Файл: Развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками средствами сюжетноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой необходимый уровень игры быть обеспечен при организации ролевого общения дошкольников и осуществлении его поэтапного руководства воспитателем [14]. Кроме того на каждом этапе должны быть поставлены задачи, которые решаю проблем низкого уровня общения. Обобщим в таблице 2.

Таблица 2. – Руководство и задачи развития общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Этап

Особенности руководства

Задачи по развитию коммуникативных способностей у детей с ОНР в сюжетно-ролевой игре

1 этап.

Раскрытие дошкольникам значения быть дружными товарищами в процессе организации ролевого общения. Выявление воспитателем имеющегося опыта дружеских взаимоотношений у детей, мотивирование их на то чтобы дети играли дружно без конфликтов и ссор.

Учить вступать в процесс общения

Формировать умение ориентироваться в партнерах, ситуациях общения

2 этап.

Включение всех дошкольников с разным уровнем в выполнение совместных игровых заданий по овладению положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь). Выполнение разных видов игровых заданий, при которых достигается точное воспроизведение ролей, обеспечивается четкое осознание правил и понятий; осуществление постепенного перехода от воспроизведения практических действий к самостоятельному применению их в изменяющихся заданиях творческого характера.


Формировать умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению .

Учить применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач

3 этап.

Включение на главные роли в игры детей, которые по результатам социометрического исследования имеют низкий статус. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника игры существует тесная взаимосвязь: часто именно эти качества, проявляемые в игре, и определяют статус дошкольника среди сверстников

Прежде чем дать непопулярному ребенку главную роль, воспитатель должен подготовить его к предстоящей игре, помочь ребенку понять желание других детей, наладить с ними связи. Так как от успешного выполнения этой роли будут зависеть его дальнейшие отношения с детьми. Ребенок должен заинтересовать детей как партнер, а задача воспитателя содействовать этому.


Формировать умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Учить делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

Формировать умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.

Учить оценивать эмоциональное поведение друг друга

4 этап.

  • Стимулировать самостоятельную совместную игровую деятельность детей посредством применения косвенных приёмов руководства направленных на осознание детьми основных правил поведения и взаимоотношений дошкольников (приём параллельной игры, введение проблемных ситуаций, ролевой диалог между персонажами и др.), сочетая коллективные, групповые и индивидульные формы педагогического воздействия на игру, для формирования умений подчинить свое поведение общеустановленным нормам и правилам.




Формировать умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Закреплять умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

Формировать умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.

Учить оценивать эмоциональное поведение друг друга


Таким образом, только при целенаправленном руководстве взрослого сюжетно-ролевая игра может быть эффективным средством развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Изучение опыта работы воспитателя по использованию сюжетно-ролевой игры для развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Далее опишем опыт работы Татьяны Ивановны Самборецкой «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» [24].

Изучив теоретические основы развития общения педагог считает, что общение это основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.


Актуальность изучения игры и ее роли в развитии общения детей дошкольного возраста определяется педагогом особенностями игровой деятельности детей, значимыми для разработки адекватной стратегии педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные изменения в психике. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

На первом этапе была педагогом изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы воспитатель использовала игры.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

- развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать позитивное отношение друг к другу;

- развивать умение взаимодействовать;

-формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

- с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные цели и задачи, которые выполнял педагог при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.


В плане воспитательной работы воспитатель уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Задачей педагога была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью ею проведены наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организованы целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения воспитатель обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем»«Уложим кукол спать»«День рождения Степашки»«Кукла Катя заболела»«Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Педагог их использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Затем были проводены игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону»«Строим дом для Мишки»«Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь уже не использовались куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом,
дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того,наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте»«до свидания»«спасибо»«пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Педагогом был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки»«Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.