Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1050
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдельно собираются головки цилиндров, в которые вставляют клапаны и собирают клапанный механизм.
На блок ставят прокладку головки цилиндров, устанав- ливают головку на фиксаторы блока, вставляют в гнезда блока толкатели, штанги, устанавливают оси в сборе с коро- мыслами, соединяют концы штанг толкателей с коромыс- лами и закрепляют стойки осей коромысла.
В такой же последовательности выполняют работы по второй головке цилиндров.
Далее ставят уплотнительные прокладки на разъемные плоскости блока и головок цилиндров, устанавливают впус- кной трубопровод в сборе на шпильки и закрепляют его гай- ками, устанавливают выпускные трубопроводы с проклад- ками и закрепляют на шпильках гайками; устанавливают масляные фильтры, маслоналивную трубу с фильтром вен- тиляции картера, масляный насос, патрубок с термостатом, водяной насос с вентилятором и тягой привода спускных клапанов, топливный насос, карбюратор с воздушным филь- тром, топливный фильтр тонкой очистки, насос гидроуси- лителя рулевого управления, компрессор, генератор, стар- тер, прерыватель-распределитель, свечи, проводку.
После сборки двигатель направляется на испытательный стенд (рис. 177) для приработки и испытания двигателя.
Устанавливается три стадии приработки: холодная, го- рячая без нагрузки, горячая под нагрузкой. Каждая стадия проводится в два этапа.
Для двигателя ЗИЛ-130 холодная приработка проводит- ся на первом этапе при частоте вращения 400—600 об/мин в течение 15 мин, на втором — 800—1000 об/мин в течение
20 мин.
Горячая приработка без нагрузки ведется сначала при
1000—1200 об/мин в течение 20 мин, затем — 1500—2000 об/мин в течение 15 мин.
На первом этапе горячей приработки создают нагрузку
11—15 кВт при вращении коленчатого вала в течение 25 мин с частотой 1600—2000 об/мин.
414
Рис. 177. Стенд для испытания
двигателей:
1 — жидкостный реостат; 2 — пульт уп-
равления работой двигателя; 3 — элект-
родвигатель; 4 — двигатель в сборе
На втором этапе горячей приработки нагрузка достигает
29—44 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2500—
2800 об/мин в течение 25 мин.
При холодной приработке коленчатый вал двигателя при- нудительно вращается от электродвигателя. В этот период происходит формирование износостойкого поверхностного слоя, имеющего меньшую шероховатость и более высокую твердость за счет наклепа.
При горячей приработке без нагрузки поверхностный слой приобретает определенную структуру, стойкую против зае- дания.
При горячей обработке с нагрузкой происходит оконча- тельное формирование поверхностного слоя с образованием оптимальной шероховатости и с определенными физико-ме- ханическими свойствами и структурой металла. Такой слой обладает противоизносными свойствами, обеспечивающими более высокую долговечность.
После испытаний и исправления дефектов двигатель по- ступает на общую сборку.
Коробку передач собирают из следующих основных уз- лов: ведущего, промежуточного и ведомого валов, крышки коробки передач, механизма управления, блока зубчатых колес заднего хода.
В процессе сборки особое внимание обращается на пра- вильность монтажа подшипниковых узлов, сборку сопряже- ний, служащих для переключения передач. Ведут контроль бокового зазора между зубьями колес и осевых зазоров бло- ка зубчатых колес промежуточного вала, ведомого вала и блокирующих колец синхронизаторов. Передвижные зубча- тые колеса ведомого вала и синхронизаторы должны пере- мещаться вдоль шлицев без заедания.
Собранные коробки передач подвергаются испытаниям на специальных стендах.
При проведении испытаний проверяются работа зубча- тых пар на всех передачах, легкость переключения передач и
416
отсутствие самопроизвольного выключения зубчатой пары.
Кроме того, контролируются уровень шума зубчатой пары
(он должен быть равномерным, без стуков), температура нагрева смазки (не выше 70°С) и герметичность уплотне- ний.
Испытания проводят на всех передачах вначале без на- грузки, а затем при постоянной нагрузке с частотой враще- ния вала 1000—1400 об/мин. Создание нагрузки производится электрическим тормозом.
Стенд состоит из электродвигателя, промежуточной опо- ры, коробки передач, стенда и асинхронного двигателя для создания нагрузки. Испытываемая коробка передач устанав- ливается между промежуточной опорой и коробкой передач стенда. Контроль нагрузки осуществляется с помощью ве- сового механизма, который измеряет тормозной момент.
Приработку и испытание коробок передач проводят при по- стоянной частоте вращения ведущего вала по 4—5 мин на каждой передаче.
