Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1046
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 37
Рис. 178. Пост для углубленной диагностики:
1 — вентилятор; 2 — пульт управления; 3 — беговые барабаны
ния, вентилятор, а также нагрузочное устройство и прибо- ры, необходимые для диагностирования. На посту можно определить мощность двигателя и расход топлива, количе- ство газов, прорывающихся в картер (газовым счетчиком).
Для прослушивания стуков двигателей используют сте- тоскопы. Механические стетоскопы имеют слуховые нако- нечники (рис. 179, а), вставляемые в уши, и стержень, при- жимаемый к различным точкам проверяемого механизма.
Электронный стетоскоп состоит из стержня (рис. 179, б), те-
Рис. 179. Стетоскопы (а, б), зоны прослушивания стуков
в двигателе (в):
1 — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — наконеч-
ники; 5 — пружинная пластина; 6 — телефон; 7 — клапанов; 8 —
поршневых пальцев; 9 — распределительных шестерен; 10 — ко-
ренных подшипников; 11 — подшипников распределительного вала
427
Для прослушивания стуков двигателей используют сте- тоскопы. Механические стетоскопы имеют слуховые нако- нечники (рис. 179, а), вставляемые в уши, и стержень, при- жимаемый к различным точкам проверяемого механизма.
Электронный стетоскоп состоит из стержня (рис. 179, б), те-
Рис. 179. Стетоскопы (а, б), зоны прослушивания стуков
в двигателе (в):
1 — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — наконеч-
ники; 5 — пружинная пластина; 6 — телефон; 7 — клапанов; 8 —
поршневых пальцев; 9 — распределительных шестерен; 10 — ко-
ренных подшипников; 11 — подшипников распределительного вала
427
лефона, кристаллического датчика, транзисторного усили- теля и батарейного питания.
Зоны прослушивания стуков двигателя указаны на рис.179.
Необходимо иметь в виду, что распознавание по характеру стуков неисправностей двигателя требует больших навыков.
Техническое обслуживание. Компрессию двигателя
(максимальное давление в цилиндре) определяют компрес- сометром при проворачивании коленчатого вала стартером
(рис. 180, а), вставив резиновый конусный наконечник ком-
Рис. 180. Компрессометры (а, б) и компрессограф (в):
а — для бензиновых и газовых двигателей; б — для дизелей; в —
компрессограф; 1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — наконечник; 4 —
рукоятка; 5 — шкала с записью по цилиндрам; 6 — цилиндр с пор-
шневым приводом самописца
428
Зоны прослушивания стуков двигателя указаны на рис.179.
Необходимо иметь в виду, что распознавание по характеру стуков неисправностей двигателя требует больших навыков.
Техническое обслуживание. Компрессию двигателя
(максимальное давление в цилиндре) определяют компрес- сометром при проворачивании коленчатого вала стартером
(рис. 180, а), вставив резиновый конусный наконечник ком-
Рис. 180. Компрессометры (а, б) и компрессограф (в):
а — для бензиновых и газовых двигателей; б — для дизелей; в —
компрессограф; 1 — вентиль; 2 — манометр; 3 — наконечник; 4 —
рукоятка; 5 — шкала с записью по цилиндрам; 6 — цилиндр с пор-
шневым приводом самописца
428
прессометра в отверстие для форсунки или свечи зажига- ния. Компрессограф (рис. 180, в) снабжен самописцем для записи давления по цилиндрам. Чтобы получить достовер- ные результаты, компрессию определяют на прогретом дви- гателе, демонтировав с него все свечи зажигания или форсунки. Заданную частоту вращения вала следует обеспе- чивать исправной заряженной аккумуляторной батареей, пе- ред измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку ма- нометра необходимо устанавливать в нулевое положение.
Минимально допустимая компрессия для дизелей около
2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени сжатия и составляет 0,60... 1,00 МПа. Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа — для бензино- вых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на
30-40%) указывает на поломку колец или залегание их в пор- шневых канавках.
Прибор К-69М (рис. 181) позволяет обнаружить чрезмер- ный износ, потерю упругости, закоксовывание или поломку колец, износ поршневых канавок, а также потерю герметич- ности клапанов и прокладки головки цилиндров.
Сначала проверяют износ поршневых колец, для чего, установив поршень проверяемого цилиндра в положение, соответствующее началу такта сжатия (все клапаны закры- ты), через наконечник в отверстие для форсунки или свечи зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа.
При износе поршневых колец появляются большие утечки воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое ма- нометром, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра, раз- меченная на зоны (хорошее состояние двигателя, удовлет- ворительное и требующее ремонта), указывает утечку, вы- раженную в процентах.
