующихся по агрегатам, может быть несколько: участок по техническому обслужи-
Рис. 158. Схема технологического процесса технического обслужи-
вания и текущего ремонта автомобиля
341
ванию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, хо- довой части, кузова и кабины и т. д.
Каждый вид работ выполняется по технологическим опе- рационным картам. В них указываются наименование опе- рации, технические условия и нормы времени на ее испол- нение, применяемый инструмент и оборудование, специаль- ность рабочего.
При небольшом объеме работ по техническому обслу- живанию и текущему ремонту организация производства на
СТОА может быть бригадной, при которой бригада выпол- няет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах дан- ного вида обслуживания. Квалификация исполнителей ра- боты должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на одном универсальном посту.
Стационарное оборудование технического
обслуживания
Стационарное оборудование технического обслуживания используется для облегчения и механизации выполняемых работ. По назначению оборудование подразделяют следую- щим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые ка- навы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.
Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участках ежедневного технического обслуживания.
Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2—0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давле- нием.
Механизированная мойка выполняется с помощью мо- ечных установок струйного, щеточного или струйно-щето- чого типа.
342

Моечные установки струйного типа используют в основ- ном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим ра- створом — для легковых.
Основным рабочим органом щеточной моечной маши- ны являются вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор. Установки применяют для мойки легко- вых автомобилей и автобусов.
Комбинированные моечные установки включают устрой- ства для струйной мойки шасси и механизированной щеточ- ной установки для мойки наружных частей кузова автомо- биля.
Вода после мойки автомобиля собирается в межколлей- ную канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного трапа, расположенного в центре. Для очистки сточных вод мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуло- вителями, принцип действия которых основан на различии плотностей воды, нефтепродуктов и механических примесей.
Очищенная вода повторно применяется для мойки авто- мобилей, что является основой для системы повторного и оборотного водоснабжения. В ливневую канализацию разре- шается сбрасывать сточную воду только после ее очистки.
Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к ниж- ней части автомобиля при проведении технического обслу- живания и текущего ремонта и поэтому являются неотъем- лемой частью специализированных и универсальных постов.
Ширина узкой канавы не превышает размера колеи авто- мобиля и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по мостам и в районе свесов автомобиля.
Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами.
Реборды канав служат направляющими для колес автомоби- ля при заезде его на канаву.
Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в ко- торых хранятся инструменты и мелкие детали. Стенки ка-
343

нав облицованы светлым кафелем, пол покрыт деревянны- ми решетками.
Канавы должны вентилироваться и обогреваться возду- хом температурой 16—25°С.
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства вы- полнения работ. По типу механизма подъема подъемники делят на электромеханические и гидравлические.
Стационарные электромеханические подъемники быва- ют одно-, двух-, четырех- и шестистоечные. Для подъема и спуска автомобиля используют винтовую, цепную, кардан- ную и другие силовые передачи, которые приводятся в дей- ствие от электродвигателя.
Стационарные напольные гидравлические подъемники по исполнению бывают одно-, двух-, трех- и многоплунжер- ные.
Одноплунжерный гидравлический подъемник состоит из цилиндра с плунжером, на верхней части которого закрепле- на несущая рама. При создании давления в цилиндре вы- двигается плунжер вместе с рамой, на которой установлен автомобиль. Давление создается насосом. В заданном поло- жении плунжер фиксируется упором. Для опускания подъем- ника открывается перепускной клапан и под действием соб- ственного веса плунжер опускается вниз. Одноплунжерный подъемник применяют для легковых автомобилей.
Для подъема грузовых автомобилей служат гидравли- ческие многоплунжерные подъемники.
Опрокидыватели предназначены для бокового наклона автомобиля под углом до 50°, чем и обеспечивается удоб- ный доступ к днищу. Опрокидывание производят в сторону, противоположную расположению горловины топливного бака. Перед опрокидыванием снимают аккумулятор.
К подъемно-транспортному оборудованию относят кран- балки, тали, конвейеры и др.
Кран-балки и тали используют для перемещения и подъе-
344
ма агрегатов и других грузов при техническом обслужива- нии и ремонте автомобилей. Кран-балки имеют грузоподъ- емность 1—32 т, тали — 0,2—1,0 т.
Конвейерные линии используют при поточном способе технического обслуживания для механизированного переме- щения автомобилей с одного поста на другой. По способу передачи движения автомобилю конвейеры делят на толка- ющие, несущие и тянущие.
Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помо- щью толкающей тележки, упирающейся в передний или зад- ний мост или заднее колесо. Несущие конвейеры представ- ляют замкнутую транспортирующую цепь, движущуюся от приводной станции. Автомобиль устанавливают на транс- портную цепь или подвешивают за передний и задний мос- ты.
Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, пе- ремещающуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закреп- ляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он ка- тится на своих колесах.
Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаж- дающей жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на специальное и комбинированное (стацио- нарное и передвижное).
Маслораздаточная колонка используется для заправки двигателей моторным маслом с измерением разового и сум- марного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной установке, расположенной на масляном резервуаре. В комп- лект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным краном, расходомер и другие приборы.
Стационарный солидолонагреватель применяется для смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с по- мощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппа- ратного шкафа и др.
345


