Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1045
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
снимаемого кольца и, сжимая рукоятки съемника, разжать кольцо и снять его с поршня.
Рис. 185. Снятие поршневых колец с поршня съемником
Удалить из канавок бобышек поршня стопорные кольца и выпрессовать поршневой палец при помощи пресса с оп- равкой или специального винтового съемника (рис. 186) либо выколотить поршневой палец ударами молотка через латун- ную оправку с предварительным нагревом поршня в воде до
60...80°С (кроме двигателей ВАЗ, на которых нагрев порш- ней не производится). Если детали шатунно-поршневой груп- пы малоизношены и могут быть повторно использованы, их необходимо пометить и установить при последующей сборке на свои прежние места.
Рис. 186. Выпрессовка поршневого пальца из поршня съемником:
1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 — оправка; 4 — болт
437
Рис. 185. Снятие поршневых колец с поршня съемником
Удалить из канавок бобышек поршня стопорные кольца и выпрессовать поршневой палец при помощи пресса с оп- равкой или специального винтового съемника (рис. 186) либо выколотить поршневой палец ударами молотка через латун- ную оправку с предварительным нагревом поршня в воде до
60...80°С (кроме двигателей ВАЗ, на которых нагрев порш- ней не производится). Если детали шатунно-поршневой груп- пы малоизношены и могут быть повторно использованы, их необходимо пометить и установить при последующей сборке на свои прежние места.
Рис. 186. Выпрессовка поршневого пальца из поршня съемником:
1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 — оправка; 4 — болт
437
Сортировка и комплектование деталей
Дефектовка и сортировка деталей. Очищенные и обез- жиренные детали подвергают контролю и сортировке. Раз- браковку деталей осуществляют в соответствии с техничес- кими условиями на контроль и сортировку деталей. Техни- ческие условия внесены в специальные карты. В картах ука- заны данные о дефектах деталей, номинальных и допусти- мых без ремонта размерах деталей и способах их ремонта.
Карты используют при дефектовке и сортировке деталей.
К годным относят детали, износ которых не превышает предельных значений и позволяет повторно использовать детали. Эти детали маркируют обычно белой краской и на- правляют в комплектовочное отделение или на склад запас- ных частей.
Детали, износ которых больше допустимого, но годные к эксплуатации после ремонта, маркируют желтой, зеленой или голубой краской и направляют на склад накопления де- талей, а далее в соответствующие ремонтные цехи или отде- ления для восстановления.
Негодные детали маркируют красной краской и направ- ляют на склад металлолома. Вместо них выписывают со склада годные запасные части.
Детали контролируют визуально (осмотром) и измери- тельным инструментом; для контроля отдельных деталей применяют специальные приспособления. Визуально прове- ряют общее техническое состояние деталей и выявляют вне- шние дефекты (обломы, трещины и т.п.). С помощью раз- личных измерительных инструментов определяют размеры детали или отклонения от правильной геометрической фор- мы. Применяют также специальные измерительные устрой- ства, позволяющие механизировать операции контроля.
Скрытые дефекты деталей, например внутренние рако- вины и трещины, наружные волосовые трещины, выявляют
438
опрессовкой (гидравлическим испытанием) или с помощью дефектоскопов. Все ответственные детали автомобиля (блок цилиндров, головку блока и др.) обязательно подвергают такому контролю.
Для выявления дефектов блок цилиндров опрессовыва- ют водой на специальном стенде. Вода, нагретая до 70...80°С, под давлением 0,4...0,5 МПа поступает в рубашку охлажде- ния блока. Стенд поворотный позволяет осматривать блок цилиндров со всех сторон для выявления течи.
В ремонтной практике для обнаружения трещин наибо- лее распространен магнитный метод контроля. Сущность его заключается в том, что при намагничивании контролируе- мой детали трещины создают участок с неодинаковой маг- нитной проницаемостью. В результате происходит измене- ние величины и направления магнитного потока (создаются полосы).
Для выявления дефектных участков применяют магнит- ный порошок, который наносят на контролируемую деталь после или в процессе ее намагничивания. Магнитным по- рошком служит обычно прокаленный оксид железа (крокус).
Нанесение порошка производят в сухом виде или в виде сус- пензии с маслом (керосином). Если нанести на намагничен- ную деталь сухой порошок или смесь порошка с маслом, то он будет оседать на ней в виде жилок в местах рассеивания магнитных силовых линий, указывая место дефекта. Для нанесения смеси порошка с маслом деталь опускают на 1-2 мин в ванну с суспензией. Термически обработанные дета- ли, а также детали, изготовленные из легированных сталей, покрывают суспензией после намагничивания. Выявление дефектов в данном случае основано на остаточном магне- тизме.