Вторую проверку выполняют при положении поршня вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15% ука- зывают на сильный износ цилиндров.
429
Минимально допустимая компрессия для дизелей около
2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени сжатия и составляет 0,60... 1,00 МПа. Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа — для бензино- вых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на
30-40%) указывает на поломку колец или залегание их в пор- шневых канавках.
Прибор К-69М (рис. 181) позволяет обнаружить чрезмер- ный износ, потерю упругости, закоксовывание или поломку колец, износ поршневых канавок, а также потерю герметич- ности клапанов и прокладки головки цилиндров.
Сначала проверяют износ поршневых колец, для чего, установив поршень проверяемого цилиндра в положение, соответствующее началу такта сжатия (все клапаны закры- ты), через наконечник в отверстие для форсунки или свечи зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа.
При износе поршневых колец появляются большие утечки воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое ма- нометром, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра, раз- меченная на зоны (хорошее состояние двигателя, удовлет- ворительное и требующее ремонта), указывает утечку, вы- раженную в процентах.
Вторую проверку выполняют при положении поршня вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15% ука- зывают на сильный износ цилиндров.
429
Рис. 181. Схема прибора К-69М для определения технического
состояния двигателя по утечкам сжатого воздуха:
1 — редуктор давления; 2 — коллектор; 3 — вентиль измерения
утечек; 4 — выпускной штуцер; 5 — вентиль прослушивания утечек;
6 — испытательный наконечник; 7 — обратный клапан; 8 — мано-
метр; 9, 11 — калибровочные отверстия; 10 — воздушная камера;
12 — регулировочная игла; 13 — предохранительный клапан
Утечки воздуха через клапаны при неплотной их посад- ке в седлах определяют на слух, а герметичность прокладки головки цилиндра — по появлению пузырьков воздуха в гор- ловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров, смоченного мыльным раствором.
Головка к блоку цилиндров крепится шпильками с гай- ками или болтами. Слабая затяжка гаек или болтов может привести к нарушению герметичности цилиндров двигате- ля, прогоранию прокладки и попаданию охлаждающей жид- кости в цилиндры. Поэтому в процессе эксплуатации двига- теля периодически подтягивают крепления головок: чугун- ной — на прогретом двигателе, а алюминиевой — на холод- ном. Подтяжку производят динамометрическим ключом в последовательности (рис. 182), которая указана в заводских
430
Рис. 182. Последова-
тельность затяжки
(указана цифрами)
гаек и болтов крепле-
ния головок к блокам
цилиндров:
а — КамАЗ-740; б —
3Μ3-53; в — ЗИЛ-130;
г — ВАЗ-2105; д —
корпус подшипников
распределительного
вала ВАЗ-2105
431
инструкциях. Момент затяжки для двигателей 3Μ3-53 и ЗМЗ-24
(автомобили ΓΑ3-53 и ГАЗ-24 «Волга») 73-78 Н·м, для дви- гателя ЗИЛ-130 (автомобиль ЗИЛ-130) 70-90 Н·м, для дви- гателя КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320) 190-210 Н·м.
У двигателей ВАЗ в головке цилиндров закреплен кор- пус подшипников распределительного вала, гайки крепле- ния которого также необходимо подтягивать в определен- ной последовательности (рис. 182д). Окончательный момент затяжки этих гаек 22 Н·м.
Снятие и разборка двигателя
Снятие и установка двигателя. Снятие двигателя с ав- томобиля производится, как правило, при необходимости за- мены или ремонта деталей кривошипно-шатунного механиз- ма — блока цилиндров, его гильз, деталей поршневой груп- пы (поршневых колец, поршней, поршневых пальцев), при ремонте или замене коленчатого вала и вкладышей его ко- ренных и шатунных подшипников, кроме головки блока цилиндров, крышки головки, поддона масляного картера и их прокладок. Необходимость снятия двигателя с автомоби- ля для ремонта определяется по результатам проверки его технического состояния.
В связи с тем, что двигатели изучаемых автомобилей конструктивно объединены с коробкой передач и сцеплени- ем в единый силовой агрегат, который крепится к кузову автомобиля на амортизирующих опорах, при необходимос- ти ремонта двигателя обычно удобнее снимать с автомобиля целиком весь силовой агрегат (кроме автомобиля A3ЛK-2141 с двигателем ВАЗ-2106, у которого сначала снимают короб- ку передач в сборе с картером сцепления, а затем уже снима- ют непосредственно двигатель).
