Файл: Основы организации медицинской помощи детскому населению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В
СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ
4.1. Система оказания педиатрической помощи детям в
стационарных условиях
Оказание медицинской помощи в стационарных условиях является одним из основных направлений медицинского обеспечения детского населения.
Ответственные государственные задачи по снижению младенческой и детской смертности, инвалидности, борьбе с прогрессирующим течением хронических заболеваний традиционно решают в рамках стационарной медицинской помощи.
В настоящее время для оказания медицинской помощи детям в стационарных условиях существует развитая сеть медицинских учреждений практического здравоохранения.
Многочисленная сеть медицинских организаций, куда госпитализируют детей, имеет пятиуровневую систему больничной помощи со своей степенью специализации (табл.3).
Педиатрическая служба
Иркутской области представлена
6 многопрофильными детскими больницами, 5 самостоятельными детскими поликлиниками, 2 детскими стоматологическими поликлиниками, а также 49 подразделениями в областных учреждениях здравоохранения.
К I уровню оказания медицинской помощи относятся ГУЗ «Иркутская областная детская клиническая больница» и ОГАУЗ «Ивано-Матренинская городская детская клиническая больница» г. Иркутска, оказывающие все основные виды специализированной медицинской помощи, а также высокотехнологичную медицинскую помощь, являющиеся клиническими базами медицинского университета, академии последипломного образования.

Таблица 3.
Система оказания педиатрической помощи в стационарных условиях в РФ
Уровень
Медицинские организации
Доля койко- мест в общем коечном фонде, %
Степень специа- лизации,%
I
Участковые больницы, ЦРБ, районные больницы, городские больницы до 100 койко-мест
50 5-10
II
Детские городские больницы на 100-
300 мест
15 30-40
III
Крупные многопрофильные детские городские больницы, детские больницы ФМБА
12 70-80
IV
Научно-клинические центры РАМН,
НИИ МЗ и СР, перинатальные центры, многопрофильные клинические больницы г.Москвы,
Санкт-
Петербурга, отдельные клинические больницы субъектов РФ, клиники
ВУЗов и др.
23 100
Ко II уровню относятся городские детские многопрофильные больницы гг. Ангарска, Братска, Черемхово, Усолья-Сибирского, оказывающие специализированные виды медицинской помощи. В рамках программы модернизации все указанные учреждения дополнительно оснащены оборудованием, организована дополнительная подготовка специалистов, и данные учреждения стали межмуниципальными межрайонными педиатрическими центрами.
К III уровню относятся городские детские поликлиники, оказывающие все основные виды специализированной помощи, отдельные учреждения имеют в своем составе отделения медико-социальной помощи и центры здоровья для детей.
К IV уровню относятся педиатрические стационарные и амбулаторно- поликлинические отделения центральных районных больниц.
К V уровню – оказание помощи детям в участковых больницах,

врачебных амбулаториях, на фельдшерско-акушерских пунктах.
Карта-схема изменения маршрутизации пациентов при реализации про- граммы модернизации здравоохранения Иркутской области представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Карта-схема сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Педиатрия» и маршрутизации пациентов
(источник: Министерство здравоохранения Иркутской области, 2019г.)

4.2. Организация деятельности педиатрического стационара
Стационарная педиатрическая медицинская помощь оказывается в педиатрических отделениях больниц. Правила организации деятельности педиатрического отделения, стандарты его оснащения и штатные нормативы определяются Порядком оказания педиатрической медицинской помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 г. №366н
(Приложение 4).
Структура педиатрического отделения включает:
- палаты для детей, в том числе одноместные;
- кабинет заведующего;
- помещение для врачей;
- кабинет старшей медицинской сестры;
- комнату для среднего медицинского персонала;
- процедурную;
- помещение сестры-хозяйки;
- буфетную и раздаточную;
- столовую;
- игровую комнату;
- учебный класс;
- помещение для хранения чистого белья;
- помещение для сбора грязного белья;
- душевую и туалет для детей;
- душевую и туалет для медицинского персонала;
- санитарную комнату;
- дневной стационар (включает: помещение для приема детей, палаты для детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туа- лет для медицинского персонала, туалет для детей и родителей, комнату для родителей);
- комнату для отдыха родителей;
- учебный класс клинической базы.
Основными функциями педиатрического отделения являются:

- оказание педиатрической помощи;
- проведение диагностики и лечения детских болезней;
- осуществление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний у детей;
- применение современных методов диагностики, лечения заболеваний и патологических состояний у детей;
- участие в процессе повышения профессиональной квалификации медицинского персонала по вопросам диагностики и оказания педиатрической помощи;
- проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями
(законными представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной помощи врачам других отделений медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и оказания педиатрической помощи;
- участие в проведении анализа основных медико-статистических и показателей заболеваемости, инвалидности и смертности детей;
- ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности отделения.
В организации работы детского стационара детской больницы много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако, имеются некоторые особенности. Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной медицинской помощи и при самообращении.
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поли- клинику при наличии следующих документов:
1.
Направления;
2.
Подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, обо всех перенесенных соматических и