Методом магнитной дефектоскопии можно контролиро- вать лишь детали, изготовленные из ферромагнитных мате- риалов (чугун, сталь). Для контроля деталей из цветных металлов и сплавов, пластмассы, керамики, твердых спла-
439
Для выявления дефектов блок цилиндров опрессовыва- ют водой на специальном стенде. Вода, нагретая до 70...80°С, под давлением 0,4...0,5 МПа поступает в рубашку охлажде- ния блока. Стенд поворотный позволяет осматривать блок цилиндров со всех сторон для выявления течи.
В ремонтной практике для обнаружения трещин наибо- лее распространен магнитный метод контроля. Сущность его заключается в том, что при намагничивании контролируе- мой детали трещины создают участок с неодинаковой маг- нитной проницаемостью. В результате происходит измене- ние величины и направления магнитного потока (создаются полосы).
Для выявления дефектных участков применяют магнит- ный порошок, который наносят на контролируемую деталь после или в процессе ее намагничивания. Магнитным по- рошком служит обычно прокаленный оксид железа (крокус).
Нанесение порошка производят в сухом виде или в виде сус- пензии с маслом (керосином). Если нанести на намагничен- ную деталь сухой порошок или смесь порошка с маслом, то он будет оседать на ней в виде жилок в местах рассеивания магнитных силовых линий, указывая место дефекта. Для нанесения смеси порошка с маслом деталь опускают на 1-2 мин в ванну с суспензией. Термически обработанные дета- ли, а также детали, изготовленные из легированных сталей, покрывают суспензией после намагничивания. Выявление дефектов в данном случае основано на остаточном магне- тизме.
Методом магнитной дефектоскопии можно контролиро- вать лишь детали, изготовленные из ферромагнитных мате- риалов (чугун, сталь). Для контроля деталей из цветных металлов и сплавов, пластмассы, керамики, твердых спла-
439
вов и других материалов применяют капиллярные методы, основанные на проникновении специальных растворов в по- лость дефекта. К числу их относят люминесцентный (флуо- ресцентный) метод контроля. Сущность его заключается в следующем. Очищенные и обезжиренные детали погружа- ют в ванну с флуоресцирующей жидкостью на 10-15 мин.
Жидкость проникает в имеющиеся трещины и там задержи- вается. Затем раствор удаляют с поверхности струей холод- ной воды, а деталь просушивают подогретым сжатым воз- духом. Для лучшего выявления трещин поверхность просу- шенной детали припудривают тальком, порошком углекис- лого магния или селикагеля. При освещении ультрафиоле- товым излучением трещины обнаруживаются по яркому зе- лено-желтому свечению. Глубокие трещины светятся в виде широких полос, а микроскопические — тонкими линиями.
Скрытые дефекты хорошо выявляются и ультразвуковой дефектоскопией.
Жидкость проникает в имеющиеся трещины и там задержи- вается. Затем раствор удаляют с поверхности струей холод- ной воды, а деталь просушивают подогретым сжатым воз- духом. Для лучшего выявления трещин поверхность просу- шенной детали припудривают тальком, порошком углекис- лого магния или селикагеля. При освещении ультрафиоле- товым излучением трещины обнаруживаются по яркому зе- лено-желтому свечению. Глубокие трещины светятся в виде широких полос, а микроскопические — тонкими линиями.
Скрытые дефекты хорошо выявляются и ультразвуковой дефектоскопией.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 37
Комплектование деталей. Перед сборкой двигателя все детали промываются, производятся их тщательный осмотр и контрольные замеры для определения технического состо- яния и возможности использования при сборке.
Затем производится комплектование деталей и подборка отдельных групп деталей и узлов.
Если износ шеек коленчатого вала не превышает допус- тимого, то он комплектуется с вкладышами подшипников номинального размера. Если износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала больше допустимого, то он комплек- туется коренными и шатунными вкладышами увеличенной толщины одного из ремонтных размеров, определяемых по наиболее изношенной из коренных и шатунных шеек. При этом производится перешлифовка коренных и шатунных шеек вала под размеры соответствующих комплектов ремон- тных вкладышей.
При невозможности ремонта коленчатого вала он заменя- ется на новый и комплектуется вкладышами номинального
440
размера, а перед установкой в блок цилиндров производится его балансировка в сборе с маховиком и сцеплением.