Для снятия силового агрегата автомобиль устанавлива- ют на смотровую канаву или подъемник и после отсоедине-
432
(автомобили ΓΑ3-53 и ГАЗ-24 «Волга») 73-78 Н·м, для дви- гателя ЗИЛ-130 (автомобиль ЗИЛ-130) 70-90 Н·м, для дви- гателя КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320) 190-210 Н·м.
У двигателей ВАЗ в головке цилиндров закреплен кор- пус подшипников распределительного вала, гайки крепле- ния которого также необходимо подтягивать в определен- ной последовательности (рис. 182д). Окончательный момент затяжки этих гаек 22 Н·м.
Снятие и разборка двигателя
Снятие и установка двигателя. Снятие двигателя с ав- томобиля производится, как правило, при необходимости за- мены или ремонта деталей кривошипно-шатунного механиз- ма — блока цилиндров, его гильз, деталей поршневой груп- пы (поршневых колец, поршней, поршневых пальцев), при ремонте или замене коленчатого вала и вкладышей его ко- ренных и шатунных подшипников, кроме головки блока цилиндров, крышки головки, поддона масляного картера и их прокладок. Необходимость снятия двигателя с автомоби- ля для ремонта определяется по результатам проверки его технического состояния.
В связи с тем, что двигатели изучаемых автомобилей конструктивно объединены с коробкой передач и сцеплени- ем в единый силовой агрегат, который крепится к кузову автомобиля на амортизирующих опорах, при необходимос- ти ремонта двигателя обычно удобнее снимать с автомобиля целиком весь силовой агрегат (кроме автомобиля A3ЛK-2141 с двигателем ВАЗ-2106, у которого сначала снимают короб- ку передач в сборе с картером сцепления, а затем уже снима- ют непосредственно двигатель).
Для снятия силового агрегата автомобиль устанавлива- ют на смотровую канаву или подъемник и после отсоедине-
432
ния двигателя от кузова вынимают силовой агрегат из мо- торного отсека вверх с помощью тали или любого другого подъемного устройства грузоподъемностью не менее 200 кгс.
На переднеприводных автомобилях возможно снятие двигателя из моторного отсека вниз. В этом случае исполь- зуется один подъемник без грузоподъемного устройства, а двигатель после отсоединения его от кузова устанавливает- ся на подведенную под стоящий на подъемнике автомобиль специальную тележку.
В зависимости от компоновки и конструктивных особен- ностей силовых агрегатов на изучаемых автомобилях после- довательность и технология выполнения отдельных работ по их снятию и установке может несколько различаться, однако общий порядок выполнения этих работ примерно одинаков для всех рассматриваемых автомобилей и приво- дится ниже.
1. Снять капот (капот можно не снимать, если силовой аг- регат вынимается вниз).
2. Слить масло из двигателя (см. раздел «Ремонт и техни- ческое обслуживание смазочной системы»).
3. Слить охлаждающую жидкость (см. раздел «Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения»).
4. Отсоединить шланги системы охлаждения двигателя, идущие к радиатору и отопителю.
5. Отсоединить электропровода от аккумуляторной батареи, генератора, стартера, катушки зажигания, ЭПХХ карбю- ратора, датчиков и выключателей.
6. Отсоединить шланг от вакуумного усилителя тормозов.
7. Отсоединить шланги подачи топлива к топливному на- сосу и шланг перепуска топлива от карбюратора.
8. Отсоединить приводы воздушной и дроссельной засло- нок карбюратора.
9. Отсоединить тросовый привод или рабочий гидроцилиндр сцепления.
433
На переднеприводных автомобилях возможно снятие двигателя из моторного отсека вниз. В этом случае исполь- зуется один подъемник без грузоподъемного устройства, а двигатель после отсоединения его от кузова устанавливает- ся на подведенную под стоящий на подъемнике автомобиль специальную тележку.
В зависимости от компоновки и конструктивных особен- ностей силовых агрегатов на изучаемых автомобилях после- довательность и технология выполнения отдельных работ по их снятию и установке может несколько различаться, однако общий порядок выполнения этих работ примерно одинаков для всех рассматриваемых автомобилей и приво- дится ниже.
1. Снять капот (капот можно не снимать, если силовой аг- регат вынимается вниз).
2. Слить масло из двигателя (см. раздел «Ремонт и техни- ческое обслуживание смазочной системы»).
3. Слить охлаждающую жидкость (см. раздел «Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения»).
4. Отсоединить шланги системы охлаждения двигателя, идущие к радиатору и отопителю.
5. Отсоединить электропровода от аккумуляторной батареи, генератора, стартера, катушки зажигания, ЭПХХ карбю- ратора, датчиков и выключателей.
