Файл: Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Способы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на развитие компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические способы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические способы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные способы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную динамичность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (мультипликация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты).
Репродуктивные способы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (понимания, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать способы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за ПК дополнительное время является сильным стимулом.[9]
Перейдем к целям и задачам раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики.
Дидактические цели:
-
развитие ИКТ – компетентностей (доступ к информации, управление, оценка, интеграция, формирование информации); -
развитие мастерства создавать единую образовательно-научную информационную среду, содержательными компонентами которой являются предметные учебные коллекции Интернет-источников; -
развитие мастерства целенаправленного применения компьютера для решения конкретных жизненных задач; -
развитие способностей оценочной самостоятельности.
Методические задачи:
-
обучить выбирать информационный источник, соответствующий заданным критериям. -
обучить создавать и использовать схемы классификации для структурирования информации; -
обучить обобщать (сравнивать) и составлять сжатый(конспективный) обзор информации из нескольких ключей для использования их при решении конкретной проблемы; -
обучить сбалансировано, осветить проблему на основе имеющейся, в том числе и противоречивой информации; -
обучить применять знания о функциональном назначении, взаимодействии различных устройств компьютера, программном обеспечении для решения конкретных жизненных задач; -
обучить применять образовательно-научную информационную среду, содержательными компонентами которой являются предметные учебные коллекции Интернет — источников для самообразования и саморазвития.
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Условия к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Условия, направленные на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и мастерствами, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает условия к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает условия, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и мастерства в практической деятельности и повседневной жизни» представлены условия, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным итогом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Подобным способом, можно сказать, что такой раздел как «Аппаратные и программные средства ИКТ» является не только теоретическим, но и в большей степени практическим разделом. Сложность изучение его заключается в том, что учащиеся не всегда уделяют теории должное внимание, поэтому целесообразно разработать на материалах теоретических знаний по данному разделу учебный материал для проведения уроков информатики и ИКТ, повышения их эффективности[8].
Данный раздел удобен для изучения с применением мультимедийной и интерактивной техники тем, что он позволяете не только приобрести теоретические знания, но также имеет возможность практического рассмотрения вопроса, то есть увидеть на конкретном примере применение и применение технических средств, наглядно увидеть протекание процессов.
2.2 Разработка учебного процесса информатики при использовании мультимедийной и интерактивной техники
Долгое время преподавание было наиболее эффективным способом передачи знаний и способностей подрастающему поколению. Изменения в современном обществе требуют разработки новых методов обучения, которые связаны с развитием личности, творческой инициативой и способностью автономно перемещаться в информации. Упор делается на развитие у детей способности самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания, тщательно продумывать решения, четко планировать действия для достижения целей и эффективно функционировать в группах. состава и разных профилей.
В современном образовании вопросы о методах, приемах и технологиях организации образовательных мероприятий, ориентированных на применение мультимедийных и интерактивных технологий, становятся очень важными и актуальными.
Современный мультимедийный урок - это не просто письменная демонстрация и множество эффектов. Подготовка таких уроков требует более углубленного обучения, чем на обычном уроке. Такие понятия, как сценарий обучения, в данном случае являются не только новыми терминами, но и важной частью планирования урока. При разработке будущего мультимедийного урока учитель должен учитывать ряд технологических процессов, форм и способов представления информации на большом экране. Необходимо подумать о том, как учитель будет управлять учебным процессом, как будет обеспечиваться общение в классе, постоянная обратная связь со студентами и развитие эффекта обучения.
Мультимедийный урок — урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера, мультимедийной и интерактивной техники. Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для повышения знаний, умений и способностей. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов приобретает новое свойство, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса:
-
для изучения нового материала, предъявления новой информации; -
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и способностей; -
для повторения, практического применения полученных знаний, умений способностей; -
для обобщения, систематизации знаний.
Конечно же, демонстрация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком, или тех фактах, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
-
научности; -
наглядности; -
доступности; -
системности и последовательности; -
сознательности и активности; -
прочности; -
связи теории и практики; -
интерактивности; -
индивидуализации; -
перманентности комплексного понимания информации.
При проектировании презентации необходимо помнить, что мультимедийная и интерактивная техника – всего лишь средство показа презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. При их разработке и использовании нужно учитывать, что:
-
они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами; -
они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации; -
усиливают воздействие презентации.
Наиболее эффективно применение презентаций на следующих этапах урока:
-
объяснение нового материала; -
закрепление ЗУН (демонстрация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы демонстрация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем демонстрация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Еще один способ использования интерактивных учебных пособий в учебном процессе - это электронное пособие. В этом варианте он используется в качестве учебно-методического обеспечения курса, который доступен в виде различных электронных изданий на CD-R, DVD-R носителях (учебники, дидактические используемые материалы, антологии, проблемные книги, словари, справочники, символические объекты, статические модели и т.д., деловая графика и т.д.) и образовательные интернет-источники (которые являются предметом интернет-соединения). Эти используемые материалы могут использоваться учителем для подготовки к преподаванию на разных этапах обучения (объяснение, углубление, контроль).
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные источники, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, продемонстрация опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное испытание (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).
Способы и приёмы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок информатики и ИКТ интересным. А нетрадиционные уроки с применением мультимедийной и интерактивной техники должны привлечь современного школьника к процессу обучения, облегчить его, пробудить интерес к предмету.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Подобным способом, используя мультимедийную и интерактивную технику, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.
Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Для этого происходит создание большого количества электронных материалов, которые позволяют повысить результативность обучения информатике и ИКТ.