инфекционных заболеваниях.
3.
Справки об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия - 24 часа).
4.
Справки о проведенных прививках.
Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3-4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера-Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2-3 изолированных смотровых кабинетов и 1-2 санпропускников.
Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи.
При приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.
В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведения о состоянии здоровья ребенка.
Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту и характеру заболеваний. В зависимости от возраста выделяют следующие отделения
(палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные и другие узкопрофильные отделения (палаты).
Оборудование палат и оснащение отделений зависят от их профиля и диктуются спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей.

В отделениях для детей дошкольного и школьного возраста палаты должны быть небольшие – с числом коек не более четырех. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог следить за состоянием детей и их поведением.
В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций
1   2   3   4   5

. Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больными детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя переменим в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленном, острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные промни, эпидемические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).
4.3. Организация работы отделения для новорожденных и
недоношенных детей
Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в структуре детских больниц. Организация этих отделений позволяет создать особые условия для наиболее ранимого контингента больных, сконцентрировать специально подготовленные в области физиологии и патологии периода новорожденности кадры, а также специальную аппаратуру и оборудование.
Создание таких отделений дает возможность своевременно переводить заболевших новорожденных из родильных домов, что способствует более четкой организации и соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в акушерских стационарах.
Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных
детей имеет весьма существенные особенности. Основными задачами этих отделений являются:
- оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;
- проведение организационно-методической работы и повышение квалификации педиатров по актуальным вопросам неонатологии;
- анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.
В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.
Транспортировка новорожденных детей производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кувезом, в сопровождении среднего медицинского персонала, подготовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.
В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу «на себя» в специализированной транспортной реанимационной машине с врачом- реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.
4.4. Организация работы дневных стационаров
На базе детских поликлиник или стационаров детских больниц организуются дневные стационары. В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационарному (по объему и интенсивности), но находятся под наблюдением медперсонала только в дневные часы.
Длительность работы стационара должна составлять не менее 10 ч при 6- дневной рабочей неделе. Количество коек определяется материально- техническими возможностями базового учреждения, а также потребностью в

данном профиле коек. Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии: гастроэнтерологические, неврологические, диагностические и т.д. Больные в дневном стационаре пользуются 2-х разовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.
4.5. Организация специализированной и высокотехнологичной
медицинской помощи детям
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям в условиях стационара оказывается в специализированных отделениях в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи.
Оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям в Иркутской области осуществляется на базе ГУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница (детская онкология, травматология и ортопедия, детская урология, детская кардиология); ОГАУЗ
«Ивано-Матренинская городская детская клиническая больница» (хирургия новорожденных, детская урология, неонатология). Также программой модернизации здравоохранения Иркутской обалсти было предусмотрено развитие специализированной педиатрической медицинской помощи на базе городских детских больниц гг. Братска, Черемхово, Ангарска и Усолье-
Сибирского, городских больниц гг. Саянска, Усть-Илимска и Тулуна, городских детских поликлиник г. Иркутска, Ангарска, Братска.
Для обеспечения доступности специализированной медицинской помощи детям отдаленных и сельских районов Иркутской области сформированы 7 межрайонных педиатрических центров (с системой территориального закрепления по межрайонным центрам) на базе многопрофильных детских больниц в гг. Братске, Усолье-Сибирском, Ангарске, Черемхово, педиатрических отделений и детских поликлиник в структуре городских больниц в гг. Саянске и

Тулуне, подразделений педиатрической службы Усть-Илимской центральной городской больницы.
В каждом межрайонном педиатрическом центре развита служба интенсивной терапии и реанимации (дополнительно оснащены оборудованием реанимационные детские койки в каждой территории), дополнительное оснащение подразделений ультразвуковой, функциональной, лучевой и лабораторной диагностики, улучшена материально-техническая база отделений патологии новорожденных, развиты медицинские реабилитационные технологии). Уровень оснащенности межмуниципальных центров лечебно- диагностической аппаратурой, оборудованием, лекарственными препаратами соответствует стандартам оказания педиатрической помощи детям.
5.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ,
ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Важной задачей здравоохранения является организация медицинской помощи детям и подросткам непосредственно в образовательных учреждениях.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. №822н утвержден
«Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».
Обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, первичная медико-санитарная помощь в экстрен- ной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, со- стояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний оказывается в отделениях организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях. В этих отделениях работают врачи-педиатры, врачи по гигиене детей и подростков, фельдшеры и медицинские сестры.
Одна должность врача-педиатра (фельдшера) устанавливается в расчете на
180-200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов), на 400