6. Отсоединить шланг от вакуумного усилителя тормозов.
7. Отсоединить шланги подачи топлива к топливному на- сосу и шланг перепуска топлива от карбюратора.
8. Отсоединить приводы воздушной и дроссельной засло- нок карбюратора.
9. Отсоединить тросовый привод или рабочий гидроцилиндр сцепления.
433
10. Отсоединить приемные трубы глушителя.
11. Отсоединить привод передних колес (на переднепривод- ных автомобилях) или карданную передачу (у автомоби- лей с классической схемой компоновки), закрыть отвер- стие вилки карданного шарнира в коробке передач за- глушкой.
12. Закрепить двигатель на подъемном устройстве.
13. Отвернуть крепления двигателя к кузову.
14. Вынуть двигатель в сборе со сцеплением и коробкой пе- редач.
Установка двигателя на автомобиль производится в по- рядке, обратном его снятию.
Разборка двигателя. Разборка двигателя производится после его наружной очистки и мойки на специальном стен- де, позволяющем поворачивать двигатель для обеспечения удобства выполнения разборочно-сборочных работ. Для того чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки двигателя и не нарушить уравновешенности его деталей, не- обходимо устанавливать годные детали на прежние, прира- ботанные места. Для этого при разборке детали метят без повреждения кернением, краской, бирками или надписями.
К таким деталям относятся гильзы, поршни, поршневые кольца, пальцы и шатуны с крышками, коленчатый вал и маховик, маховик и сцепление, блок цилиндров и крышки коренных подшипников и картер маховика.
Разборка двигателя имеет примерно одинаковую после- довательность для всех изучаемых двигателей и выполняет- ся в следующем порядке. Если с автомобиля был снят сило- вой агрегат, то перед разборкой двигателя нужно снять стар- тер, коробку передач с картером сцепления и сцепление.
Снять приборы системы зажигания (распределитель или датчик-распределитель зажигания, его привод, провода вы- сокого напряжения, свечи) и генератор.
434
Отсоединить шланги систем питания и охлаждения дви- гателя, снять бензонасос, карбюратор, вентилятор, жидко- стный насос, термостат.
Снять указатель уровня масла и трубку, в которую он вставлен, снять масляный фильтр.
Снять с носка коленчатого вала шкив привода генерато- ра, для чего заблокировать маховик фиксирующим штиф- том и отвернуть болт крепления шкива.
Отвернуть переднюю крышку и, отсоединив механизмы натяжения, снять зубчатый ремень или цепь привода меха- низма газораспределения.
Снять впускной и выпускной газопроводы, крышку го- ловки и головку цилиндров с прокладками.
Перевернуть двигатель картером вверх и снять масля- ный картер с прокладкой, масляный насос и маслоприем- ник.
Снять крышки шатунов, отвернув гайки болтов их креп- ления, и аккуратно, чтобы не повредить зеркала (рабочей поверхности) цилиндров, вынуть шатуны с поршнями через цилиндры и пометить крышки шатунов с шатунами для по- следующей правильной их сборки.
У двигателей со съемными гильзами (УЗАМ-331, -412) поршни с шатунами выталкиваются из блока вместе с гиль- зами, а затем вынимаются из гильз через нижнюю часть гильзы, что позволяет не протаскивать шатун через гильзу и избежать возможных царапин на ее поверхности. Если вынуть поршень с шатуном вместе с гильзой не удается, то сначала вынимают поршень с шатуном через гильзу, а за- тем вынимают гильзу с использованием съемника. Если снимать гильзы не требуется, то производится их фиксация в блоке при помощи втулок-зажимов (рис. 183), а поршни с шатунами вынимаются, как обычно, через цилиндры. Если гильзы не зафиксировать, то при снятии (установке) порш- ней они могут стронуться с места и при этом неизбежно бу- дет нарушено их уплотнение в блоке.
435
Снять крышки коренных подшипников вместе с нижни- ми вкладышами, снять коленчатый вал, а затем верхние вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца осевой фиксации коленчатого вала.
Выпрессовать подшипник первичного вала коробки пе- редач из коленчатого вала, используя для этого специаль- ный винтовой или ударный съемник (рис. 184).
Рис. 183. Закрепление гильз втулками-зажимами
Рис. 184. Съемник для выпрессовки подшипника
из коленчатого вала:
1 — захват; 2 — подшипник; 3 — шпилька; 4 — боек; 5 — ручка
Разобрать детали шатунно-поршневой группы: снять поршневые кольца при помощи специального приспособле- ния (рис. 185), усики которого нужно ввести в зазор замка
436