Файл: Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат


По дисциплине: Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
По теме:"Методы диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Исполнитель:Гусейнов Мирза Мамедович

Санкт-Петербург 2022г
Содержание


стр.

Введение 3

1.Психолого – педагогическая характеристика младших подростков 5

2.Универсальные учебные действия как индикатор особых образовательных потребностей учащихся 9

Заключение 13

Список литературы 15


Введение


В настоящее время в России складывается новая система образования, определенная Законом об образовании в РФ. Это – единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования. На каждом уровне общего образования разрабатывается и реализуется образовательная программа в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ Однако в каждой школе есть дети, для которых овладение содержанием образовательной программы и достижение результатов, определенным стандартом, вызывает серьезные трудности и требует применения специальной системы методов и приемов обучения.

Это, в первую очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), число которых в общеобразовательных организациях увеличивается в связи с приоритетом государства в области инклюзивной образовательной политики. Выделяются следующие категории детей с ОВЗ: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. У многих детей указанных категорий имеются определенные недостатки или нарушения физического или психического развития, которые приводят к повышенной психической истощаемости, низкой работоспособности; недостаточной концентрации и распределения внимания, суженному объему памяти, особенностям протекания мыслительных (умственных) операций, особенно словесно – логических. Цель работы: выявление методов диагностики для психолого – педагогического сопровождения обучающихся и создания благоприятных условий адаптации подростков с ограниченными возможностями к школе и социальному окружению.


Задачи:

  1. Изучить научную и научно – методическую литературу по проблеме;

  2. Подобрать методы диагностики выявления особых образовательных потребностей обучающихся в общеобразовательном учреждении с помощью универсальных учебных действий;

  3. Сделать выводы о необходимости психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательном учреждении для преодоления трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений поведения, задержек и отклонений в развитии обучающихся.



  1. Психолого– педагогическая характеристика младших подростков


Младший подростковый возраст (10 – 13 лет) – это критический период, связанный с переходом ребенка от детства к отрочеству.

Новообразованиями младшего подросткового возраста, являются качественные изменения и появление чувства взрослости. Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых.

В это время физическое развитие происходит особенно интенсивно, перестраивается гормональная система, повышается утомляемость, отмечается лабильность эмоционально-волевой сферы, характерны перепады настроения. Ребенок часто бывает непослушным, эгоистичным, агрессивным, т.е. в переходный период он теряет психологическое равновесие. Эмоциональную нестабильность усиливает начало периода половой идентификации.Для младшего подросткового возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения, которые обычно становятся средством демонстрации своих успехов.

Ведущая деятельность в этот период – коммуникативная, интимно-личностное общение (бурное общение со сверстниками, стремление иметь близкого, верного друга, формирование групп и компаний). Для подростка важно иметь группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.


Несмотря на стремление к отделению от близких взрослых, ребенок испытывает тщательно скрываемую, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке.

Данный период характеризуется развитием избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, сменой типа мышления от конкретного к теоретическому.

Для того, чтобы успешно учиться в основной школе, у подростка должны быть хорошо сформированы все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Кроме того, школьник должен уметь рассуждать, делать правильные выводы и доказывать. Однако не все подростки это умеют делать. Особенно это сложно для детей с особыми образовательными потребностями.

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка в этот период является дальнейшее развитие абстрактного мышления. Соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением меняется в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления сохраняются, развиваются и продолжают играть значительную роль в общей структуре мышления (Многие школьники и в подростковом возрасте продолжают испытывать трудности при анализе причинно-следственных связей. Подросток должен четко усвоить, что является причиной какого-либо явления, а что следствием.

В подростковом возрасте внутренняя речь становится основным средством организации мышления и регулирует все познавательные процессы. В это время активно формируются научные понятия, умственные действия с ними с опорой на абстрактное мышление.

Подростки по сравнению с младшими школьниками гораздо лучше усваивают и запоминают отвлеченный материал. На этом возрастном этапе процесс запоминания становится осознанным. Заучивая учебный материал, подростки могут самостоятельно выделить главное, уделяя ему наибольшее внимание; составляют план изложения заучиваемого материала, выделяя в нём смысловые части, овладевают навыком краткого пересказа текста, обобщая его.

Для подростка характерно заметное развитие критичности мышления. Это значит, что нужно преодолевать формирование привычки неоправданно сомневаться, возражать, спорить, отстаивать заведомо ошибочные суждения.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.


От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 –х классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других школьников о подростке является мотивом для работы над собой. Все это сопровождается еще не сформированным чувством вкуса и меры. Для многих школьников в это время характерны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость, тревожность.

Смена одного основного учителя на группу учителей – предметников ведет к изменению системы требований, появление новых предметов увеличивает у детей умственную нагрузку, а смена условий обучения резко обостряет эмоционально-поведенческие проблемы.

Такие сложности отмечаются у всех младших подростков, однако дети с ОВЗ испытывают большие затруднения в процессе адаптации к условиям обучения в основной школе. На их адаптивные возможности оказывают влияние:

- неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни;

- несформированность учебной мотивации;

- низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности;

- нарушение характера коммуникации между учеником и учителем – предметником;

- несформированность продуктивных форм общения;

- недостаточность социальной нормативности.

Младшие подростки с ОВЗ часто находятся в ситуации неуспеха, что отрицательно влияет на их дальнейшее психическое развитие. Несоответствие их возможностей школьным требованиям может привести к снижению познавательной активности, потере мотивации и формированию пассивной жизненной позиции. Успешность адаптации и обучения школьников с ОВЗ на основном уровне образования зависит от многих факторов: преемственности в программах учителей, всех специалистов и администрации образовательных организаций и др.


  1. Универсальные учебные действия как индикатор особых образовательных потребностей учащихся



Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и / или психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012).

Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливает их особые образовательные потребности. Это новый параметр при диагностическом обследовании, существенным образом влияющий на выбор варианта обучения детей с нарушениями развития.

Особые образовательные потребности (ООП) – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения. Выделяются общие ООП, выявляемые у всех детей с ОВЗ, и специфические, проявляющиеся у разных категорий детей с ОВЗ.

К общим ООП детей с ОВЗ относятся: коррекционные программы образования, введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; большая степень индивидуализации обучения, чем для нормально развивающихся детей; особая образовательная среда (временная, пространственная) и др.

Специфические ООП выявляются у разных категорий детей с ОВЗ. Например: у детей с нарушением слуха имеется потребность в специальной знаково – языковой системе общения, в технических звукоусиливающих средствах и др.; у детей с нарушением интеллекта потребности в сокращении объема учебного материала, пошаговой инструкции и помощи, специальной отработке учебного поведения и др.; дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постепенном введении в ситуацию обучения специальных методов формирования коммуникации с учителем, детьми, в дозированном введении в жизнь новизны и др.

ООП не являются едиными и постоянными, они проявляются в разной мере при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возможные условия обучения (в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальном учреждении, дистанционно и т.д.) Выявление ООП учащихся при переходе на основной уровень образования целесообразно проводить на основе изучения состояния УУД. УУД формируются на основе высших психических функций и мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация), составляющих основу аналитико – синтетической и речевой деятельности, и тесно связаны с личностным развитием, самоопределением школьника. Поэтому можно утверждать, что сформированность (или несформированность) УУД является важнейшим индикатором ООП учащихся. В связи с этим, актуальным становится не только выявление ООП школьников с помощью УУД, но и оказание им специализированной индивидуально-ориентированной помощи в условиях общеобразовательной организации