Файл: Развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- цель общения - налаживание отношений и достижение общего результата;
- предмет общения — партнер по общению как субъект;
- мотивы общения - то, ради чего предпринимается общение;
- средства общения - операции, с помощью которых осуществляется действие общения;
- продукт общения
- образования материального и духовного характера, создающиеся в общении [11].
Наиболее широкое распространение получила точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах Г. М. Андреева, А.А. Бодалева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина. «Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека».
Таким образом, общение это сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга
1.2.Развитие общения в онтогенезе
Человек – существо социальное, и развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностных отношений. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно быть человеком в общении с людьми»[11]. В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка существует тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с общей жизнедеятельностью ребенка. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).
Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. В связи с этим рассмотрим основные этапы развития общения в онтогенезе детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1:
Таблица 1. – Развитие общения в онтогенезе детей дошкольного возраста
Возраст | Содержание общения | Форма общения (по М. И. Лисиной) |
от рождения до 2—3 месяцев | контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция. | эмоционально – практическая (2-4-й годы жизни ребенка) |
от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев | начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях. | |
от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года | возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения | |
от 1,5 года до 3 лет | появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения | |
от 3 до 6—7 лет | становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. | –деловая (4-6 лет) –внеситуативно – деловая (6-7 лет). |
Таким образом, исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности [11]. В результате чего у ребёнка формируются сначала коммуникативные умения, которые затем перерастают в коммуникативные навыки.
Л.Н. Галигузова [5], А.Г. Рузская [22], Е.О. Смирнова[25] и др.изучали ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной[33].
По данным Л.Н. Галигузовой [5], уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в коммуникативной деятельности со сверстником. Действия сверстника, его оценка в глазах взрослых не оказывают влияния на формирование мнения о нем трехлетнего ребенка. Кроме того, для трехлетнего ребенка свойственно легкое решение проблем в пользу другого: в случае необходимости он может уступить очередь в игре, отдать свои вещи (чаще это происходит по отношению ко взрослым, родителям). Все это свидетельствует о незначительной роли сверстника в жизни трехлетнего ребенка. В этом возрасте дети легко перенимают эмоциональное состояние сверстника, что говорит об их общности, обнаружении одинаковых качеств, действий или предметов. Ребенок, видя в сверстнике свое социальное отражение, может конкретизировать самого себя и выделять в себе определенные свойства. Однако характер такой общности больше внешний, ситуативный [9].
Значительные изменения в общении со сверстниками у ребенка наступают в середине дошкольного возраста, предположительно в возрасте 4-5 лет. В этот период в процессе взаимодействия между сверстниками наблюдается высокая эмоциональная вовлеченность. Это проявляется в оценке ребенком действий сверстников, пристальном и ревнивом наблюдении за ними. Обостряется эмоциональная реакция ребенка на критику со стороны взрослого. Ребенок может испытывать радость при неудаче сверстника и, наоборот, испытывать огорчение, видя успехи другого ребенка. В этом периоде характерно увеличение детских конфликтов, возникновение следующих детских реакций: зависти, ревности, обиды по отношению к сверстнику [25].
Все это обуславливает глубокую качественную перестройку в отношениях ребенка со сверстниками, суть которой состоит в том, что самооценка ребенка формируется посредством деятельности другого ребенка. Теперь другой ребенок – предмет регулярного сравнения с собой. И это сравнение уже направлено не на выявление общности, как у трехлетних детей, а на противопоставление себя другому, что указывает, в первую очередь, на изменение самосознания ребенка.
К старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый [28].
Е. О. Смирнова в своих работах показала, что важное изменение, которое происходит во взаимодействии со сверстниками на пятом – шестом году жизни заключается в том, что сверстники становятся более притягательными, чем взрослые. Дети предпочитают играть с другими детьми по принципу «общее дело – игра». При этом дети проявляют следующие коммуникативные умения и навыки: учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. В этом же возрасте значимым для дошкольника становится потребность в признании и уважении со стороны сверстника Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров [22].
Т. А Репина показала, что к 7 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети проявляют следующие способности: рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. Дети могут долго просто осуществлять коммуникативный акт (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий [18].
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого [52].
Т. А. Репина выявила, что к старшему возрасту число конфликтов снижается, ребенку становится важнее играть вместе, чем утверждаться в глазах сверстников. Дети начинают проявлять коммуникативные умения и навыки на более высоком организационном уровне: научаются согласовывать свои действия со сверстниками, соотносят свое поведение с общественными нормами поведения. Ребенок, у которого низкий уровень коммуникативных навыков, как правило, изгоняется из игры и становится «непринятым» [18].
По мнению М.А.Поваляевой общение, которое должно сформироваться к старшему дошкольному возрасту это:
–слушать и понимать речь;
–строить общение с учётом ситуации;
–вести диалог;
– лёгко входить в контакт с детьми и взрослыми;
– ясно и последовательно выражать свои мыслей;
– использовать формы речевого этикета [22].
Таким образом, исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности. Зарождение и становление общения происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка (Г.А. Репина, Т.А. Серебрякова, Р.Б. Стеркина и др.).