При установке сцепления на маховик для его центриро- вания в запрессованный в торце коленчатого вала подшип- ник вставляют специальную оправку, или первичный вал ко- робки передач.
При установке коленчатого вала смазываются моторным маслом и устанавливаются в гнезда блока цилиндров и кры- шек вкладыши коренных подшипников, затем укладывает- ся коленчатый вал, устанавливаются в пазы упорные полу- кольца и крепятся крышки коренных подшипников.
При необходимости замены деталей поршневой группы производится подбор поршней к цилиндрам (гильзам) по раз- мерам таким образом, чтобы между гильзой и поршнем обес- печивался оптимальный зазор, равный 0,05...0,07 мм. Для этого производится измерение цилиндра в нескольких по- ясах по высоте в двух взаимно перпендикулярных направле- ниях с помощью индикаторного нутромера (рис. 187). Глу- бина поясов для замера цилиндров двигателей приведена в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
Пояса для замеров цилиндров двигателей
№
пояса
замера
Глубина пояса замера от верхней плоскости блока (гильзы)
цилиндров двигателей, мм, моделей
№
пояса
замера
ВАЗ-2108
МеМЗ-245
ВАЗ-2105,
-2106
УЗАМ-331,
-412
1
5
10
5
10
2
15
53
15
50
3
45
77
50
100
4
80
—
90
125
Установка нутромера на ноль при измерении диаметра цилиндров производится с помощью калибра. Измерение ди-
441
При установке сцепления на маховик для его центриро- вания в запрессованный в торце коленчатого вала подшип- ник вставляют специальную оправку, или первичный вал ко- робки передач.
При установке коленчатого вала смазываются моторным маслом и устанавливаются в гнезда блока цилиндров и кры- шек вкладыши коренных подшипников, затем укладывает- ся коленчатый вал, устанавливаются в пазы упорные полу- кольца и крепятся крышки коренных подшипников.
При необходимости замены деталей поршневой группы производится подбор поршней к цилиндрам (гильзам) по раз- мерам таким образом, чтобы между гильзой и поршнем обес- печивался оптимальный зазор, равный 0,05...0,07 мм. Для этого производится измерение цилиндра в нескольких по- ясах по высоте в двух взаимно перпендикулярных направле- ниях с помощью индикаторного нутромера (рис. 187). Глу- бина поясов для замера цилиндров двигателей приведена в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
Пояса для замеров цилиндров двигателей
№
пояса
замера
Глубина пояса замера от верхней плоскости блока (гильзы)
цилиндров двигателей, мм, моделей
№
пояса
замера
ВАЗ-2108
МеМЗ-245
ВАЗ-2105,
-2106
УЗАМ-331,
-412
1
5
10
5
10
2
15
53
15
50
3
45
77
50
100
4
80
—
90
125
Установка нутромера на ноль при измерении диаметра цилиндров производится с помощью калибра. Измерение ди-
441
Рис. 187. Измерение цилинд-
ров индикаторным нутроме-
ром:
а — установка нутромера на
ноль по калибру; б —
проведение замера; в —
пояса замеров; А и В —
направления измерений; 1, 2,
3, 4 — номера поясов
аметра поршня производится только в плоскости, перпенди- кулярной поршневому пальцу на расстоянии от днища порш- ня 51,5 мм у двигателя ВАЗ-208, 52,4 мм — у двигателя ВАЗ-
2106 и на расстоянии 22,5 мм от нижнего торца юбки порш- ня — у двигателей УЗАМ-331 и -412. Подбор поршней к ци- линдрам производится без поршневых колец при комнатной температуре. Помимо размеров поршни, устанавливаемые на один двигатель, должны подбираться по массе. Массы само- го легкого и самого тяжелого поршней на двигателе не долж- ны различаться более чем на 2,5...3,0 г, в связи с чем поршни при изготовлении сортируются по массе на соответствующие группы и имеют необходимую маркировку.
В одном цилиндре должны быть установлены поршень, поршневые кольца, палец и шатун одной размерной груп- пы. Массы поршневых комплектов (поршень, поршневой палец, поршневые кольца и шатун) разных цилиндров одно-
442
го двигателя не должны различаться между собой более чем на 8 г. Шатуны, устанавливаемые на один двигатель, также не должны отличаться по массе более чем на 8 г. При необ- ходимости замены одного шатуна производится его подгон- ка по массе путем снятия металла с бобышек на крышке и головке шатуна.
Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двига- телях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил на- жимом большого пальца в отверстие поршня (рис. 188, а) и не выпадал из него под действием собственной массы
(рис. 188, б), а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршне- вой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (рис. 189), а в отверстие поршня входить пос- ле нагрева последнего в воде до 60...85°С.
Рис. 188. Установка порш-
невого пальца (а)
и проверка его посадки (б)
Рис. 189. Проверка правильности
подбора поршневого пальца
к втулке малой головки шатуна
После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигате-
443
Поршневые пальцы подбираются к поршням и шатунам таким образом, чтобы при комнатной температуре на двига- телях ВАЗ смазанный моторным маслом палец входил на- жимом большого пальца в отверстие поршня (рис. 188, а) и не выпадал из него под действием собственной массы
(рис. 188, б), а в головку шатуна входил с натягом, после нагрева шатуна до 240°С. На остальных двигателях поршне- вой палец должен от усилия пальца руки входить в верхнюю головку шатуна (рис. 189), а в отверстие поршня входить пос- ле нагрева последнего в воде до 60...85°С.
Рис. 188. Установка порш-
невого пальца (а)
и проверка его посадки (б)
Рис. 189. Проверка правильности
подбора поршневого пальца
к втулке малой головки шатуна
После подбора поршней, пальцев и шатунов производится их сборка с нагревом, как отмечалось выше, соответственно шатуна (двигатели ВАЗ) или поршня (остальные двигате-
443
ли). Для запрессовки поршневого пальца в верхнюю голов- ку шатуна и в поршень на двигателях ВАЗ применяется спе- циальная оправка (рис. 190).
Рис. 190. Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ
в верхнюю головку шатуна с помощью оправки:
1 — рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 — поршневой
палец; 3 — направляющая; 4 — дистанционное кольцо
Поршневые кольца подбираются к цилиндрам в соответ- ствии с их размерами по зазору в замке кольца, вставленно- го в соответствующий цилиндр двигателя и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (рис. 191).
Рис. 191. Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и
бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне
(б): 1 — поршневое кольцо; 2 — щуп; 3 — блок цилиндров
двигателя; 4 — поршень
444
Рис. 190. Запрессовка поршневого пальца двигателей ВАЗ
в верхнюю головку шатуна с помощью оправки:
1 — рукоятка оправки с упорным буртиком; 2 — поршневой
палец; 3 — направляющая; 4 — дистанционное кольцо
Поршневые кольца подбираются к цилиндрам в соответ- ствии с их размерами по зазору в замке кольца, вставленно- го в соответствующий цилиндр двигателя и зазору между торцом кольца и его канавкой в поршне (рис. 191).
Рис. 191. Проверка зазора в замке поршневого кольца (а) и
бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне
(б): 1 — поршневое кольцо; 2 — щуп; 3 — блок цилиндров
двигателя; 4 — поршень
444
Ремонт и техническое обслуживание
кривошипно-шатунного механизма
Ремонт кривошипно-шатунного механизма состоит в за- мене или ремонте его деталей и производится обычно со снятием двигателя с автомобиля. Без снятия двигателя с автомобиля производятся снятие и установка крышки головки блока цилиндров, головки блока цилиндров, поддона мас- ляного картера и замена их прокладок. При установке дан- ных деталей для обеспечения герметичности затяжка гаек или болтов их крепления производится в определенном по- рядке в соответствии с общим правилом крепления корпус- ных деталей: от центра к периферии крест-накрест.
Снятие и установка крышки головки цилиндров произ- водятся, если возникает необходимость снятия головки ци- линдров двигателя при ее замене или ремонте, подтяжке гаек или болтов ее крепления к блоку цилиндров, замене про- кладки головки блока, а также при техническом обслужива- нии и ремонте механизма газораспределения (регулировке зазоров клапанов, замене маслоотражательных колпачков и других деталей механизма газораспределения). Снимать крышку головки блока цилиндров нужно осторожно, чтобы не повредить прокладку крышки, и желательно иметь за- пасную прокладку для замены в случае повреждения ее при разборке либо при обнаружении ее растрескивания, а также при снижении уплотняющих свойств прокладки при ее за- твердевании, если она изготовлена из резины.
Снятие и установка головки цилиндров производятся при необходимости ее замены или ремонта, замене про- кладки головки из-за нарушения ее герметичности, ремон- те механизма газораспределения, а также для удаления на- гара на днищах поршней и стенок камер сгорания, когда применение специальных составов для удаления нагара без снятия головки не дает результатов (признаки отложения
445