Комбинированные установки служат для механизирован- ной смазки узлов автомобилей, заправки двигателей мотор- ным маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самона- матывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установ- ки могут работать и индивидуально.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислить основные участки СТОА.
2. Какова сущность поточного и бригадного методов выпол-
нения ТО?
3. Перечислить оборудование для уборочно-моечных, подъем-
но-транспортных и смазочно-заправочных работ.
Посты технического диагностирования
Диагностирование — процесс установления техническо- го состояния агрегатов, узлов, систем и механизмов автомо- биля с помощью приборов и приспособлений без их разбор- ки. Оно дает возможность выявить неисправности, для уст- ранения которых необходимы регулировочные или ремонт- ные работы.
По времени проведения диагностирование делят на не- прерывное и периодическое. Непрерывное диагностирование проводится водителем в процессе эксплуатации автомоби- ля. Периодическое диагностирование выполняется через опре- деленный, заранее установленный пробег.
В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания диагностирование де- лят на два вида: общее Д-1 и поэлементное Д-2. При диагно- стировании Д-1 определяют техническое состояние узлов и агрегатов, которые обеспечивают безопасность дорожного
346
движения, и оценивают пригодность автомобиля к эксплуа- тации. Выполняется оно перед проведением ТО-1.
При поэлементном диагностировании Д-2 выявляют не- исправности, устанавливают объемы регулировочных и ремон- тных работ, при проведении ТО-2 прогнозируют ресурс ис- правной работы до следующего технического обслуживания.
В зависимости от объемов работы по ТО и TP диагнос- тирование осуществляется на поточной линии, а также на отдельных постах. На поточной линии основные посты ди- агностики размещают при участках проведения ТО-1 и ТО-2.
Отдельные посты организуются на участках по текущему ремонту агрегатов и узлов автомобиля, например по ремон- ту двигателей, по ремонту коробок перемены передач и т. д.
Такое размещение постов позволяет проводить диагности- ческие измерения до и после ремонта, обеспечивая гаранти- рованное его качество, при этом исключается возможность возвращения автомобиля на повторный ремонт того или иного узла, агрегата.
Посты диагностики оборудуются стационарными стенда- ми, передвижными станциями, переносными приборами, укомплектованными необходимыми измерительными устрой- ствами. В некоторых случаях используются для диагностики датчики и приборы на панели приборов автомобиля, напри- мер датчик давления масла, датчик температуры и т. д.
Диагностические стенды с беговыми барабанами позво- ляют имитировать условия движения и нагрузки. Стенд ос- нащен тормозной установкой и расходомером топлива, что в конечном итоге позволяет проверить основные характери- стики всех узлов и агрегатов автомобиля, сравнить их с пас- портными данными, произвести корректировку датчиков и приборов на панели приборов автомобиля, выявить неисп- равности.
Посты диагностики отдельных агрегатов оснащаются спе- циальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их
347