При испытании коробок передач рекомендуется исполь- зовать масло пониженной вязкости для лучшего удаления из картера механических примесей.
После испытаний коробка передач передается на общую сборку автомобиля.
Задний мост собирают из узлов: картера заднего моста с трубами полуосей, сальниками и пробками; конической ше- стерни с картером подшипников, дифференциала с цилинд- рическим (коническим) зубчатым колесом; конического зуб- чатого колеса с валом цилиндрической (конической) шестер- ни; редуктора; ступицы с тормозным барабаном; опорного диска заднего тормоза; регулировочного рычага и колесного цилиндра.
При сборке основное внимание уделяют конической ги- поидной зубчатой передаче. Качество сборки зацепления зу- бьев оценивается боковым зазором между зубьями, пятном контакта и уровнем шума.
417
Кроме того, контролируются уровень шума зубчатой пары
(он должен быть равномерным, без стуков), температура нагрева смазки (не выше 70°С) и герметичность уплотне- ний.
Испытания проводят на всех передачах вначале без на- грузки, а затем при постоянной нагрузке с частотой враще- ния вала 1000—1400 об/мин. Создание нагрузки производится электрическим тормозом.
Стенд состоит из электродвигателя, промежуточной опо- ры, коробки передач, стенда и асинхронного двигателя для создания нагрузки. Испытываемая коробка передач устанав- ливается между промежуточной опорой и коробкой передач стенда. Контроль нагрузки осуществляется с помощью ве- сового механизма, который измеряет тормозной момент.
Приработку и испытание коробок передач проводят при по- стоянной частоте вращения ведущего вала по 4—5 мин на каждой передаче.
При испытании коробок передач рекомендуется исполь- зовать масло пониженной вязкости для лучшего удаления из картера механических примесей.
После испытаний коробка передач передается на общую сборку автомобиля.
Задний мост собирают из узлов: картера заднего моста с трубами полуосей, сальниками и пробками; конической ше- стерни с картером подшипников, дифференциала с цилинд- рическим (коническим) зубчатым колесом; конического зуб- чатого колеса с валом цилиндрической (конической) шестер- ни; редуктора; ступицы с тормозным барабаном; опорного диска заднего тормоза; регулировочного рычага и колесного цилиндра.
При сборке основное внимание уделяют конической ги- поидной зубчатой передаче. Качество сборки зацепления зу- бьев оценивается боковым зазором между зубьями, пятном контакта и уровнем шума.
417
После сборки задний мост прирабатывается и испытыва- ется на специальном стенде сначала без нагрузки, а потом — под нагрузкой.
При испытаниях регулируют тормозные системы и про- веряют работу главной передачи и дифференциала.
Собранный и испытанный задний мост подается на об- щую сборку.
Сборка автомобиля выполняется согласно технологичес- кому процессу на сборку. Для разных моделей автомобиля технологический процесс сборки различный, но общая по- следовательность операций примерно одинакова.
Укрупненный технологический процесс сборки рассмот- рим на примере ЗИЛ-130.
Сборка автомобиля заключается в установке на его раму в строго определенной последовательности собранных и ис- пытанных узлов и агрегатов.
На раму в перевернутом положении устанавливают и за- крепляют передний и задний мосты в сборе с рессорами, амортизаторы передней подвески, воздушные баллоны и тор- мозной кран. Устанавливают пневматические трубопрово- ды, соединяя их с тормозным краном, воздушными балло- нами и тормозными камерами передних и задних колес. Мон- тируют карданную передачу и закрепляют на раме глуши- тель, приемные трубы глушителя. Краном переворачивают раму и устанавливают на конвейер. Далее к раме крепятся буксирное приспособление, кронштейн и валик привода тор- мозной системы, выключения сцепления. Затем тормозную систему заполняют сжатым воздухом и проверяют герме- тичность соединений.
Устанавливают и закрепляют на раме рулевой механизм с гидроусилителем и соединяют его с поворотным рычагом передней оси продольной тягой. На передние концы балок рамы устанавливают и закрепляют передний буфер. По бал- кам рамы крепят пучки электрических проводов и устанав- ливают аккумуляторную батарею. Монтируют топливный бак и соединяют его с топливным насосом.
418
Устанавливают и закрепляют на раме двигатель в сборе с коробкой передач. Далее в картер заднего моста и коробки передач заливают трансмиссионное масло и через пресс-мас- ленки заполняют маслом все подвижные сопряжения шасси автомобиля. Устанавливают радиатор и соединяют его с пат- рубками системы охлаждения.
Последней операцией сборки автомобиля является уста- новка кабины в сборе с арматурой, электрооборудованием, отопителем, облицовкой радиатора, крыльями, подножка- ми и колонкой рулевого механизма. Соединяют кабину с шасси автомобиля электропроводкой, трубопроводами, тя- гами, шлангами, после чего ее крепят к раме. Далее уста- навливают колеса и готовят автомобиль к испытанию: запол- няют водой систему охлаждения, заливают топливо в бак, проверяют правильность подключения проводов зажигания, регулируют фары, проверяют уровень масла в картере.
Далее собранный автомобиль готовят к испытанию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Показать сущность процесса комплектования деталей.
2. Привести основные методы обеспечения требуемой точ-
ности сборки.
3. Указать виды балансировки деталей узлов.
4. Назвать технические условия на сборку подшипников каче-
ния.
5. Показать технологию сборки шпоночных и шлицевых со-
единений.
6. Показать технологию сборки прессовых соединений.
7. Каким образом осуществляются сборка и контроль зубча-
тых передач?
8. Какова последовательность сборки двигателя автомоби-
ля?
9. Какова последовательность сборки коробки передач и зад-
него моста ?
10. Для чего проводятся приработки и испытания двигателя
автомобиля ?
419
11. Каким образом осуществляются приработка и испытания
коробки передач и заднего моста?
12. Привести технологический процесс сборки автомобиля.
Предэксплуатационная подготовка автомобиля
Предэксплуатационная подготовка автомобиля проводить- ся для проверки комплектности, качества сборочных, регу- лировочных и крепежных работ, проверки работы и техни- ческого состояния всех агрегатов, узлов и приборов, допол- нительной регулировки и выявления соответствия техничес- ких показателей после ремонта паспортным данным.
Для этих целей автомобиль испытывают пробегом на рас- стояние не менее 30 км со скоростью не более 40—50 км/ч с нагрузкой 75% от номинальной грузоподъемности. Пе- ред испытаниями двигатель прогревают до температуры воды в системе охлаждения не менее 60°С.
Прогретый двигатель должен запускаться стартером, ус- тойчиво работать на холостых оборотах и равномерно увели- чивать обороты при открытии дросселя.
При проведении испытаний контролируют работу всех агрегатов, механизмов и узлов.
Движение с места должно проходить плавно без резкого повышения частоты вращения коленчатого вала. Сцепление должно легко включаться и выключаться, полностью разъе- динять двигатель от коробки передач, обеспечивать плавное и бесшумное трогание с места, пробуксовка сцепления во время разгона не допускается. Изменение скорости движе- ния должно происходить при легком и бесшумном переклю- чении передач после небольшой выдержки при включенном сцеплении. Самовыключение шестерни не допускается.
Во время испытаний температура воды в радиаторе, мас- ла в масляном радиаторе и масла в коробке передач должны находиться в пределах паспортных данных.
420
В коробке передач и заднем мосту должен слышаться равномерный шум без стуков. Не допускаются вибрация и стуки карданных валов.
Рулевой механизм должен работать легко, без заеданий, обеспечивать полный разворот в обе стороны, причем коле- са не должны соприкасаться с продольной рулевой тягой или рамой автомобиля.
Тормозная система при испытаниях должна обеспечивать равномерное торможение при главном нажатии тормозной педали или на рычаг ручного тормоза. При полном тормо- жении педаль и рычаг не должны доходить до упора. Тор- моза должны работать бесшумно, тормозные барабаны и ступицы колес не должны греться. Путь торможения дол- жен соответствовать техническим условиям. Ручной тормоз должен удерживать автомобиль на уклонах не менее 25% при сухом дорожном покрытии без дополнительных при- способлений.
Кроме испытаний пробегом автомобиль испытывают на стенде для оценки основных технических характеристик: мощности двигателя тягового усилия, расхода топлива при различных режимах, пути и времени разгона до заданной скорости, тормозного пути при определенной скорости дви- жения, одновременности и интенсивности действия тормоз- ных механизмов.
Не допускается самопроизвольного открытия дверей ма- шины, запоров бортов платформы, дребезжания крыльев, капота, глушителя. Не допускается течи топлива, масла, воды и пропуска газов через уплотнения.
При проведении испытаний проверяются точность рабо- ты всех контрольно-измерительных приборов, переключа- тели света, стеклоочиститель, сигнал и др.
Испытания пробегом прекращаются при установлении не- исправностей, которые угрожают потере сохранности агре- гатов, мешают проверке работы автомобиля.
421
После устранения неисправностей автомобиль продол- жает испытания. При замене двигателя испытания прово- дятся вновь по полной программе.
После испытаний автомобиль подвергается тщательно- му осмотру. После выявления и устранения обнаруженных неисправностей и дефектов автомобиль окончательно окра- шивается и предъявляется на технический контроль для про- верки комплектности и качества ремонта.
Сдача автомобиля в эксплуатацию
Сдача автомобиля в эксплуатацию производится в соот- ветствии с техническими условиями, установленными на эту операцию. Автомобиль после капитального ремонта должен отвечать следующим техническим требованиям:
• параметры капитально отремонтированных автомоби- лей и их составных частей (за исключением ресурс- ных) должны соответствовать установленным для но- вых автомобилей;
• технический ресурс капитально отремонтированного ав- томобиля должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля;
• в целях ограничения нагрузочного режима в течение обкаточного периода двигатель автомобиля должен быть оборудован ограничительными устройствами и опломбирован.
При сдаче из капитального ремонта предоставляется сле- дующая техническая документация:
• к автомобилю — паспорт автомобиля, сданного в ремонт с отметкой ав- торемонтного предприятия о произведенном ремонте, указанием даты выпуска из ремонта, новых номеров шасси и двигателя, паспорт капитально отремонтиро- ванных автомобиля и двигателя;
422
• к двигателю — паспорт на отремонтированный двигатель, инструкции по эксплуатации двигателя в обкаточный и гарантий- ный периоды.
Выдачу из капитального ремонта автомобиля оформля- ют приемо-сдаточным актом, составленным по определенной форме. При приемке автомобиля и его составных частей за- казчик проверяет внешний вид, комплектность, качество сборки и отделки, наличие пломб и др.
После приема автомобиля из ремонта приемо-сдаточный акт подписывают заказчик и представитель авторемонтного предприятия.
В паспорте на автомобиль указываются комплектность, техническое состояние и технические условия, обеспечиваю- щие исправную работу автомобиля на время гарантийного срока и пробега при соблюдении условий эксплуатации.
Авторемонтное предприятие гарантирует исправную ра- боту отремонтированного автомобиля в целом и всех его со- ставных частей независимо от исполнителя работ, кроме шин, аккумуляторов, электрических ламп и радиооборудования.
Обнаруженные заказчиком неисправности, возникшие по вине предприятия, должны быть устранены по предъявле- нию рекламации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислить основные требования, предъявляемые к от-
ремонтированному автомобилю при его сдаче заказчику.
2. Каков порядок сдачи автомобиля из ремонта?
423
Г л а в а 4
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Диагностирование и техническое
обслуживание двигателя
Основные неисправности двигателя. При заметном сни- жении мощности, увеличении расхода топлива или масла, падении его давления, возникновении стуков, дымления или неравномерности работы проводят диагностирование двига- теля, при котором определяется причина неисправности и выявляется потребность в регулировочных работах или ре- монте.
При диагностировании двигателя производят его осмотр и опробование пуском, измерение мощности и проверку тех- нического состояния кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Осмотр и опробование двигателя пуском обеспечивают визуальное обнаружение подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска и равномерности работы, дымления
424
на выпуске. Прослушивая работу двигателя, следует устано- вить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке можно выявить очевидные дефекты двигателя до проведе- ния углубленного диагностирования.
Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпус- ке дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газового двигателя чаще всего возни- кает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых паль- цев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пру- жин.
Назначением ТО-1 и ТО-2 является выявление и предуп- реждение отказов и неисправностей механизмов и систем двигателя путем своевременного выполнения контрольно- диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Значительный объем работ при ТО-1 приходится на кон- троль и восстановление затяжки резьбовых соединений, кре- пящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глу- шителя, а также сам двигатель на опорах.
При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепление головок цилиндров, регулируют тепловые зазо- ры в механизме газораспределения. Проверяют и регулиру- ют натяжение ремней привода генератора и т.п.
Смазочные работы при ТО выполняются в соответствии с таблицей (картой) смазки.
Углубленное диагностирование выполняют на стенде с беговыми барабанами (рис. 178), который монтируется на ос- мотровой канаве. Этот пост включает в себя пульт управле-
425
Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпус- ке дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газового двигателя чаще всего возни- кает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых паль- цев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пру- жин.
Назначением ТО-1 и ТО-2 является выявление и предуп- реждение отказов и неисправностей механизмов и систем двигателя путем своевременного выполнения контрольно- диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
Значительный объем работ при ТО-1 приходится на кон- троль и восстановление затяжки резьбовых соединений, кре- пящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глу- шителя, а также сам двигатель на опорах.
При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепление головок цилиндров, регулируют тепловые зазо- ры в механизме газораспределения. Проверяют и регулиру- ют натяжение ремней привода генератора и т.п.
Смазочные работы при ТО выполняются в соответствии с таблицей (картой) смазки.
Углубленное диагностирование выполняют на стенде с беговыми барабанами (рис. 178), который монтируется на ос- мотровой канаве. Этот пост включает в себя пульт управле-
425